Александр Кайдалов. Царёв курган: раскопанный и забытый

Александр Кайдалов

Царёв курган: раскопанный и забытый

 

Публикуется с разрешения автора

 

 

На курганской земле находится большое количество памятников археологии – поселений и могильников, принадлежащих разным культурам и эпохам. Большинство из них известно лишь специалистам, изучающим археологическое прошлое Зауралья, но существуют и те, о которых знают все. Один  из наиболее известных курганцам – это, ныне не существующий, Царёв Курган, некогда давший имя нашему городу, так как первоначальное русское поселение XVII века  располагалось на, так называемом, Алгинском яру рядом с Царёвым Курганом. В конце XVII века по причине обвала берега жители были вынуждены покинуть Алгинский яр и основали новое поселение, которое до 1782 года имело несколько названий: Царёво Городище, Царекурганская слобода или Курганская слобода. В 1782 году по указу Екатерины II слобода получает статус города и наименование Курган [1, с.39]. Через три года был утверждён герб города – « В зелёном поле два серебряных кургана, и по имени сего города и в знак, что оные при сём городе и находятся» [2]. С XVIII века и до настоящего времени город Курган не менял своего имени. Хотя это могло произойти в 1927 году, однако президиум Горсовета принял постановление воздержаться от переименования города в Красинск. Одна из причин подобного решения заключалась в том, что Курган своим наименованием был связан не с бывшим царским правительством, а с историей города [3].

Герб же города за всю свою историю претерпел лишь незначительные изменения, внесённые тем или иным правительством. Но при всём этом главным символом города всегда оставалось изображение двух могильных холмов - курганов.

И действительно, громадная земляная насыпь Царёва Кургана всегда (долгое время) производила незабываемое впечатление на людей, особенно впервые посетивших город и его окрестности.

Первые сведения о Царёвом Кургане относятся к концу XVII  века  и были  получены (составлены) С.У. Ремезовым, который участвовал в походе военного отряда, целью которого была защита слобод от возможного нападения кочевников. Сам же Ремезов был включён в число участников похода для сбора топографических сведений, которые он получал с помощью съёмки местности, расспросов местных жителей, личных наблюдений. Все полученные данные были «опубликованы» в атласе Сибири, названного  «Хорографической чертёжной книгой». На одном из листов этого атласа был помещен участок реки Тобол от деревни Вороновки до села Утятского на котором  изображался холм, помеченный как Царёв Курган, рядом с Алгинским яром. Однако описание кургана С.У. Ремезов не даёт [4].

Особенное значение для изучения древней истории Зауралья имеют работы П.С. Палласа и И.П. Фалька – участников Второй Великой Академической экспедиции (1768-1774 гг.).

В отличие от С.У. Ремезова, П.С. Паллас в своей работе даёт более подробное описание Царёва Кургана: « После сего делает р. Тобол большую излучину, на которой обрывается крутой на несколько вёрст выше сея берег, состоит из песку и глины и называется Алгинским яром. На сём берегу сказывают была прежде основана Курганская слобода. Где оной кончится, выходит из Тобола большой рукав (Курганская Курья), на коем лежит разделённая на две части Курганская деревня, и между обеими частями села деревни близ берега находится так называемый Царёв Курган. Сим  именем называется чрезвычайной величины насыпанный людьми курган, о коем никакого не осталось предания, и нее известно воздвигнут ли оной древними обитателями сея страны, как памятник ка-(л.59) кого важного произведения, или как гробница покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин и в расстоянии на 8 аршин окружён весьма уже заросшим, однако вышиною с лишком полторы сажени и круглую фигуру составляющим валом и рвом, который во всей своей окружности по крайней мере 350 аршин имеет; к северной стороне имеет пролом. Холм имел сперва вид конической, и был гораздо выше нежели теперь: ибо вершина оного по признанию князя Мещерского скрыта и выкопана в оном глубокая яма, однако, сказывают при оном изыскивании ничего не нашли.

Нарытая около оного земля покрыта селитряным слоем и не имеет на себе травы, хотя ров и оброс прекраснейшим толстым дёрном. К южной стороне от великого сего холма лежит ближе к реке ещё несколько маленьких, и видны различные могильные насыпи выше и ниже оного рассеянные. Недалеко от сего холма лежит маленькое безъимянное озеро и  молодая берёзовая роща неподалёку от  Тобола» [5]. В тоже время Зауралье посетил другой крупный ученный  той эпохи – И.П. Фальк, также описавший Царёв Курган и расположенные рядом малые курганы. В своей книге Фальк упомянул, со слов старожилов, о том, что было найдено в курганах, о содержимом этих сооружений, а также дал их возможную культурную атрибутацию:  « Многие из них разрыты и, как говорят, находили в них серебренную посуду, но недавно принесли указ, коем повелено сии имущества прежних жителей, вероятно кочующих татар, оставить во всей их ценности » [6].

