16. Группа и личность

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

16. Группа и личность

 

 

 

 

1. Группа влияет на личность человека и изменяет его поведение: под влиянием группы человек часто поступает не так, как поступил бы в одиночку.

Социальная ингибиция (от (лат. inhibere – останавливать, сдерживать) – подавление психических функций под влиянием группы (снижение чувствительности, объема и концентрации внимания, генерирования оригинальных идей – характеристик точности (качества) психической деятельности: человек «тормозится»).

Социальная фасилитация ( от лат. facilitare – облегчать, помогать) – усиление психических функций под влиянием группы (увеличение силы мышечного напряжения, продуктивности внимания, долговременной памяти – скоростных (временные) характеристики психической деятельности: растёт возбуждение человека, он активизируется).

Вывод: под влиянием группы у человека усиливаются тенденции к конвергенции (от лат. converge – сближаю), согласованности мнений и оценок.

Объяснения этих эффектов могут быть разными. Ряд психологов считает, что усиление общего возбуждения в присутствии других людей прежде всего влияет на доминирующую реакцию человека. Если этой реакцией является активизация, то наблюдается социальная фасилитация, если торможение – ингибиция.

Важно: фасилитация и ингибиция усиливаются в ситуации оценки действий индивида окружающими.

Вывод: с помощью групповой оценки, общественного мнения можно корректировать активность человека: негативная оценка тормозит, позитивная – вдохновляет и активизирует. 

 

 

2. Для членов группы характерна коллективизация мышления. Она состоит в том, что члены группы, стремясь добиться группового согласия и сохранить групповую сплоченность, выбирают мнения, которых придерживается большинство членов данной группы.

Важно: люди не обращают внимания на правильность мышления, так как главная цель – быстрее достичь группового согласия.

Симптомы коллективизации мышления:

- иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм,

- безусловная вера в моральную справедливость принимаемых решений (линчевание),

- групповая психологическая защита - регулятивная система психической стабилизации, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта, вызванного каким-либо психотравмирующим воздействием. Механизмы - подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и т.д.,

- рационализация (от лат. rationalis – разумный) – обоснование абсурдного, иррационального (от лат. irrationalis – неразумный) импульса рациональными причинами (по Фрейду, это одн из видов психологической защиты),

- стереотипизация (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) – классификация и характеристика социального объекта путем распространения на него характеристик некоего схематичного стандартизированного образа или представления о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенного и обладающего высокой устойчивостью (политическая пропаганда, межнациональные отношения, реклама, «образ врага»), предрассудок – социальная установка, которая выражается в необоснованном отрицательном отношении,

- конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное, некритичное подчинение распространенным взглядам, часто по соображениям личной выгоды». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление (обратное явление – несогласие с мнением группы – называется нонконформизм),

- самоцензура - умышленное устранение автором из своего произведения частей, которые он полагает, по тем или иным причинам, недопустимым публично демонстрировать. Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения,

- иллюзия единомыслия,

- давление со стороны большинства.

Вывод: под влиянием коллективизации мышления группа может принимать решения, которые не имеют под собой логического, рационального обоснования, но воспринимаются всеми членами группы как логичные и правильные.

При коллективизации мышления значительную роль играют эмоции. Тот, кто управляет эмоциями группы, способен влиять на принятие решений.

Коллективизация мышления опасна тем, что приводит к принятию и реализации ущербных решений: снижается общий (групповой интеллект). Наиболее ярко проявляется в авторитарных системах.

«Лекарство» от ошибок, связанных с коллективизацией мышления:

- обязательно рассматривать все альтернативные решения,

- принимать во внимание все возражения членов группы,

- анализировать решения с точки зрения их недостатков и т.д.

В этом важная роль принадлежит лидерам группы.

 

 

3. Групповая поляризация (лат. polarisatia – сдвиг к краю, смещение к полюсу) – явление, в соответствии с которым групповая дискуссия приводит не к сближению членов группы и принятию единого решения, а, напротив, к разделению группы на противостоящие половины. В чем-то противоположна коллективизации мышления, но объединяет их иррациональная основа.

