Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
15. Лидерство. Руководство
1. Одна из социальных ролей – лидер.
Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические
явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.
Лидерство основано:
- на личных качествах человека,
- на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.
2. Теории лидерства:
- харизматическая (харизма – феноменальное обаяние),
- ситуационная,
- системная (то и другое вместе).
Факторы, определяя.ющие лидерство человека в группе:
- мотивационный фактор:
хочет быть лидером;
- волевой фактор: осознает
свою ответственность за достижение групповой цели и готов жертвовать некоторыми
личными интересами (в максимальной степени – пассионарность).
Пассионарность
(от лат.
passionaris – страстный) – стремление к действию; направленность
воли человека на достижение цели;
- информационный фактор:
понимает задачи, стоящие перед группой, и видит пути их выполнения;
- ценностный фактор:
ценности субъекта совпадают с ценностями группы. Следствие: чтобы стать лидером,
нужно подстроиться под ценности группы (если они уже определились) или суметь
внести в группу свои ценности;
- коммуникативный фактор:
обладает коммуникативными способностями, личным обаянием (в максимальной степени
– харизма).
Харизма
(от греч.
charisma – милость,
божественный дар) – исключительная одаренность; способность влиять на людей
благодаря исключительным качествам личности; феноменальное обаяние.
3. Аспекты лидерства:
-
идейный:
формулировка групповых целей, задач, ценностей;
-
интеллектуальный:
определение путей достижения целей, вырабтка новых идей;
-
эмоционально-волевой:
формирование психологического климата и мотивация, побуждение к действию членов группы.
Лидерские функции может выполнять как один, так и несколько
субъектов. В последнем случае можно вести речь об идейном, интеллектуальном и
эмоциональном лидерах.
4. Признаки лидерства:
- высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных
задач,
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в
целом,
- выраженная способность воздействовать на других людей,
- большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной
группе,
- более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.
Функции лидера:
- организация совместной деятельности группы,
- выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,
- внешнее представительство группы,
- принятие личной ответственности за групповые результаты,
- установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
5. Лидеры бывают:
- по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие,
- лидеры мнения,
- номинальные,
- по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.
6.
Руководство – процесс
организующего воздействия лидера на группу в целях достижения общей цели.
Стили руководства: у каждого есть достоинства и недостатки,
опытные руководители комбинируют эти стили в целях эффективности.
1) Авторитарный стиль. От фр.
autoritaire
– властный, гр.
autos – сам. Самый
жесткий и бескомпромиссный стиль руководства.
По А.Н.
Лутошкину – «разящие стрелы».
Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер единолично принимает решения,
настойчиво добивается их выполнения.
Основные черты:
-
власть полностью
концентрируется в руках лидера;
-
ответственность за
жизнедеятельность группы целиком несет лидер;
-
решения принимаются только
лидером, мнения других членов группы обычно не учитываются;
-
выполнение решений и
подчинение дисциплине беспрекословны;
-
информация о жизни группы
должна быть полностью известна лидеру.
Позитивные аспекты:
- экономится время, затрачиваемое на обсуждение и принятие
решений;
- лидер дает возможность членам группы избежать
ответственности при принятии сомнительных решений;
- при большом объеме работы обеспечивает высокую
результативность группы.
Негативные аспекты:
- небольшой интерес членов группы к общей деятельности,
отсутствие возможностей для творчества и проявления инициативы;
- высокая агрессивность отношений;
- несвобода, необходимость подчинения членов группы;
- переживание в основном отрицательных эмоций;
- низкий обучающий потенциал: члены группы не имеют
возможности приобрести опыт организации.
Области применения:
- на начальных этапах групповой динамики;
- в ситуациях опасности для жизни и здоровья;
- при неприятии группой значимой новой информации;
- в работе с большими группами;
- в случае возникновения проблем с контролем, особенно при
перемещении групп.
2) Либеральный стиль. От лат.
liberalis
– свободный. Полная противоположность авторитарному стилю.
По А.Н.