Данные П.С. Палласа о Царёвом Кургане практически без изменений были использованы А. Шекатовым при составлении «Словаря географических названий Российского государства» [7]. В 1828 году в одном из выпусков «Отечественные записки» была опубликована заметка Солунова, смотрителя местного училища, которая была посвящена нескольким крупным курганам, таким как Царёв Курган, Шикаевский курган, Бабий бугор и др. Автор определяет эти курганы как «места пребывания татарских князей и старшин, удалившихся из окрестностей Астрахани» [8].

В связи с этим  интересно и предположение известного исследователя истории Сибири П.А. Словцова  о древних курганах Зауралья как о памятниках летних старшинских кочевий[10].

В 1860 году в « Тобольских губернских ведомостях» была опубликована статья Н.А. Абрамова посвященная истории слободы Царёво Городище и её окрестностям. В этой статье автор описывает Царёв Курган, а также связанные с ним легенды: « …В расстоянии около версты к юго-западу от первоначальной слободы Царёво городище находится земляная насыпь, известная до настоящего времени под названием Царёв Курган. Этот остаток и памятник прежних сибирских обитателей имеет по окружности при подошве около 80 сажен, был прежде конической фигуры и довольно значительной высоты, так что в настоящее время, при постепенно значительной осадке его, кажется до четырёх сажень. Перпендикулярную высоту его можно полагать до 7 сажен. С уступкою на 8 аршин его окружают вал и ров, из коих первый пред концом прошлого столетия был вышиною около 1,5 сажен. Судя по этому, и ров должен был иметь соответствующую глубину.

Вход к кургану был с северной стороны. Коническая фигура кургана впоследствии изменилась, потому что вершина его в первой половине XVIII столетия, по приказанию Оренбургского коменданта князя Мещерского, срыта и выкопана в оном глубокая яма, но никакого клада при сём уже не найдено.

Рядом с Царёвым Курганом на севере находится другой, гораздо меньшего объёма, кажущийся вышиною около четырёх аршин, также окруженный валом и рвом. Сверх этих в Курганском округе очень много различной величины таких же курганов или бугров, которые могут свидетельствовать о численности древних там обитателей до водворения русских.

… О Царёвом Кургане, как о величественном и примечательном памятнике, сохранилось предание: на первом высоком (там до 15 сажен) берегу р. Тобол на живописном месте Алгинского яра (Алгин – с татарского значит знаменитый, отменный) – где была первоначально основана слобода Царёво Городище в древности  имел свой юрт некоторый знаменитый из татарских ханов. В семействе его отличалась необыкновенной красотою дочь. Судьбе угодно было в юности прекратить жизнь её. По смерти отец похоронил милое дитя вблизи своего жилища и над могилой приказал насыпать высокий курган. Русские удальцы, ещё за долго до водворения своего в сих местах, соединялись артелями, отправлялись на места оставленные татарами и несмотря на испытываемые беды от кочевавших около тех мест степных племён, не переставали уезжать в степь, где по наслышке узнавали о существовании древних могил с кладами. Бывало, что в то время как рылись они в курганах и буграх киргизы- наездники убивали их на месте или брали в погон. Таким образом с незапамятных времён был разрываем кладоискателями и Царёв Курган и труды их не были напрасны. Они находили в нём, как свидетельствуют предания, серебряные сосуды, дорогие украшения и разные вещи.

При подобных поисках, будто бы погребённая под курганом ханская дочь, не могла вынести нарушение её покоя, принуждена была оставить свою могилу. В одну летнюю полночь , когда кладоискатели разрывали курган вдруг из глубины его , на окованной серебром колеснице , запряжённой двумя белыми конями показалась девица-красавица с распущенными волосами, в блестящем разными дорогими каменьями головном уборе и богатейшем татарском платье. Она мгновенно пронеслась к западу и вместе с колесницею утонула в глубине Чухломского озера (это название происходит вероятно от татарского слова Чухлимак - упадать)». [9].

