Главная страница сайта Алексея Дедова

Спецпроект «Школа журналистики»

Страница «Прорыв»

 

 

 

БЛОКНОТ ЖУРНАЛИСТА

В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет

 

 

Развивающая журналистика. Тренинг для юных журналистов (Д.В. Туманов)

Информация. Текст. Структура текста (В.К. Волкова)

Жанры журналистики (В.К. Волкова)

Интервью (по материалам ЕШКО)

Словарь терминов для начинающего журналиста

 

 

Издатель: Молодежное информационное агентство Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век»

Составители-редакторы: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К.

Компьютерное обеспечение: Севастьянова Г.П.

Редактор Интернет-версии: Дедов А.Н.

 

Газета сегодня становится неотъемлемой частью школьной жизни. Яркая, интересная, она рассказывает о последних новостях, самых заметных событиях в школе и не только. Ученики читают газету под партой, учителя с гордостью показывают на семинарах. Школьная пресса в Курганской области развивается, пресс-центры сегодня есть в большинстве школ. Наверное, поэтому появилась идея провести фестиваль для начинающих журналистов. Надеемся этот «блокнот» будет полезен как юным корреспондентам, так и педагогам.

 

Адрес редакции: 640000, г. Курган, ул. Ленина, 35, Главное управление образования Курганской области.

 

 

 

 

Развивающая журналистика. Тренинг для юных журналистов

 

Краткий конспект

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, конспектируя его на полях рисунками, схемами или символами. Слов и предложений в конспектах быть не должно. Затем игроки передают смысл информации, пользуясь своими конспектами. Побеждает тот, кто передаст текст ближе всех к содержанию.

 

Образная память

Участников игры знакомят с информацией. Затем игроки делятся на команды. Их задача - представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста, нарисовать или написать ее на листе бумаги. Команды по очереди представляют свои варианты. Побеждает тот, кто точнее всех передаст суть информации.

 

Эмоциональная память

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им раздаются тексты, которые надо будет озвучить с наиболее выразительными интонациями. После того, как будут прочитаны все предложенные тексты, определяется победитель - тот, чья информация наиболее полно отразилась в памяти слушателей.

 

Зрительная память

Игроки делятся на команды, каждая из которых создает собственную композицию из членов команды или неживых предметов. После того, как представители соперников познакомятся с готовым произведением, необходимо поменять в нем как можно больше деталей. Соперникам надлежит восстановить первоначальный вид композиции. Побеждает та команда, которой это удастся сделать максимально точно и быстро.

 

Журналист-художник

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку по предложенной фразе. Например, "он рассердился" - "он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Побеждает тот, кто сможет ярче передать "эффект присутствия".

 

Короче, Склифософский!

Ведущий сообщает игрокам фразу, смысл которой можно выразить одним словом. Например, "дует студеный ветер, пронизывающий до самых костей, ледяные вихри обжигают лицо" - "холодно". Побеждает игрок, сумевший в кратчайший срок "сократить" большее число фраз.

 

Вслед за Демосфеном

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им сообщается о том, что Демосфен оставил пятьдесят шесть вступлений к ненаписанным речам, и предлагается написать пятьдесят шесть первых фраз к еще ненаписанным материалам. Побеждает тот, у кого будет больше ярких фраз, способных заинтересовать, вызвать желание читать дальше.

 

Постигая суть

Группа делится на команды по 5-6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст. После быстрого и внимательного прочтения, команда составляет к этому тексту лид - фразу или абзац, в сжатой форме передающий смысл информации. Записав лид на отдельном листе, команды обмениваются текстами.

Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший лид.

 

Всадник без головы

Группа делится на команды по 5-6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст без заголовка. После быстрого и внимательного прочтения, команда составляет к этому тексту заголовок, фиксирующий внимание на наиболее важных и интересных моментах и экспрессивно побуждающий познакомиться с текстом. Записав заголовок на отдельном листе, команды обмениваются текстами. Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший заголовок.

