Страница "Журналистика" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
03. Язык экрана и
правила видеосъёмки
1.
Язык экрана – устоявшаяся
общепринятая терминология специалистов по кино-, фото- и видеосъёмки.
Кадр
(от фр.
cadre – рамка) – часть
изображения действительности, ограниченная в пространстве и времени.
Кадрирование – «обрезка» изображения границами кадра.
План
(от лат.
planum – плоскость) –
характеристика кадра по форме и содержанию.
Планы по крупности: от суперобщего до макроплана.
Планы по позиции: от участника, от наблюдателя, вид сверху и
т.п.
Планы по месту расположения: передний, задний, дальний…
Планы по функции: адресный, заявочный, поясняющий и т.п.
Ракурс
(от фр.
raccoursir – укорачивать)
– вид на объект с той или иной точки зрения.
Ракурс связан с перспективой.
Перспектива
(от лат.
perspicere – смотреть
сквозь) – изменение вида объектов и пространства при удалении.
Монтаж
(фр.
montage – сборка,
соединение) – процесс соединения компонентов в единое произведение.
Для телевидения особо важен внутрикадровый монтаж,
осуществляемый с помощью траекторной съёмки.
2. Правила съёмки
1) Движение камеры
Главное: следует избегать
дрожания камеры, которое бывает при съёмке с рук.
- Снимать всегда лучше с неподвижной опоры: со штатива,
стола, подоконника и т.п. Если необходимо, под смартфон можно подложить книги и
другие предметы.
- Если приходится снимать с рук, для того чтобы избежать
дрожания, можно использовать контролируемое движение: медленно и плавно слегка
покачивать камеру или «рисовать» ею что-то вроде знака бесконечности.
- Если есть возможность, при съёмке с рук следует включить в
камере стабилизацию, использовать гироскопический стабилизатор или хотя бы
ручной монопод.
- Можно использовать движение камеры, которое является частью
создаваемого образа действительности: панораму, тревеллинг, траекторную съёмку,
но их применение должно быть оправданным.
2) Движение в кадре
Главное: современный стандарт
видео предполагает динамику.
- Желательно снимать так, чтобы в кадре было внутреннее
движение: перемещались и взаимодействовали объекты, массы или фон.
- При сопровождении какого-либо объекта следует в конце
концов дать ему выйти из кадра.
3) Монтажность съёмки
Главное: важно снять достаточное
количество разных планов.
- При съёмке желательно чередовать планы по крупности.
- Нужно не забывать снимать общие планы, чтобы дать зрителю
возможность понять, где происходит действие.
- Следует помнить, что телевидение – это прежде всего крупные
планы и детали (макропланы).
4) Ракурсы
Главное: ракурсы бывают
привычные и оригинальные.
- Как правило, съёмка ведется в привычных ракурсах, чтобы
зрителю было удобнее воспринимать видео.
- Оригинальные, необычные ракурсы используются как
изобразительное средство, чтобы привлечь внимание зрителя, акцентировать
какую-то мысль или эмоцию.
- Съёмка в некоторых ракурсах может создать неприглядный
образ человека.
5) Пропорции сторон кадра
Главное: пропорции кадра влияют
на восприятие видео.
- Чаще встречаются пропорции сторон кадра 4:3 и 16:9.
- Более вытянутый по горизонтали кадр воспринимается зрителем
как панорамный и усиливает ощущение пространства.