В 1872 году по решению Тобольского губернского статического комитета составлялась археологическая карта курганского округа, и исполняющий должность тобольского младшего окружного землемера Шмурыгин писал в своём рапорте, что насыпь Царёва кургана имеет в окружности 112 сажен, спуск с западной стороны в 12 сажен, в диаметре  40 сажен, высота его – 3 сажени и в круг его два рва, занимающие расстояние 9 сажен, на верху кургана имеется углубление в 1 аршин. «Курган прежде имел концеобразную форму, довольно был высок, так что (по словам жителей) на него с трудом можно было входить, рвы около него были далеко глубже, но был срыт и получил форму усеченного конуса. В середине его наверху была яма до 1,5 сажен, которая назад тому лет 15 бывшим курганским исправником заровнена и на этом кургане была устроена беседка, где жители г. Кургана в день св. Троицы устраивали гулянья.… Рядом с Царёвым Курганом  лежали ещё два кургана, диаметром до 10 сажен, вышиною до 2,5 аршин, а третий находящийся к северу, расстоянием в 650 сажен, в окружности до 52 сажень, в диаметре 27 сажень и вышиною до 1,5 сажень»(10).

В 1893 году финским учёным А. Гейкелем были раскопаны две небольшие насыпи, располагавшиеся по соседству с Царёвым Курганом. Найденные А. Гейкелем погребения позднее были отнесены К.В. Сальниковым к андроновской культура эпохи бронзы»[11].

В 1917 году в город Курган приехал Н.Н. Бортвин, в последствии ставший заведующим курганского музея. Н.Н. Бортвин активно занимался обследованием археологических памятников Курганского округа, входившего тогда в обширную Уральскую область. Изучая памятники археологии, Н.Н. Бортвин пытался        по - возможности  определить их хронологическую и культурную принадлежность. По мнению Н.Н. Бортвина, курганы, располагающиеся на территории современной Курганской области, опираясь на внешний вид памятника, можно поделить на два вида: скифские и сарматские. Наиболее крупные курганы, такие как Шикаевский, а также курганы располагающиеся у дер. Сладкий Лог, Гагарье и Курганка были отнесены Н.Н. Бортвиным к «скифскому виду» и были приблизительно датированы 6-5 веками до н.э. (2,5 тысячи лет назад)    [12]. Таким образом, Н.Н. Бортвиным впервые была дана точная датировка Царёва Кургана, в последствии подтверждённая  во время раскопок.

В 1933 году на Южном Урале начинается деятельность выдающегося советского археолога – К.В. Сальникова, который, будучи сотрудником Челябинского областного краеведческого музея, в 1937 году совершил свою первую экспедицию в Зауралье[13]. Благодаря более чем двадцатилетним исследованиям в Зауралье К.В. Сальниковым значительно увеличился фонд местных археологических источников. Последними крупными работами К.В. Сальникова в Зауралье являются беспренцендентные по тем временам раскопки в 1959-1960 гг. знаменитого Царёва кургана, а также остатков перекрытого его насыпью могильника эпохи бронзы.