 

Понял сам - объясни другому

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий зачитывает фрагмент текста повышенной сложности для восприятия. Затем игроки придумывают сказку по заданному тексту, понятную даже детям. Побеждает тот, чье произведение полностью отразит главную мысль, основную суть предложенной информации.

 

Контрольно-пропускной пункт

Игроков знакомят с информацией, по которой им необходимо написать текст. После того, как текст будет создан, его автор должен будет ответить на любой вопрос по материалу, который ему зададут его коллеги. Затем его место занимает следующий игрок, написавший свой вариант текста по предложенной информации. Число игроков не ограничено. Побеждает тот, кто сумеет ответить на большее число каверзных вопросов.

 

Вариации на тему

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участникам предлагается выбрать из текста ключевые слова и записать их в столбик. Затем каждый должен придумать свой вариант, свою забавную историю, используя эти ключевые слова. Побеждает тот, кто смог использовать все предложенные ключевые слова и при этом создать текст, достаточно далекий от первоначального варианта.

 

Как это было?

Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает небольшой фрагмент из центральной части материала. Задача первой команды - написать, что было до этого момента. Задача второй команды - написать, что было после этого момента. Побеждает тот, чей рассказ окажется наиболее реалистичным, интересным и совершенным по форме.

 

Я знаю три слова...

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий сообщает участникам тройки слов. Задача игроков - составить как можно больше предложений, включающих эти три слова. Предложения должны быть повествовательными. Можно менять падежи слов и дополнять предложения другими словами. Побеждает тот, кто составит больше предложений за кратчайший срок.

 

Раскрась текст

Ведущий сообщает игрокам фразу, передающую смысл известного фразеологизма. Игроки должны назвать этот фразеологизм. Побеждает угадавший большее число фразеологизмов в кратчайший срок.

 

Давай с тобой поговорим!

Ведущий или один из участников игры выходит на авансцену. Задача других участников - разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируется ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого.

 

Будь со мной

Игроки делятся на две команды. В каждой из команд выбирается капитан, который и будет основным участником игры. Капитаны изначально занимают противоположные точки зрения по выбранному вопросу. Их задача - убедить друг друга в верности своего мнения. Команда помогает своему капитану, подсказывая аргументы. Побеждает тот, кто чаще в ответ на свои убеждающие вопросы услышал от партнера - "да".

 

И это еще не конец!

Игрокам предлагают написать сказку о своей жизни. После того, как текст будет создан, его автор должен будет зачитать его, не сообщая финала. Следующий игрок придумывает окончание сказки. После чего автор сообщает свой вариант. Все участники коллегиально выбирают лучший, а затем игрок, придумавший окончание чужой сказки, рассказывает свою сказку. Число участников не ограничено.

 

Я хочу вам рассказать...

Игроки делятся на три команды. Ведущий предлагает в качестве темы для материала одну из известных сказок. Каждая из команд должна подготовить и инсценировать ее в одном из публицистических жанров - информационном, аналитическом или художественно-публицистическом. Побеждает та команда, чья версия будет одновременно близкой к оригиналу и отражающей максимальное число жанровых признаков.

 

Истина где-то рядом

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Участникам сообщается о свойствах психики человека одновременно бессознательно стремиться к жизни, к сближению с другим человеком, и к смерти, к уничтожению другого человека. Это может реализовываться в самых обычных поступках: стремление к жизни (созидательное начало) - в творчестве, стремление к смерти (разрушительное) - в борьбе со старым или в хирургии. Задача игроков - вскрыть подсознательное в действиях человека, рассмотрев последние события с позиций проявления в них энергий жизни и смерти.

 

Я вам пишу...

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Предварительно они знакомятся со стилистическими особенностями публицистики известных классиков и типологической спецификой их изданий (И.А. Крылов - "Почта духов", Н.И. Новиков - "Трутень", Д.И. Фонвизин - "Друг честных людей или Стародум", А.С. Пушкин - "Современник" и др.). Затем им дается задание написать материал на современную актуальную тематику в одно из этих изданий. Главная задача - максимально приблизиться к языку и стилю избранного издания.

