Страница для юных тележурналистов
Работа в кадре
Основные рекомендации по итогам практикума
1. В кадре выигрышнее смотрится тот, кто стремится
общаться со зрителем, а не просто проговаривает заученные слова. Если трудно
общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих
знакомых.
2. Произносить текст рекомендуется умеренно
эмоционально. Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это
вам».
3. Смотреть нужно в основном в объектив. Но взгляд
не должен быть «стеклянным», в частности, следует не забывать моргать.
4. Следует избегать движений-паразитов. Не нужно
встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с
ноги на ногу и т.п.
5. Однако фигура человека в кадре не должна быть
«замороженной». Нужно не переставать «жить». Естественные движения корпуса
делают речь убедительней.
6. Нужно продумать, чем занять руки, если в них
нет микрофона.
7. Жесты руками добавляют убедительности, но есть
смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.
8. В теле- и радиоэфире нужно стараться
проговаривать все звуки. Это достигается с помощью более активной, чем при
обычной речи, артикуляции. Примечание: активная артикуляция не только не портит
внешность человека в кадре, но чаще наоборот – добавляет его речи
убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и
челюсти.
9. Как правило, наиболее предпочтительная стойка в
стендапе – четверть оборота корпуса от камеры. Таким образом создается
направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре,
кажется стройнее.
Стендап
Материалы Школы журналистики «Интерньюс»
Стендап (англ. standup –
стойка) - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в
кадре и сообщает информацию по теме сюжета.
Стендап делают для того, чтобы:
- сделать лицо корреспондента узнаваемым,
- подчеркнуть, что корреспондент находится на
месте события,
- подвести итог или рассказать о перспективах
событий;
- привлечь внимание зрителя к важной информации;
- показать интересный объект;
- плавной перейти от одной части сюжета к другой;
- решить
проблему нехватки видеоряда.
Основные требования к стендапу:
- продолжительность не более 10-20 секунд;
- фон за журналистом должен иметь отношение к теме
сюжета;
- обычно в стендапе используется средний план,
чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
- стендап как правило не используется в начале
сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
- текст стендапа должен содержать минимум
субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
- должна сохраняться атмосфера естественного
общения со зрителем;
- внешний вид журналиста должен соответствовать
теме и атмосфере сюжета;
- текст стендапа должен отделяться от закадрового
текста.
Типы стендапов
1. Стендап в начале сюжета
Это не принято в большинстве телекомпаний за
исключением случаев, когда:
- один и тот же репортер делает два сюжета,
которые ставятся в выпуске подряд; в этом случае стендап показывает, что человек
уже в другом месте и речь идет о другом событии;
- сам ведущий новостей, «лицо канала», едет на
съемку.
2. Стендап в середине сюжета («мостик»)
Наиболее популярный тип стендапа:
- репортер связывает разные части сюжета;
- репортер дает информацию, для которой нет
видеоряда;
- репортер работает в прямом эфире.
3. Стендап в конце сюжета
Используется как концовка или как анонс
продолжения темы.
Стендап можно снять:
- стоя;
- сидя;
- в движении.
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь
в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше
делать стендап на фоне чего-то статичного, чем на фоне людей, особенно если они
делают что-то интересное.
Что нужно помнить:
- постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на
сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
- будьте свободным, не напрягайтесь;
- смотрите в камеру;
- будьте внимательны к тексту: у вас не будет
возможности исправить его позже;
- в начале и конце сделайте 5-секундные паузы,
чтобы облегчить монтаж;
- запишите по крайней мере два удачных дубля,
чтобы было из чего выбрать;
- если вы пытаетесь сделать что-то необычное,
всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
- объясните или упомяните о том, где вы
находитесь, если это не очевидно;
- разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;
- будьте осторожны с материалом, снятым в разное
время суток.
Постарайтесь НЕ:
- не выучивайте текст стандапа наизусть;
- не ставьте знаки препинания кивком головы;
- не привязывайте текст к конкретной дате или
времени;
- не делайте стендап на фоне группы людей, которые
должны делать вид, будто вас нет;
- не говорите полушепотом, например, в комнате,
где идет собрание;
- не думайте о микрофоне в кадре;
- не надевайте солнцезащитные очки;
- не делайте стендап в головном уборе даже в
мороз.