Лутошкину – «плывущий плот».
Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Лидер предпочитает “плыть по
течению”, не беспокоясь.
Основные черты:
-
власть лидера
ограничивается заботами об обеспечении условий для деятельности группы и
ситуациями, когда группа обращается к нему за помощью;
-
ответственность за свою
деятельность несет группа;
-
решения принимаются
членами группы; лидер самоустраняется от принятия решений;
-
выполнение решений
обеспечивается членами группы;
-
информация о жизни группы
не первостепенна для лидера.
Позитивные аспекты:
- наличие у членов группы чувства ответственности за общую
деятельность;
- широкие возможности для проявления инициативы, творчества
членами группы;
- интенсивное обучение, накопление опыта членами группы.
Негативные аспекты:
- трудности в достижении общего согласия;
- часто – низкая эффективность групповых усилий и
недостаточная координация действий.
Области применения:
- в работе с группами, обладающими богатым опытом групповой
деятельности;
- в наименее ответственных ситуациях;
- в ситуациях, когда главное – индивидуальное творчество
членов группы;
- при целенаправленном развитии инициативы, ответственности и
коммуникативных качеств членов группы.
3) Демократичный стиль. От гр.
demokratia
– народовластие.
Наиболее распространенный и оптимальный в большинстве ситуаций стиль
руководства.
По А.Н.
Лутошкину – «Возвращающийся бумеранг».
Совещательный, коллегиальный. Учитывая
мнение членов группы, лидер принимает решение и организует совместную
деятельность. Не забывает советоваться, коллективно обсуждать итоги, оценивая
вклад каждого.
Основные черты:
-
власть лидера имеет
противовес в виде общественного мнения группы;
-
ответственность за
деятельность группы несут как лидер, так и все ее члены;
-
решения принимаются
лидером с учетом мнения членов группы после всестороннего обсуждения или
большинством членов группы;
-
выполнение решений
обеспечивается членами группы, дисциплина поддерживается силой общественного
мнения группы;
-
информация о жизни группы
важна для лидера, но члены группы вправе сообщать или не сообщать те или иные
сведения лидеру.
Позитивные аспекты:
- наличие у членов группы чувства ответственности за общую
деятельность;
- широкие возможности для проявления инициативы, творчества
членами группы;
- интенсивное обучение, накопление опыта членами группы;
- возможность для членов группы участвовать в руководстве;
- активность большинства членов группы.
Негативные аспекты:
- сложность для лидера, требующая от него опыта и терпения;
- большие затраты времени на обсуждение и принятие решений;
- возможность возникновения группировок и оппозиции;
- необходимость подчинения меньшинства большинству.
Широко
применим при работе с развитыми группами.
4) Компромиссный стиль. От лат.
compromissum
– взаимное обещание,
уговор. Противоположен авторитарному, близок к либеральному.
По А.Н.
Лутошкину – «снующий челнок».
Уговаривающий, просящий. Лидер стремится к компромиссу на любой основе, стараясь
приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.
Основные черты:
-
власть фактически в руках
членов группы, которые могут манипулировать лидером;
-
ответственность за
деятельность группы вынужден нести лидер, хотя реально от него при принятии
решений зависит немногое;
-
решения принимаются по
соглашению членов группы, лидер фактически выполняет диспетчерскую функцию;
-
выполнение решений несет
характер следования договоренностям;
-
информацией о жизни группы
лидер стремится владеть в максимальном объеме.
Позитивные аспекты:
- максимальный учет мнений членов группы;
- возможность гасить возникающие в группе конфликты.
Негативные аспекты:
- низкая эффективность деятельности группы;
- большие затраты времени на переговоры;
- возможность возникновения группировок и оппозиции;
- малые возможности для творчества.
Область применения: в работе с группами,
находящимися в состоянии затяжного внутреннего конфликта под угрозой распада.
Для самостоятельного изучения: соотношение понятий «лидер» и «руководитель»,
стили лидерства и руководства.
Есть ли «плохие» и «хорошие» стили лидерства?