Информационная теория групповой поляризации: во время дискуссии из разнообразной информации выбирается лишь та, что соответствует убеждениям, в результате убеждения усиливаются.

Нормативная теория групповой поляризации: члены группы стараются соответствовать тем, с кем они себя в данный момент идентифицируют, - стремление «понравиться своим».

Выводы:

- в споре не всегда рождается истина,

- нужно стремиться к интеллектуальной и эмоциональной автономности, независимости, а это обеспечивается при адекватной самооценке.

 

 

4. Конформизм

Склонность к конформному поведению зависит от:

- сложности задачи,

- компетентности индивида,

- значимости группы,

- наличием поддержки в группе,

- статуса в группе,

- сплоченности группы,

- индивидуальных особенностей,

- культуры сообщества.

Конформизм удобен для управления группами, для их консолидации (от лат. con – вместе, solido – укрепляю), то есть укрепления единства. Конформизм мешает выработке оригинальных идей, требующих прорыва вперёд.

Вывод: конформизм объединяет сообщество, но может препятствовать его развитию.

 

 

5. Социальные стереотипы

Стереотип (от греч. stereos твердый + typos отпечаток) здесь понимается как устойчивый схематизированный, упрощенный, обычно ярко эмоционально окрашенный образ социального объекта (группы, человека), а также явления, процесса, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых представлений, принятых в обществе.

«Встречают по одежке...»

В основе – категоризация, то есть склонность мышления людей к обобщениям и подведениям многих вещей под единое понятие (категорию).

Существование стереотипов – это проявление экономии ресурсов психики.

Чаще всего стереотипизация происходит в ситуациях «сужения сознания»:

- при дефиците времени для познания,

- при усталости или болезни,

- при эмоциональном возбуждении,

- при информационных перегрузках.

Все это характерно для современной жизни.

Вывод: социальные стереотипы ускоряют ориентировку индивида в той или иной социальной ситуации, но препятствуют всестороннему анализу пониманию сущности объектов и явлений. Быстро – не всегда качественно.

 

 

6. Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина, attributio – приписывание) – стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них:

- чтобы иметь возможность управлять происходящим,

- чтобы избавиться от чувства тревоги,

- чтобы выбрать разумный, рациональный способ действий.

«Локус контроля» (от лат. locus – место, фр. control – проверка) – как проявление каузальной атрибуции: интернальная – внутренний «локус контроля»: приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам, экстернальная – внешний «локус контроля»: приписывание причин поведения внешним, не зависящим от человека обстоятельствам.

Ошибки атрибуции:

- хороший поступок, совершенный им самим, человек склонен объяснять собственными достоинствами,

- хороший поступок несимпатичного человека объясняется внешними обстоятельствами и наоборот во всех вариантах (идентификация – отражение себя в симпатичном человеке),

- объяснение причин происходящего зависит от настроя, установки (находим причины там, где ищем).

(История «ангелочка» из Петрозаводска.)

 Вывод: каузальная атрибуция способна препятствовать объективности решений, что бывает социально опасно (принимается иррациональная позиция «обвинителя» или «защитника»).

 

 

7. Сопротивление социальному давлению

Всё же большинство людей ценят чувство свободы и самостоятельности. Поэтому, когда социальное давление становится настолько сильным, что начинает ущемлять их чувство свободы, они могут восстать. Вспомним о Ромео и Джульетте, чья любовь только усиливалась из-за противодействия их семей. Или о тех детях, которые отстаивают свою свободу и независимость, делая прямо противоположное тому, что говорят их родители.

Мы не любим слишком выделяться на фоне окружающих, при этом, однако, все мы сходимся в желании чувствовать себя неповторимыми и подчеркивать то, в чем заключается наша индивидуальность.

 

 

8. Положительное влияние группы на личность:

- освоение языка,

- формируются позитивные социальные нормы и ценностные ориентации,

- источник культуры,

- положительные эмоциональные подкрепления, необходимые для развития личности,

- передача знаний и жизненного опыта.