18. Большие группы. Массовидные явления

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

18. Большие группы. Массовидные явления

 

 

 

 

1. Большая социальная группа – большое по количеству социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессии, социального и экономического положения, убеждений и т.п.

В истории общества большие социальные группы проходят ряд уровней развития:

- типологический: объективное сходство членов группы по каким-то признакам, которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не служат основанием для создания психологической общности; совокупность, но не единство индивидов,

- идентификация: члены осознают принадлежность к данной группе,

- солидарность, или интеграция: готовность членов группы к совместным действиям во имя общих целей, осознается общность интересов.

Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. То есть, чтобы осознать свое единство, группа должна сопоставить себя с другими группами.

 

 

2. Факторы, определяющие социально-психологическую общность:

- очевидность признаков, которые позволяют членам отделить свою группу от «чужих»,

- характер внутри- и межгрупповых коммуникаций: общее информационное поле (с помощью СМИ),

- наличие идеологии как организующего начала, стимула к объединенным действиям.

Идеология (от греч. idea – идея, logos – учение) – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы социальной группы, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, к другим социальным группам, изображается желанное для данной социальной группы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему (тезис о химеричности идеологии).

Вывод: идеология – способ объединять большие массы людей и управлять ими.

 

 

3. Типологии и классификация больших социально-психологических общностей.

Выделяют два вида социальных общностей людей:

- по наличию объективных биологических и социально-экономических связей (типологические группы, в том числе молодежь),

- по наличию сознательного стремления к объединению на основе общих целей и ценностей (религиозные, политические и другие общественные объединения).

Основания классификации:

- продолжительность существования,

- степень организованности,

- стихийность возникновения,

- степень контактности (условные и реальные).

 

 

4. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к традиционным для психологии сферам:

- когнитивной: коллективные представления, общественное мнение, общественное сознание, менталитет (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют поступками людей; совокупность особенностей восприятия и оценки людьми окружающего мира,

- мотивационно-потребностной: социальные потребности, интересы, установки, идеалы; рассматриваются:

а) потребности группы как системы, нуждающейся в определенных условиях функционирования,

б) потребности большинства личностей, входящих в эту группу; общественные идеалы – обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью общественной идеологии,

- аффективной: чувства, эмоции, настроения; рассматриваются:

а) чувства, выражающие эмоциональное отношение к фактам социальной действительности,

б) общее чувство объединения людей (проблема социального пессимизма у русских),

- деятельностной: коллективная деятельность и групповое поведение.

 

 

5. Психический склад – комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. Он включает:

- социальный характер группы (народа), который определяется культурой, историей, условиями жизнедеятельности,

- традиции – исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы воспроизведения социальных правил, норм, отношений людей,

- обычаи – прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнение некоторых общественно одобряемых действий,

- предрассудки – укоренившееся в обществе мнение, как правило предостерегательного, суеверного характера, не имеющее разумного доказательства.

Целостной, обобщающей характеристикой психологических особенностей социальной группы является образ ее жизни – совокупность устоявшихся, типичных для группы форм жизнедеятельности, в которых выражается отношение к обществу, труду, другим общностям и себе.

 

 

6. Групповая мораль (от лат. moralis – касающийся нравов) - принятые в группе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Принято считать, что в разных социальных группах мораль отличается, а иногда противоположна.

Однако существуют некие общечеловеческие ценности, которые основаны на понимании условий выживания большой группы.

Нравственность (от «нрав») – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и этика.

 

 

7. Другие примеры массовидных явлений:

- мода,

- слухи,

- вера (религия),

- массовые реакции на рекламу,

- паника.

 

 

8. Основной закон слуха (закон Олпорта - Постмэна): содержание слуха должно иметь хоть какое-то существенное значение для людей, но при этом должна сохраняться неопределенность, дающая возможность для гипотез и домыслов. Появлению и распространению слухов способствуют:

- высокий уровень неопределенности в обществе (люди не знают, чего ждать в дальнейшем),

- высокая тревожность в обществе.

Бывают:

- слух-желание,

- слух-пугало,

- агрессивный слух.

Слухи управляют людьми, вызывая сильные эмоции. Эти эмоции, в свою очередь, могут породить такие массовидные явления, как паника или массовая активность. Они, в свою очередь, иногда могут создать эффект «замкнутого круга», когда результаты массовых действий создают условия для расширения их масштабов.

(История с ценами на соль.)

Вывод: при борьбе со слухом следует не только его опровергнуть, но и снять тревогу, которую он породил.

 

 

9. Мода (от лат. modus – мера, образ действий) – совокупность вкусов и взглядов, господствующих в обществе в определённое время.

Мода, как и другие массовидные явления, обладает способность. «заражать». Особенно можно она воздействует на некоторые социальные группы, в частности, на подростков, для которых общение со сверстниками и принадлежность к группе являются одними из ключевых потребностей.

Функции моды:

- явление культуры,

- облегчение поиска себе подобных,

- повышение уровня самооценки, удовлетворенности собой.

Особенность моды – цикличность.

Может существовать мода не только на предметы, но и на определённые образы, виды и стиль поведения.

(Можно ли сделать модным здоровый образ жизни?)

Формирование моды:

- использование референтных лиц,

- пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) – распространение среди населения определённых воззрений, идей и т.п. с целью формирования общественного мнения, а также реклама.

Вывод: при целенаправленном формировании мода может быть одним из способов управления большими группами.