Страница для юных тележурналистов

 

 

Работа в кадре

 

 

Основные рекомендации по итогам практикума

 

1. В кадре выигрышнее смотрится тот, кто стремится общаться со зрителем, а не просто проговаривает заученные слова. Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых.

2. Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально. Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам».

3. Смотреть нужно в основном в объектив. Но взгляд не должен быть «стеклянным», в частности, следует не забывать моргать.

4. Следует избегать движений-паразитов. Не нужно встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу и т.п.

5. Однако фигура человека в кадре не должна быть «замороженной». Нужно не переставать «жить». Естественные движения корпуса делают речь убедительней.

6. Нужно продумать, чем занять руки, если в них нет микрофона.

7. Жесты руками добавляют убедительности, но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.

8. В теле- и радиоэфире нужно стараться проговаривать все звуки. Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции. Примечание: активная артикуляция не только не портит внешность человека в кадре, но чаще наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти.

9. Как правило, наиболее предпочтительная стойка в стендапе – четверть оборота корпуса от камеры. Таким образом создается направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре, кажется стройнее.

 

 

Стендап

Материалы Школы журналистики «Интерньюс»

 

 

Стендап (англ. standup – стойка) - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.

Стендап делают для того, чтобы:

- сделать лицо корреспондента узнаваемым,

- подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события,

- подвести итог или рассказать о перспективах событий;

- привлечь внимание зрителя к важной информации;

- показать интересный объект;

- плавной перейти от одной части сюжета к другой;

- решить проблему нехватки видеоряда.

 

Основные требования к стендапу:

- продолжительность не более 10-20 секунд;

- фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;

- обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;

- стендап как правило не используется в начале сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;

- текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;

- должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем;

- внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета;

- текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.

 

Типы стендапов

 

1. Стендап в начале сюжета

Это не принято в большинстве телекомпаний за исключением случаев, когда:

- один и тот же репортер делает два сюжета, которые ставятся в выпуске подряд; в этом случае стендап показывает, что человек уже в другом месте и речь идет о другом событии;

- сам ведущий новостей, «лицо канала», едет на съемку.

 

2. Стендап в середине сюжета («мостик»)

Наиболее популярный тип стендапа:

- репортер связывает разные части сюжета;

- репортер дает информацию, для которой нет видеоряда;

- репортер работает в прямом эфире.

 

3. Стендап в конце сюжета

Используется как концовка или как анонс продолжения темы.

 

Стендап можно снять:

- стоя;

- сидя;

- в движении.

Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше делать стендап на фоне чего-то статичного, чем на фоне людей, особенно если они делают что-то интересное.

 

Что нужно помнить:

- постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;

- будьте свободным, не напрягайтесь;

- смотрите в камеру;

- будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;

- в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;

- запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;

- если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;

- объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;

- разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;

- будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.

 

Постарайтесь НЕ:

- не выучивайте текст стандапа наизусть;

- не ставьте знаки препинания кивком головы;

- не привязывайте текст к конкретной дате или времени;

- не делайте стендап на фоне группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;

- не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;

- не думайте о микрофоне в кадре;

- не надевайте солнцезащитные очки;

- не делайте стендап в головном уборе даже в мороз.

 

К началу