08. Теории личности

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

08. Теории личности

 

 

 

1. Учёные издавна пытаются выработать теории, которые объясняют поведение человека и психические процессы. Их интересуют:

- индивидуальные особенности,

- причины страданий людей из-за психических явлений.

Источниками информации для них становятся:

- наблюдение,

- самонаблюдение (интроспекция) и рефлексия,

- эксперимент.

Теории личности отчасти также пытаются ответить на вечный вопрос: в чём смысл жизни человека?

 

 

2. Бихевиоризм

Теория возникла в США в первой половине ХХ века. Её основоположники предложили рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Психические состояния интерпретировались как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Цель поведения – конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов. Для формирования цели служат ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение. Поведение основано на реакциях на разнообразные стимулы. Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов. Раз так, то возможно применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций.

 

 

4. Гештальтпсихология

Зародилась в Германии и распространи­лась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей. Целое не эквивалентно сумме его частей, оно обладает неким главным, основополагающим качеством, которое не меняется при изменении отдельных его частей. Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.

Сознание человека способно «достраивать» образы, устанавливать ассоциативные связи между ними и тем самым создавать новые смыслы.

 

 

5. Психоанализ

Разработан австрийским психологом и пси­хиатром Зигмундом Фрейдом (Фройдом) на рубеже XIX и ХХ веков,  поэтому иногда называется «фрейдизмом».

Основывая научное теоретическое направление в психоло­гии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтиче­ской практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изна­чальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются соз­нание и бессознательное.

Именно бессознательному (сексуальное влечение – либидо, а также влечение к смерти) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные вле­чения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов сообщества.

Фрейд выделял три слоя психики: Ид (оно) – бессознательная, иррациональная часть психики, Эго (я) – осознаваемая часть психики, находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия, реагирует на воздействия окружения, Суперэго (сверх-я) – часть психики, сформированная под влиянием сообщества и включающая совесть, стыд и т.п. Цель Эго (я) – установить равновесие (гомеостаз) между Суперэго (сверх-я) и Ид (оно).

 

Важны идеи Фрейда о психологический защите. Её механизмы направлены на уменьшение тревоги, вызванной внутренним конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить целостность и приспособляемость личности к ситуации.

Первую группу составляют защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.

Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения.

Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы защиты манипулятивного типа. При защитном механизме регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности.

 

 

6. Создатель индивидуальной психологии Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности. Человек действует, чтобы избежать болезненного ощущения собственной некомпетентности, неспособности, неуважения со стороны окружающих.

 

 

7. Гуманистическая психология является теорией А. Маслоу. По его мнению, высшей потребностью человека является самоактуализация. В его понимании это преданность какому-то делу, призванию, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей.

Самоактуализирующиеся личности открыты миру, честны с другими людьми и собой, добры, принимают себя и других такими, какие они есть, имеют внутренний локус контроля, творческие, получают удовольствие от жизни.

 

 

8. Гуманистический психоанализ

Его родоначальник Эрих Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены. Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению. Невроз, по Фромму, – это симптом морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку.

 

 

9. Интерактивная психология и транзакционный анализ предложены Эриком Берном (1910 – 1970). По всей видимости, эта теории основана на психоанализе и является его преломлением в практику человеческой коммуникации.

Сознание человека представляется как слияние трех состояний «Я» - Эго-состояний:

- состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка;

- состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая;

- состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из трех Эго-состояний.

Трансакция – это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Во время общения (обмена трансакциями) наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра по общению.

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребенком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Для того чтобы избавиться от неблагоприятного сценария, человек может сознательно формировать контрсценарий и антисценарий.

 

 

10. Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.