 

Следствие ведут знатоки

Игроки делятся на две команды. Каждой из команд ведущий дает тайное задание, на выполнение которого требуется дополнительное время. Суть его - создать запутанное дело, в котором участвовали бы все члены команды. Для этого могут быть задействованы различные роли; участники, свидетели, пострадавшие, клеветники, доносчики и так далее. Истину о произошедшем должны знать только непосредственные исполнители и ведущий. Затем команда-соперник вступает в расследование запутанного дела. Конечная цель игры - дознаться до сути случившегося, попутно выяснив максимальное число подробностей. Побеждает команда, первой раскрывшая истину.

 

Д. В. Туманов

Возврат в начало

 

 

Информация. Текст. Структура текста

 

Основным назначением журналистики является информирование Читателя, Слушателя, Зрителя о фактах. Около 70-80% всех помещенных в прессе текстов выполняют эту функцию. Журналистика основана на информации. И тот, кто не познает тайны ее получения, не отточит умение писать тексты, очередные ступени журналистской профессии преодолеет с трудом. Информация о факте является импульсом к созданию репортажа, разъяснение факта составляет смысл комментария, констатация факта начинает рецензию, а осмеяние факта — цель фельетона.

Информация должна отвечать на вопросы: кто?, что?, где?, когда?, как?, почему?, какой результат? Классические вопросы являются фундаментом информации — этот постулат повторяют один за другим авторы учебников по журналистике. Об этом же писал Цицерон в трактате «О находчивости», где мы встречаемся с латинским сопоставлением вопросов: кто, что, где, с чьей помощью, почему, как, когда.

Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале первом абзаце пирамиды. Начальный абзац - вводка - в западной журналистике называется лид. В лиде излагается, синтезируется вся нужная информация, акцентируется внимание на том элементе текста, который автору представляется самым важным. Часто автор при помощи лида по сути отвечает на один из классических вопросов информации: кто?, что?, где?, когда?, как?, почему?, какой результат? Лид выделяется графически: обычно набирается более крупным или жирным. Его задача — привлечь внимание читателей. Начало должно быть интригующим. Существует несколько типов лида:

-   резюме, краткое изображение события или его результатов.

-   единичный, вычленяет один важный аспект.

-   драматический, подчеркивающий остроту ситуации.

-   аналитический, в котором присутствуют как минимум два противоположных тезиса.

-   затяжной      (очерковый),      обычно      персонифицирован      или      основан на случае из жизни.

-   циуатный, основанный на высказывании определенного лица.

-   вопросительный: предыстория или абзац-связка, которая связывает факт с тем, что происходит.

-   ситуационный: предыстория или абзац-связка, которая связывает факты с тем, что происходило ранее.

Основной текст (в западной журналистике боди) расширяет информацию о факте. В последующих абзацах журналист дополняет материал подробностями о событии, наименее важные помещая в конце текста. Построенная таким образом информация пригодна к печати еще и с практической точки зрения. Читатель сразу же получает информацию о самом важном факте. Если факт не заинтересует Читателя, то он просто перенесет взгляд на другое сообщение.

 

В.К. Волкова,

методист курганского Дворца детского (юношеского) творчества

Возврат в начало

 

 

Жанры журналистики

 

Существуют определенные способы построения журналистского текста. Как и в литературных произведениях любого рода —Драме, лирике, эпической литературе (далее деление происходит в рамках конкретного рода, например: в драме — на комедию и трагедию), в журналистике гипотетическая линия раздела текстов проходит между информационными жанрами, аналитическими жанрами и художественно-публицистическими жанрами.

Главная цель текстов информационных жанров — сообщить о единичном факте (что? где? когда?). Аналитические жанры призваны исследовать, анализировать, осмысливать и обобщать группу причинно связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества (как? почему? с какой целью?), а художественно-публицистические — типизировать и оценивать.

Существуют различные подходы к классификациям жанров газетной журналистики. Вот только одна из классификаций:

-  информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, вопрос-ответ, совет, пресс-релиз, некролог;

-  аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол,    комментарий,    анкета,    мониторинг,    рейтинг, рецензия, статья, журналистское  расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация;

-  художественно-публицистические   жанры:   очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпитафия, анекдот, лирика, игра.

