Страница для юных тележурналистов

 

 

Этапы производства телевизионного сюжета

 

1. Выработка идеи или получение задания.

2. Сбор информации: поиск в Интернете, изучение пресс-релизов, ранее снятых на эту тему сюжетов и т.п.

3. Разработка общего замысла (концепции) сюжета. Необходимо, во-первых, понять, какова будет основная идея сюжета, во-вторых, кого, что, где и когда следует снять, чтобы эту идею проиллюстрировать. Нужно это делать до начала съемок, хотя в процессе замысел может быть серьезно скорректирован. Однако никогда не следует выезжать на съемки «с пустой головой».

4. Обсуждение замысла с редактором. Тот может подсказать дополнительную информацию, подкинуть идею, таким образом сюжет приобретет «объем», из частностей можно будет сделать некое обобщение.

5. «Телефонный этап»: созвон с потенциальными героями сюжета с целью понять детали и договориться о съемках.

6. Обсуждение замысла с оператором. Он должен понять, что ему предстоит снимать. Автор, помни: телевидение – это картинка, а оператор – соратник по творчеству!

7. Выезд на съемку. Набор видео, запись синхронов и стендапа.

8. Просмотр снятого видео. При этом желательно отметить тайм-код наиболее удачных или важных кадров, потенциальных лайфов.

9. Расшифровка синхронов и стендапа. Задача – дословно перенести на бумагу (или в компьютер) текст, а также по тайм-коду зафиксировать продолжительность.

10. Написание текста сюжета.

11. Саморедактирование: вычитывание текста с целью проверки логики повествования (чтобы не перескакивать с одного на другое) и поиска языковых ошибок.

12. Вычитывание текста вместе с редактором.

13. Начитка закадрового текста.

14. Монтаж. Этим занимается монтажер, но автор может присутствовать и подсказывать идеи.

15. Отсмотр готового сюжета. Проверка качества, в частности, правильности всех титров.

 

 

Критерии оценки качества сюжета (по материалам практикума)

 

1. Убедительное и качественное видео.

2. Текст:

а) раскрытие темы (ответы на все вопросы зрителя),

б) взаимное соответствие текста и картинки,

в) удачное начало и окончание,

г) «объемность» сюжета: наличие контрдействия, подтем и т.п.

3. Стендап:

а) уместная внешность,

б) эмоциональность,

в) работа «на зрителя», а не «на себя»,

г) доступность текста,

уместность стендапа.

 

 

Непременные условия отличного сюжета

Материалы Школы журналистики «Интерньюс»

 

Видео

 

1.    Правильное использование фильтров при съемке.

2.    Отсутствие «засветки».

3.    Уместное и правильное применение искусственного света.

4.    Наличие резкости кадра.

5.    Отсутствие в кадре микрофона.

6.    Съемка ведется преимущественно со штатива.

7.    Горизонтальный уровень камеры.

8.    Камера достаточно приближена к важному объекту / действию.

9.    Творческий подход: камера показывает то, что не видит глаз.

10.    Правильное оформление интервью.

11.    Хорошо выбран второй план для интервью.

12.    Хороший естественный звук (интершум).

13.    Эффектное использование макрофокуса.

14.    Эффектные крупные планы.

15.    Эффектный начальный кадр.

16.    Эффектный финальный кадр.

 

Монтаж

 

1.    Красивое, привлекающее внимание начало.

2.    Хороший естественный звук вначале.

3.    Отсутствие очень коротких кадров.

4.    Чистый монтаж всех звуковых рядов.

5.    Хорошее звучание голоса на естественном фоне.

6.    Отсутствие «прыжков» при смене кадра.

7.    Правильное использование кадров с применение трансфокатора и с панорамами.

8.    Эффектное использование определенной последовательности кадров.

9.    Нет пересечения линии симметрии.

10.    Статичные кадры минимальной длины.

11.    Нет склеек: средний план к среднему, крупный к крупному.

12.    Соединения с помощью естественного звука.

13.    Чистый единый уровень записи звука на протяжении всего сюжета.

14.    Творческий подход: тактичное использование музыки и естественных шумов.

 

Текст

 

1.    Основная идея материала четко выражена.

2.    Хорошая подводка ведущего к сюжету.

3.    Персонифицированный подход (главный персонаж / персонажи, герои).

4.    Доказательность утверждений и выводов.

5.    Даны ответы на все поднятые вопросы.

6.    Есть ответ на вопрос: «Кому все это нужно?», зачем вообще снимался сюжет.

7.    Правильное использование голоса за кадром (в нужных местах).

8.    Несколько интервью с выражением разных точек зрения.

9.    Правильная грамматика.

10.    Отсутствие орфографических ошибок.

11.    Отсутствие жаргона и узкопрофессиональной терминологии.

12.    Отсутствие штампов.

13.    Использование разговорного стиля.

14.    Особые литературные или ораторские приемы.

15.    Идеальное структурное оформление текста.

16.    Все части текста логически связаны между собой.

  

 

К началу