Необходимость исследовать такой  крупномасштабной работы была установлена К.В. Сальниковым в 1958 году во время рекогносцировочного обследования памятников, расположенных поблизости от дороги Шадринск – Курган. « По словам местных жителей (Царёв Курган) ежегодно подмывается вместе с берегом. С восточной и юго-восточной стороны насыпь действительно уже смыта» [14]. Необходимо было принять меры по спасению научных материалов. Старшее поколение курганцев помнит, как один из курганов, давших имя городу,  был смыт рекой. Поэтому Уральским университетом, совместно с Курганским областным музеем  и были проведены в 1959-1960 годах исследования этого памятника. Непосредственно перед раскопками были сняты размеры насыпи. В 1959 году Царёв Курган имел высоту 5,5 – 6 метров, при  диаметре до 100 метров и был окружен у подошвы рвом и валом с внешней и внутренней стороны рва, ширина которого достигала 13 метров при глубине 1 метр. С востока и запада  имеются разрыва на участках рва и вала шириной 18 метров, позволяющие свободно подняться на вершину. Раскопки кургана велись с применением транспортных средств: шестикубовым скрепером и бульдозером. После снятия шестиметровой насыпи было обнаружено центральное погребение, а также 12 (15?), (13?) малых погребений более древних по возрасту. Было установлено, что они принадлежали некогда существовавшему могильнику эпохи бронзы. Два таких погребения исследованы за пределами Царёва Кургана, а десять  (одиннадцать?), (тринадцать?) оказались перекрытыми насыпью. Все погребения эпохи бронзы в древности были разрушены, за исключением одного (№ 7), в котором вместе с телом сильно разрушенного костяка находились развалы пяти сосудов, нож-кинжал, шило и бронзовый вислообушный топор. В других погребениях, разрушенных грабителями, были найдены фрагменты сосудов и украшения андроновского типа [16]. Все они являлись типичными андроновско - алакульскими неглубокими погребениями и лишь одно(№10) резко отличалось от андроновских не толь характером могильного инвентаря, но и устройством самой могилы. Погребение представляло собой яму, имеющую прямоугольную форму, сильно деформированную вследствие ограбления и обвалов, размером 3,5 х 2 метра, ориентированную с С-З на Ю-В, глубиной  2,65 метра от уровня древней поверхности. Погребение было перекрыто бревенчатым накатником, обломки которого оказались в заполнении могильной ямы. У юго-восточной и северной стенки были обнаружены кости ног и черепа крупно - и мелкорогатого скота, возможно некогда размещавшиеся на перекрытии. На дне, в южной части могилы, встречен облом бедренной кости взрослого человека, кремневый наконечник стрелы и четыре копыта лошади, а у северной стенки - остатки детского костяка и череп коровы. Также в заполнении могилы найдены фрагменты от сосудов абашевского типа. В 1,5 метрах к северо-востоку от погребения находилась яма овальной формы 2 х 1метр, глубиной 1 метр, густо заполненная костями ног  и черепами нескольких коров и одной овцы, поверх которых лежал полный костяк собаки. Яма с костями, несомненно, представляет собой единый комплекс с погребальным сооружением. На это указывает как состояние костей в яме и в могиле (рассосредоточенность костей животных), так и нахождение обеих ям под одним погребением. Последние было установлено в ходе стратиграфического анализа юго-восточной стенки раскопа, где были зафиксированы следы курганообразной насыпи, состоящей из чернозёма и могильного выкида. Описанное погребение рассматривается как абашевское прежде всего на основании керамики. Всего, из фрагментов собранных в могиле и грабительском выкиде, было выделено четыре сосуда . изготовленных из глины с примесью толченых раковин. Один сосуд удалось восстановить. Он имеет абашевскую форму – острорёберной вазы верхнекизыльского типа с орнаментом, состоящим из желобков, групп насечек в шахматном порядке и треугольников вершиной к низу с горизонтальной заштриховкой. Фрагменты других сосудов орнаментированы также узкими треугольниками, стороны которых прочерчены острым предметом, а горизонтальная штриховка сделана гребенчатым штампом [16].

В том же 1959 году под центром насыпи был обнаружен и исследован настил округлой формы, диаметром 34 см., состоящий из нескольких (до 7) рядов брёвен, расположенных радиально к центру и под углом к поверхности так, что в центральной части бревенчатое сооружение достигло полутораметровой высоты. Предполагается, что первоначально высота его могла равняться трём метрам[18]. Аналогичные шатровые надмогильные конструкции, с некоторыми вариантами, широко известны  в могильниках VII-III веков до н.э. в степной полосе Евразии и являются несомненным признаком богатых захоронений [19]. В середине настила обнаружена площадка лишённая настила диаметром 10 метров, которая явилась результатом провала дерева в могильную яму округлой формы, размерами 9 х 10 метров , углублённую от уровня древней поверхности на 3 метра. Стенки могильной ямы на всю высоту были обложены досками. В заполнении погребения найдено большое количество брёвен, плах, досок и их обломков, расположенных в беспорядке и являющихся остатками могильной конструкции. Дерево хорошо сохранилось благодаря сырости заполнения могилы.

В центре дна могилы оказалась большая площадка со следами кострища, к югу от неё яма 2 х 3 метра, глубиной 1,2 метра в форме прямоугольника, ориентированная по линии ССЗ-ЮЮВ. Возможно, в данной яме некогда находилось тело погребённого, однако никаких вещей не было обнаружено. Возле стен могильной ямы прослежены ряды ямок от столбов глубиной 0,9 метров, диаметром до 0,35 метра, образующих прямоугольник. По видимому данные столбы выполняли несущую функцию горизонтального накатника, перекрывающего могильную яму. В северо - и юго - западном углах оказались ряды ямок от кольев. Несколько пар кольев сохранились вместе с опирающимися на них горизонтальными досками, очевидно, от остатков нар.

Благодаря не однократному проникновению  грабителей в погребение из могильного инвентаря до нас дошли такие остатки: 132 мелких фрагмента керамики, обломок деревянной лопаточки или весла, деревянный совок, обломок деревянного изделия в виде массивной вилки или совка с продольным разрезом, бронзовый трехгранный наконечник стрелы, три доски в форме усечённого сегмента с тремя отверстиями и  обломки круглых, хорошо обработанных жердей диметром 4 см., равным диаметру отверстий досок, а также кеглеобразное изделие. Последние предметы, по мнению К.В. Сальникова, являются,  вероятнее всего, частями погребенной колесницы.