Таким  образом,  все зависит лишь от того,  под  каким  углом  смотреть.

Даже у одного автора нет однозначного ответа на вопрос о том, к какому жанру отнести, например, интервью.

Хроника — краткое, как деловая телеграмма, предъявление факта. Из всех литературных форм журналистского текста хроника меньше всего похожа на произведение. Подчеркнуто оперативно подается только сам факт, без описания подробностей. Как правило, это новость одной строкой, не имеющая заголовка, но даваемая   в   подборке   под  рубрикой.   Объединением   нескольких   сообщений   в соответствующую подборку усиливается воздействие хроники. Достоинство жанра — точный выбор факта, события; предельная лаконичность, экономия речевых средств. Язык хроники — сухой, отстраненный, официальный. Она   концентрирует   в   себе   суть   масштабного   события   или   происшествия повышенного интереса.

Заметка—сообщение в 20-100 строк, имеющее заголовок и авторскую подпись. Факт в заметке — это удостоверенная новость. Журналистская практика выработала несколько способов акцентирования главного в содержании новости. Не только ее основные, но и вспомогательные элементы способствуют более точному отражению события. В ней может быть короткий комментарий, разъяснение факта, толкование непонятных сторон явления или ситуации (оперативное комментирование). Виды комментария:

-  расширенный — пространное разъяснение факта;

-  комментарий эксперта — компетентного человека;

-  полярный — разъяснение факта разными специалистами;

-  синхронный,  или попутный, — разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности суждений).

Для заметки важны и оперативность, и разные грани измерения факта. Новость может быть изложена либо в «жестком», либо в «мягком» варианте. «Жесткая новость» передается сухим официальным стилем. «Мягкий» вариант — дополнения, новость в деталях и с впечатлениями.

Заметки дифференцируются по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т. д.

Элементы заметки — оперативность, информационный повод, массовость (новость   для   многих);   столкновение   интересов   (конфликт).   В заметке суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце — лиде. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающую информацию о событии. Структура краткого сообщения — последовательные ответы на главные вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? Все ответы, по возможности, объединяются в 1-2 фразах. Однако существуют и варианты комбинирования частей единого ответа, их разделение на самые важные, менее важные и второстепенные, которыми заметка не должна быть перегружена.

Одна из ее задач — раскрытие смысла факта. Заметка не исключает короткого резюме, где автор, не комментируя факты, может выразить отношение к ним. В большинстве случаев приведенный факт свидетельствует о том, что необходимости в его аналитической характеристике нет.

Благодаря краткости, злободневности, информативности заметка стала наиболее оперативным жанром. Оперативность сообщения выражается ключевыми словами «вчера», «сегодня», «завтра».

Композиционно заметка строится в виде перевернутой пирамиды, где самая значительная часть (основание) располагается вверху, а дополнительные, уточняющие элементы — в сужающейся части. Эта композиция приучает концентрировать и выделять наиболее важное.

Расширенная информация — текст объемом 40-70 строк, содержащий подробности, предысторию, атрибуцию, цитирование, цифры и статистику. Для расширенной информации оперативность менее важна; здесь внимание заостряется на необычности, занимательности. Расширенная информация приобретает значение, когда нужно заинтересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результатов на обстоятельства.

Появление расширенной информации или заметки в прессе должно быть обусловлено информационным или оперативно-информационным поводом. Должна быть ясна мотивировка обращения автора к той или иной теме. Общеизвестный факт представляет собой как бы событийный толчок к тому, чтобы о нем узнал: читатели, зрители, слушатели. В заметке может и не быть прямого временного указания. Новость — главное требование к информации. Часто она (элементы новизны) содержится в лиде.

