01. Наука психология. Психика

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

01. Наука психология. Психика

 

1. Актуальность психологии в современном обществе.

Мотивы для изучения психологии:

- психология как ключ к познанию человека и общества (гуманистический аспект);

- психология как ключ к управлению людьми;

- психология как ключ к решению собственных проблем;

в конечном итоге, знание психологии способствует профессиональному успеху специалистов, работающих в системе «человек – человек» (термин Евгений Александровича Климова).

 

 

2. Психология – дочь философии. Рождение науки

В формировании научной психологической идеи (для европейской психологии) наиболее яркую роль сыграли философы и философские школы Древней Греции.

Гераклиту (530–470 гг. до н. э.) душа как особенное огненное начало в организме обязано названием «психея». Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. До наших дней дошли разработки врача‑философа древности Гиппократа, который, основываясь на смешении жидкостей организма, представил четыре типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Хотя сегодня функциональные механизмы, положенные в основу гиппократовской классификации, не могут быть приняты, определения типов остались и действительно отражают темпераментные особенности человека.

 

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. С середины 19 в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

К нашему времени психология как наука разделилась на множество разделов в зависимости от изучаемых аспектов. Например, психология личности, социальная психология, педагогическая психология.

Существуют отрасли психологии:

- теоретическая психология – то, что преподают,

- практическая психология – то, что помогает людям справиться с проблемами,

- популярная психология – то, что помогает людям познакомиться со своей психикой.

 

 

3. Предмет изучения психологии – прежде всего психика человека и животных.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество.

 

 

4. Понятие психики

Традиционно дают определение психики как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.

 

Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. Местом помещения «души» считали, в частности, сердце. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

 

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

 

 

5. Функции психики:

- отражение окружающего мира,

- регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Эволюционная теория утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут уменьшаться и исчезать. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения и психики со времени появления жизни на Земле до наших дней.

 

 

6. Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психическая деятельность человека в сознании непрерывна.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на

- познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение,

- эмоциональные — активные и пассивные переживания,

- волевые — решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Например, некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1)  жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2)  темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения);

3)  способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4)  характер как систему отношений и способов поведения.

 

 

7. Психика, поведение и деятельность

Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.

 

 

8. Социальная психология (от лат. socium – общество) – раздел, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определённым общественным группам, а также изучающая психологические характеристики этих групп.

 

 

9. Методы психологии

С помощью методов психологи исследуют психику человека. Это:

- наблюдение,

- эксперимент,

- самонаблюдение,

- психологическое тестирование,

- биографический метод,

- опрос,

- беседа, интервью.

 

Эксперимент «Учёный или убийца?»