Кочегин Павел Захарович (1916 - 1997) – литератор, историк.

Родился в бедной крестьянской семье в деревне Новоспасовка Долговской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (деревня ныне не существует, находилась в Куртамышском районе Курганской области). Его дед и отец приехали туда в 1887 году.С 1921 по 1927 год вместе с отцом Захаром Андреевичем и старшим братом Василием проживал в г. Камень-на-Оби, с. Завьялов, с. Крутиха (ныне Алтайский край), ходил по миру, работал батраком у кулаков. В 1924 году в с. Крутиха поступил в начальную школу, а в 1925 году был принят в пионеры. С 1927 по 1931 год жил в селе Усть-Уйском (ныне Целинный район Курганской области), где окончил ШКМ.
В 1933 году окончил школу ФЗУ на Челябинском тракторном заводе и до конца года работал на ЧТЗ фрезеровщиком. В 1934-35 учебном году — заведующий учебной частью неполной средней школы в с. Ключики Куртамышского района. 1935-36 учебный год — студент педагогического института имени Герцена в Ленинграде. По комсомольской путевке был переведен в Одесскую военную школу пилотов. В октябре 1938 года окончил Одесскую школу военных пилотов, был направлен летчиком в 14-й штурмовой авиационный полк Белорусского военного округа. В 1939 году участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
В 1940 году поступил учиться в Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, которую окончил в феврале 1942 года.
С 9 мая 1942 года на Карельском фронте. В боевой остановке переучился на самолёты Харрикейн и Аэрокобра. С мая 1942 по декабрь 1942 года участвовал в боях в составе 837 истребительного авиационного полка, летал на самолете Харрикейн. Произвел 3 боевых вылета, сбил 1 Messerschmitt Bf.109. С декабря 1942 года заместитель командира эскадрильи 19 Гвардейского истребительного авиационного полка по полит. части. С августа 1944 года командир эскадрильи 19 Гвардейского истребительного авиационного полка. С декабря 1942 года по 11 апреля 1944 года произвел 43 боевых вылетов в районе Петсамо, участвовал в 1 воздушном бою. В октябре 1943 года участвовал в перегонке самолётов Аэрокобра по маршруту Красноярск — Беломорск. С 11 апреля 1944 года по 12 октября 1944 года на самолёте Аэрокобра произвёл 52 боевых вылета, участвовал в 2 воздушных боях, лично сбил 9 октября 1944 года 1 Messerschmitt Bf.109. Ввсего группа сбила в этот день 4 самолёта, но самолёт Кочегина был также подбит в районе озера Сальмиярви. Пренебрегая смертельной опасностью, норвежцы шофер С. Ларсен, крестьянин Беддари, инженер Х. Кнудцен укрыли его от немцев, лечили, кормили его вплоть до прихода в поселок Сванвик советских разведчиков.
В 1946 году демобилизовался по состоянию здоровья. Пенсионер Министерства обороны. Майор запаса. После войны работал редактором районной газеты «На боевом посту» в с. Полтавка Челябинской области. В 1949 году переехал в Куртамыш .В 1949-50 года - преподаватель истории и зам. директора Куртамышского педучилища по заочному обучению. В 1950-53 – собственный корреспондент газеты «Красный Курган». В 1954-55 – ответственный секретарь районной газеты «Путь колхоза». С 1957 года член Союза журналистов СССР. В 1960-71 – организатор и директор Куртамышского краеведческого музея. Музей открылся 22 апреля 1960 года. С 9 декабря 1970 года член Союза писателей СССР, после распада СП СССР член Союза писателей России, состоял на учёте в Курганской областной писательской организации.
Первая книга Павла Захаровича Кочегина, вышедшая в 1967 году, была о жизни полководца гражданской войны Николая Дмитриевича Томина. В первом издании книги Н.Д. Томин предстает перед читателем уже красным командиром. Образ героя настолько увлёк и захватил писателя, что он уже не мог ограничиться описанием только боевых подвигов Томина. Уже в следующем издании книга «Человек-огонь» была значительно переработана и дополнена. Теперь читатель получил возможность узнать о детстве и юности Томина, о быте и социальном укладе, в которых формировались личность и характер будущего полководца. Новый вариант книги значительно богаче картинами жестокой классовой борьбы времён гражданской войны, более широко и подробно воссозданы эпизоды, связанные с освобождением Зауралья от колчаковщины. Проявилось отличное знание писателем живого народного языка, шире и проникновенней описана личная жизнь героя. Этому предшествовала большая исследовательская работа писателя, многочисленные поездки по Уралу и Средней Азии, изучение архивных документов, встречи с земляками, родными, близкими и соратниками Н.Д. Томина, переписка.