Репортаж—это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. Репортаж — это наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста — очевидца или действующего лица. Автор, являясь непосредственным участником события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей. В работе над этим жанром если учащиеся будут представлять героев исторических событий, то им не нужно зацикливаться только на воспоминаниях. Нужно проследить, какое влияние то или иное событие оказало на дальнейшую жизнь героев, как сложились их судьбы. Репортаж предоставляет большую свободу действий. Но, помимо интересной темы, в его тексте крайне важна и заметна индивидуальность журналиста. Написать репортаж можно как соблюдая хронологический порядок, т.е. представляя ход событий в строгой временной последовательности, так и начав повествование с конца — сообщив вначале о результате события. Есть еще одна возможность — переплетение времен — когда автор пишет о настоящем, вставляя фрагменты из прошлого. Если репортаж пишется от 1-го лица, то нужно передавать только те впечатления и чувства, которые в материале действительно играют какую-то роль. Текст репортажа лучше снабдить цитатами героев. Большую часть материала можно изложить своими словами. Однако обязательно добавлять несколько оригинальных цитат.

В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Изображение события возможно благодаря использованию конкретной лексики в контексте описательно-повествовательного типа.  Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами.

Репортаж о событии может дополняться рассуждениями журналиста о поисках решения конкретной проблемы, выхода из создавшегося положения. Автор — непосредственный участник события, приобщающий к нему всех читателей. Репортаж — одушевленная информация, новость в движении. Он разворачивает событие во времени, передает ощущения, изменчивость ситуации. Помимо темы в нем есть образ.

Важнейшие особенности репортажа — динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней — работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта — краски, звуки, ритмы — и создают эффект присутствия.

Для появления репортажа должен быть событийный повод.

Объектами отражения в данном журналистском произведении могут быть явления, события действительности, непосредственно наблюдаемые. Новость здесь обрабатывается в зарисовочно-репортажных формах. Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды («озвучивая» новость, используя «слуховую деталь»), фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, журналист создает публицистический образ и колорит события.

Репортаж допускает вкрапления элементов различных жанров - таковы его современные характеристики.

Критерием оценки события, составляющего стержень репортажа, выступает его социальная значимость. Важно и то, что рассказ о событии сопровождается сообщением о последовательной цепочке отдельных действий, поступков его участников, складывающихся ситуаций, положений дел и т. п. Цепочка подробностей, умело выстроенная автором, подкрепляя достоверность, создает и наглядность, и в этом собенность репортажа.

Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

Интервью - это не только вид журналистики, но и основной метод работы, самый важный из способов поиска информации. Подробное интервью - 3 страницы машинописного текста (5400компьютерных знаков).

Жанр интервью — это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов. Интервью подразделяются на формализованные (общение подчинено заранее составленной программе) и неформализованные, свободные (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.).

Как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, представляющим интерес для определенной читательской аудитории. При этом метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра.

Задача интервью — сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.

Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Предварительно изучается личность будущего собеседника: надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными. При их подготовке до беседы и во время их корректировки по ходу общения журналист приспосабливается не только к интервьюируемому, но и к массовой аудитории.

Интервью в современной прессе получило очень широкое распространение. Это объясняется многими причинами: люди стали раскованнее, повысился интерес к жанру. Задача журналиста — сделать интервью интересным для всех. Варианты ведения интервью — «жесткое, «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание» — определяются целями и ситуацией общения. Но каждый из видов интервью требует внимания к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.

Рассматриваемый жанр дифференцируется по двум признакам: количественному соотношению задействованных в беседе лиц и предметно-эмоциональной направленности. По первому выделяются интервью - монолог, интервью-диалог, интервью-полилог, интервью-беседа; по второму — интервью-сообщение, интервью-зарисовка. Чаще всего собеседниками журналиста становятся: очевидец, «звезда», интересный человек, эксперт и др.

Интервью-монолог представляет собой ответы интервьюируемого на вопросы, предложенные журналистом в преамбуле материала. Оно часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью.

Интервью-диалог — такой вид жанра, когда приводятся суждения партнеров (журналиста и его собеседника), в равной мере интересные аудитории. Диалогическая форма интервью предполагает не только проникновение во внутренний мир респондента, но и раскрытие личности журналиста.

Интервью-беседа — наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами.

Интервью-полилог — своеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов (иногда несколько журналистов (и один респондент, и наоборот). Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны.