Датирующими предметами являются бронзовый трехгранный наконечник стрелы со скрытой втулкой и несколько фрагментов верхних частей сосудов, изготовленных из глины с примесью талька и слюды и орнаментированных двойным рядом защипов. Подобные наконечники стрел и керамика характерны для памятников раннего железного века лесостепного Зауралья второй половины I тысячелетия до н.э.

Первые результаты исследований Царёва кургана были опубликованы в серии статей и ответов на вопросы читателей, вышедших в период с 1959 по 1960 года в местной областной газете « Советское Зауралье». Однако, данные приводимые в газете содержат, как правило, отрывочные и даже не точные сведения не дающих читателю возможности представить правильную картину происходившего. В 1962 году в одном из археологических сборников появилась статья К.В. Сальникова «Царёв Курган на реке Тобол» посвященная раскопкам данного памятника. Однако автор в данной работе ограничился лишь одним центральным погребением, совершенно не приняв во внимание погребения более поздней эпохи – эпохи бронзы. О Царёвом кургане так же упоминается в сборнике археологических исследований, вышедшем в 1966 году. В 1967 году была издана монография К.В. Сальникова « Очерки древней истории Южного Урала», в которой опять же частично, были опубликованы материалы раскопок Царёва Кургана. В данной публикации наибольшее внимание уделено одному из погребений (% 10) эпохи бронзы, которое выделялось своей неординарностью.

В настоящее время исследователи уже не раз обращались к работам К.В. Сальникова. Тем не менее,  на данный момент назрела необходимость большой обобщающей публикации  по истории Царёва Кургана, которая не была написана в своё время из-за отъезда в Уфу К.В. Сальникова и последовавшей потом смерти учённого. Данная работа помогла бы исследователям расставить все точки над «i», разобраться в многочисленных погрешностях и неточностях (нельзя однако забывать о трудностях с которыми столкнулся К.В. Сальников и о методике раскопок того времени). Работа также могла бы быть полезна для учащихся и просто жителей города, рассказов о не известных им фактов. Необходимо, что бы в неё вошли воспоминания участников и свидетелей раскопок, легенды и придания, с максимальной фиксацией всего, что относится к Царёву Кургану. Нельзя забывать, что Царёв Курган это больше чем археологический памятник, это символ города, то с чего есть пошла земля курганская.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильева А.М. Забытый Курган. Изд-во Зауралье, Курган, 1997, с.39

2.

3. ГАКО, ф.р.-465, оп.1, д.25, л. 179

4. Васильева А.М. Указоч. с.17-18. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч.1 «Информ-пресс». Новосибирск, 1999, с.172-176

5. Паллас П.С. Путешествие по разным частям Российского государства. Часть II. – Кн. 2.- СПб.- С.58-59.1786.

6. Фальк И.П. Записки Путешествия академика Фалька // Полное собрание учёных путешествий по России, издаваемое Императорскою Академиею наук по предложению её Президента (с примечаниями, изъяснениями и дополнениями). – Т.6. – СПб, 1824. - С.357

7. Щекатов А. Словарь географический Российского государства. Часть 7.-М.-с.-з.

8. Солунов. О старинных городищах, существующих в курганском уезде // Отечественные записки. - Ч.20. – СПб, 1824. - С.121

9. Абрамов Н.А. Слобода Царёво-городище с окрестностями до переименования её городом Курганом // Тобольские губернские ведомости . - №5. - 1860

10. Васильева А.М. Указ. соч. с. 19-20

11. Свод археологических источников. Вып. В3-2

12. Бортвин Н.Н. Работа экспедиции закончена // К.К. 1928

13. Виноградов

14. Сальников К.В. Научный отчёт об археологических исследованиях Южно-Уральской археологической экспедиции в 1958 г. Архив КОКМ, с.34-36

15. Сальников К.в. Царёв Курган на реке Тобол // ВАУ Вып.2.1962 с.38

16. Сальников К.В. Отчёт о полевых исследованиях Южно-Уральской экспедиции в 1959. Архив КОКМ.

17. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М.; Наука, 1967, с.33-34

18. Сальников К.В. Царёв Курган… с.38

19. Корякова Л.Н. Гороховская культура // Очерки культурогенеза Западной Сибири. Т.2. Томск, 1994. С. 139

20. Сальников К.В. Отчёт о полевых исследованиях Южно-Уральской экспедиции в 1960 г. Архив КОКМ, с.2-14