15. Лидерство. Руководство

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

15. Лидерство. Руководство

 

 

 

1. Одна из социальных ролей – лидер.

Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.

Лидерство основано:

- на личных качествах человека,

- на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.

 

 

2. Теории лидерства:

- харизматическая (харизма – феноменальное обаяние),

- ситуационная,

- системная (то и другое вместе).

Факторы, определяя.ющие лидерство человека в группе:

- мотивационный фактор: хочет быть лидером;

- волевой фактор: осознает свою ответственность за достижение групповой цели и готов жертвовать некоторыми личными интересами (в максимальной степени – пассионарность).

Пассионарность (от лат. passionaris – страстный) – стремление к действию; направленность воли человека на достижение цели;

- информационный фактор: понимает задачи, стоящие перед группой, и видит пути их выполнения;

- ценностный фактор: ценности субъекта совпадают с ценностями группы. Следствие: чтобы стать лидером, нужно подстроиться под ценности группы (если они уже определились) или суметь внести в группу свои ценности;

- коммуникативный фактор: обладает коммуникативными способностями, личным обаянием (в максимальной степени – харизма).

Харизма (от греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; способность влиять на людей благодаря исключительным качествам личности; феноменальное обаяние.

 

 

3. Аспекты лидерства:

- идейный: формулировка групповых целей, задач, ценностей;

- интеллектуальный: определение путей достижения целей, вырабтка новых идей;

- эмоционально-волевой: формирование психологического климата и мотивация, побуждение к действию членов группы.

Лидерские функции может выполнять как один, так и несколько субъектов. В последнем случае можно вести речь об идейном, интеллектуальном и эмоциональном лидерах.

 

 

4. Признаки лидерства:

- высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач,

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом,

- выраженная способность воздействовать на других людей,

- большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе,

- более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

Функции лидера:

- организация совместной деятельности группы,

- выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,

- внешнее представительство группы,

- принятие личной ответственности за групповые результаты,

- установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.

 

 

5. Лидеры бывают:

- по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие,

- лидеры мнения,

- номинальные,

- по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.

 

 

6. Руководство – процесс организующего воздействия лидера на группу в целях достижения общей цели.

Стили руководства: у каждого есть достоинства и недостатки, опытные руководители комбинируют эти стили в целях эффективности.

 

1) Авторитарный стиль. От фр. autoritaire – властный, гр. autos – сам. Самый жесткий и бескомпромиссный стиль руководства.

По А.Н. Лутошкину – «разящие стрелы». Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается их выполнения.

Основные черты:

- власть полностью концентрируется в руках лидера;

- ответственность за жизнедеятельность группы целиком несет лидер;

- решения принимаются только лидером, мнения других членов группы обычно не учитываются;

- выполнение решений и подчинение дисциплине беспрекословны;

- информация о жизни группы должна быть полностью известна лидеру.

Позитивные аспекты:

- экономится время, затрачиваемое на обсуждение и принятие решений;

- лидер дает возможность членам группы избежать ответственности при принятии сомнительных решений;

- при большом объеме работы обеспечивает высокую результативность группы.

Негативные аспекты:

- небольшой интерес членов группы к общей деятельности, отсутствие возможностей для творчества и проявления инициативы;

- высокая агрессивность отношений;

- несвобода, необходимость подчинения членов группы;

- переживание в основном отрицательных эмоций;

- низкий обучающий потенциал: члены группы не имеют возможности приобрести опыт организации.

Области применения:

- на начальных этапах групповой динамики;

- в ситуациях опасности для жизни и здоровья;

- при неприятии группой значимой новой информации;

- в работе с большими группами;

- в случае возникновения проблем с контролем, особенно при перемещении групп.

 

2) Либеральный стиль. От лат. liberalis – свободный. Полная противоположность авторитарному стилю.

По А.Н. Лутошкину – «плывущий плот». Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Лидер предпочитает “плыть по течению”, не беспокоясь.

Основные черты:

- власть лидера ограничивается заботами об обеспечении условий для деятельности группы и ситуациями, когда группа обращается к нему за помощью;

- ответственность за свою деятельность несет группа;

- решения принимаются членами группы; лидер самоустраняется от принятия решений;

- выполнение решений обеспечивается членами группы;

- информация о жизни группы не первостепенна для лидера.

Позитивные аспекты:

- наличие у членов группы чувства ответственности за общую деятельность;

- широкие возможности для проявления инициативы, творчества членами группы;

- интенсивное обучение, накопление опыта членами группы.

Негативные аспекты:

- трудности в достижении общего согласия;

- часто – низкая эффективность групповых усилий и недостаточная координация действий.

Области применения:

- в работе с группами, обладающими богатым опытом групповой деятельности;

- в наименее ответственных ситуациях;

- в ситуациях, когда главное – индивидуальное творчество членов группы;

- при целенаправленном развитии инициативы, ответственности и коммуникативных качеств членов группы.

 

3) Демократичный стиль. От гр. demokratia – народовластие. Наиболее распространенный и оптимальный в большинстве ситуаций стиль руководства.

По А.Н. Лутошкину – «Возвращающийся бумеранг». Совещательный, коллегиальный. Учитывая мнение членов группы, лидер принимает решение и организует совместную деятельность. Не забывает советоваться, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.

Основные черты:

- власть лидера имеет противовес в виде общественного мнения группы;

- ответственность за деятельность группы несут как лидер, так и все ее члены;

- решения принимаются лидером с учетом мнения членов группы после всестороннего обсуждения или большинством членов группы;

- выполнение решений обеспечивается членами группы, дисциплина поддерживается силой общественного мнения группы;

- информация о жизни группы важна для лидера, но члены группы вправе сообщать или не сообщать те или иные сведения лидеру.

Позитивные аспекты:

- наличие у членов группы чувства ответственности за общую деятельность;

- широкие возможности для проявления инициативы, творчества членами группы;

- интенсивное обучение, накопление опыта членами группы;

- возможность для членов группы участвовать в руководстве;

- активность большинства членов группы.

Негативные аспекты:

- сложность для лидера, требующая от него опыта и терпения;

- большие затраты времени на обсуждение и принятие решений;

- возможность возникновения группировок и оппозиции;

- необходимость подчинения меньшинства большинству.

Широко применим при работе с развитыми группами.

 

4) Компромиссный стиль. От лат. compromissum – взаимное обещание, уговор. Противоположен авторитарному, близок к либеральному.

По А.Н. Лутошкину – «снующий челнок». Уговаривающий, просящий. Лидер стремится к компромиссу на любой основе, стараясь приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

Основные черты:

- власть фактически в руках членов группы, которые могут манипулировать лидером;

- ответственность за деятельность группы вынужден нести лидер, хотя реально от него при принятии решений зависит немногое;

- решения принимаются по соглашению членов группы, лидер фактически выполняет диспетчерскую функцию;

- выполнение решений несет характер следования договоренностям;

- информацией о жизни группы лидер стремится владеть в максимальном объеме.

Позитивные аспекты:

- максимальный учет мнений членов группы;

- возможность гасить возникающие в группе конфликты.

Негативные аспекты:

- низкая эффективность деятельности группы;

- большие затраты времени на переговоры;

- возможность возникновения группировок и оппозиции;

- малые возможности для творчества.

Область применения: в работе с группами, находящимися в состоянии затяжного внутреннего конфликта под угрозой распада.

 

 

Для самостоятельного изучения: соотношение понятий «лидер» и «руководитель», стили лидерства и руководства.

Есть ли «плохие» и «хорошие» стили лидерства?