03. Язык экрана и правила видеосъёмки

Страница "Журналистика" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

03. Язык экрана и правила видеосъёмки

 

1. Язык экрана – устоявшаяся общепринятая терминология специалистов по кино-, фото- и видеосъёмки.

 

Кадр (от фр. cadre – рамка) – часть изображения действительности, ограниченная в пространстве и времени.

Кадрирование – «обрезка» изображения границами кадра.

 

План (от лат. planum – плоскость) – характеристика кадра по форме и содержанию.

Планы по крупности: от суперобщего до макроплана.

Планы по позиции: от участника, от наблюдателя, вид сверху и т.п.

Планы по месту расположения: передний, задний, дальний…

Планы по функции: адресный, заявочный, поясняющий и т.п.

 

Ракурс (от фр. raccoursir – укорачивать) – вид на объект с той или иной точки зрения.

Ракурс связан с перспективой.

 

Перспектива (от лат. perspicere – смотреть сквозь) – изменение вида объектов и пространства при удалении.

 

Монтаж (фр. montage – сборка, соединение) – процесс соединения компонентов в единое произведение.

Для телевидения особо важен внутрикадровый монтаж, осуществляемый с помощью траекторной съёмки.

 

 

2. Правила съёмки

 

1) Движение камеры

Главное: следует избегать дрожания камеры, которое бывает при съёмке с рук.

- Снимать всегда лучше с неподвижной опоры: со штатива, стола, подоконника и т.п. Если необходимо, под смартфон можно подложить книги и другие предметы.

- Если приходится снимать с рук, для того чтобы избежать дрожания, можно использовать контролируемое движение: медленно и плавно слегка покачивать камеру или «рисовать» ею что-то вроде знака бесконечности.

- Если есть возможность, при съёмке с рук следует включить в камере стабилизацию, использовать гироскопический стабилизатор или хотя бы ручной монопод.

- Можно использовать движение камеры, которое является частью создаваемого образа действительности: панораму, тревеллинг, траекторную съёмку, но их применение должно быть оправданным.

 

2) Движение в кадре

Главное: современный стандарт видео предполагает динамику.

- Желательно снимать так, чтобы в кадре было внутреннее движение: перемещались и взаимодействовали объекты, массы или фон.

- При сопровождении какого-либо объекта следует в конце концов дать ему выйти из кадра.

 

3) Монтажность съёмки

Главное: важно снять достаточное количество разных планов.

- При съёмке желательно чередовать планы по крупности.

- Нужно не забывать снимать общие планы, чтобы дать зрителю возможность понять, где происходит действие.

- Следует помнить, что телевидение – это прежде всего крупные планы и детали (макропланы).

 

4) Ракурсы

Главное: ракурсы бывают привычные и оригинальные.

- Как правило, съёмка ведется в привычных ракурсах, чтобы зрителю было удобнее воспринимать видео.

- Оригинальные, необычные ракурсы используются как изобразительное средство, чтобы привлечь внимание зрителя, акцентировать какую-то мысль или эмоцию.

- Съёмка в некоторых ракурсах может создать неприглядный образ человека.

 

5) Пропорции сторон кадра

Главное: пропорции кадра влияют на восприятие видео.

- Чаще встречаются пропорции сторон кадра 4:3 и 16:9.

- Более вытянутый по горизонтали кадр воспринимается зрителем как панорамный и усиливает ощущение пространства.