14. Групповая динамика. Ролевое поведение

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

14. Групповая динамика. Ролевое поведение

 

 

 

1. Почему люди притягиваются друг к другу и объединяются?

Механизмы взаимного влияния людей, способствующие объединению людей и формированию психологической общности:

- подражание,

- внушение,

- эмпатия,

- идентификация (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.

 

 

2. Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление (Курт Левин).

Групповая динамика рассматривает развитие отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.

Элементы групповой динамики:

- общие цели;

- групповые нормы (принуждение при достижении целей и сохранении стабильности состава группы),

- структура группы и проблема лидерства,

- сплоченность группы,

- фазы развития группы.

По Льву Ильичу Уманскому при смене стадий в ходе развития группы изменяются такие показатели, как

- сплоченность,

- эмоциональный микроклимат,

- референтность,

- интрагрупповая и интергрупповая активность.

Стадии развития малой группы по степени сплоченности (по Льву Ильичу Уманскому и Артуру Владимировичу Петровскому):

- диффузная группа (случайное собрание людей, не связанных совместной деятельностью), или

- номинальная группа (внешнее формальное объединение вокруг предписанных задач) – «сыпучий песок» по Анатолия Николаевичу Лутошкину,

- группа-ассоциация (начальная межличностная интеграция) – «мягкая глина»,

- группа-кооперация (взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях) – «мерцаюший маяк»,

- группа-автономия (высокое внутреннее единство по всем параметрам) – «алый парус»,

- группа-коллектив (интеграция с другими группами на основе направленности на более общие социально значимые цели) – «горящий факел».

Стадии развития малой группы по общественной значимости деятельности: антисоциальная, асоциальная и просоциальная.

 

 

3. Групповая сплоченность – один из основных параметров развития малой группы. Понимается как уровень психологической общности. Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.

Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.

Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы, не находя ее привлекательной (карьерные соображения и т.п.). Такого рода мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности сплоченность начинает утрачиваться.

По Леону Фестингеру, групповая сплоченность – результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней:

- эмоциональная привлекательность группы,

- полезность группы для индивида,

- удовлетворенность индивида членством в группе.

Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.

Факторы сплоченности группы:

- условия формирования группы – чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность;

- сложность вступления в группу – чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее;

- напряженность совместной деятельности – в процессе необходимо устанавливать и закреплять связи внутри группы;

- справедливость поощрений и наказаний;

- совместное реагирование – сообща выражаемые одинаковые эмоции;

- успех группы, когда члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу;

- стабильность состава помогает поддерживать сплоченность на одном уровне, новые участники несколько подрывают это чувство;

- продолжительность совместного времяпрепровождения;

- внешняя угроза;

- размеры группы – малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие; у больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы;

- состав группы – сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин (почему?).

 

(О методах повышения сплочения малой группы.)

 

 

4. Особенности включенности личности в малую группу

Двусторонний процесс – групповое давление и влияние индивида на групповые психологические явления (лидерство).

 

 

5. Ролевая теория личности – теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или группе.

Социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого социальные интересы детерминируют (определяют) поведение личности. Она является устойчивым регулятором взаимодействий личности в социальной общности.

Любая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется:

- устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица,

- совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью,

- существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматривается субъектом как идеальное воплощение роли и служит образцом для подражания.

Стиль ролевого поведения – «личностная окраска» исполнения роли, которая зависит от темперамента, характера, мотивации, а также от обстоятельств (стиль лидерства).

«Ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является (по Леону Фестингеру – «когнитивный диссонанс»).