Интервью-сообщение — это интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора.

Интервью-зарисовка — вид интервью, в котором реплики собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражения лица и т. д. Этот прием нацелен на повышение читательского интереса. Для интервью-зарисовки характерны лирические размышления, широкое использование выразительных средств. Журналист создает эмоционально-психологический портрет собеседника.

Ряд исследователей выделяет две группы интервью — в зависимости от характера опрашивающего (интервьюера) и характера опрашиваемого (героя). К первой группе относят интервью-информацию,  интервью-мнение;  ко второй — интервью-эмоцию, интервью — социологический опрос.

С. Н. Ильченко выделяет такие виды интервью, как протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкета, интервью-портрет.

Отчет представляет собой развернутый информационный или аналитический текст, содержащий сообщение о каком-либо серьезном общественном мероприятии. Он содержит изложение «сценария» действия. Отчеты пишутся о церемониях открытия и работе различных съездов, собраний, конференций, фестивалей, о выставках, спортивных соревнованиях, праздниках и т. д. Особенность отчетов состоит в том, что в них всегда акцентируется внимание на участниках, их выступлениях, действиях, но не на обстановке события, как в репортаже.

Своеобразие отчета как жанра заключается в том, что журналист должен подробно описать мероприятие, дать читателю максимум информации о развитии действия, а также в подробной описательности, полноте событийной информации, строгой последовательности изложения.

Виды отчета — информационный, аналитический, проблемный, спортивный, коммюнике.

По целям и особенностям изложения отчеты можно разделить на две группы — информационные и аналитические.

В   информационном   отчете   огчсание   мероприятия   требует   конкретного, последовательного изложения. Сообщение довольно фактографично, документально.

Аналитический отчет более свободен. В основе его также лежит общественно значимый факт, но журналист может концентрировать свое внимание на отдельных сторонах освещаемого мероприятия, давать им субъективную оценку, комментировать. В любом случае для отчета характерны неэкспрессивное изложение, строгая временная последовательность.

При работе над отчетом следует помнить о таком важном его свойстве, как оперативность, злободневность. Следует подчеркнуть главное в событии, тематически сгруппировать выступления участников мероприятия. Оценки должны быть конкретными. Специфика отчета заключается именно в его фактографичное™, бесстрастности изложения и комментария.

Виды отчетов таковы:

-  прямой — непосредственная передача с места события без комментариев;

-  отчет-коммюнике — рассказ о прошедшей политической встрече (съезд партии или общественного движения, «круглый стол» с участием политических лидеров);

-  отчет-размышление с элементами комментирования;

-  пространный отчет — передача события, сопровождающаяся расширенным комментарием.

Отчет, таким образом, — это концентрированная подача какого-либо события или мероприятия. Он отличается сухостью и последовательностью изложения.

Корреспонденция. Конкретная социально-экономическая ситуация обычно выступает исходной основой данного жанра.

Корреспонденция структурно представляет собой анализ фактов, связанных единством темы, и их комментарий. Ее задача — изучение причин и следствий явлений — определяет организационно-практическую направленность жанра.

Адресат корреспонденции характеризуется двуединством — это и личность, и социальный институт. Структура корреспонденции обычно жесткая: постановка проблемы - система доказательств - аргументация. Детали и комментарий (попутный или «скрытый») создают сопоставительный фон.

Корреспонденция сообщает существо и характер происходящего события, которое имеет, как правило, конфликтный характер, дает анализ и обобщение фактов. Журналист аналитически разрабатывает тему, делая это на конкретном  материале и в нешироком масштабе. Степень обобщений и выводов шире, чем в информации. Объем газетной корреспонденции около 100 машинописных строк.  Для описания (например, в корреспонденции) того или иного конфликта необходимо знать:

-  характеристики    конфликтующих    сторон    (их    ценности    и    мотивации,  устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения  или   разрешения   конфликтах   представления   о  конфликте, включая концепцию стратегии и тактики, и т. д.);

-  предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания,  включая  их представление об отношении к себе противоположной стороны, и, главное, степень полярности  их взглядов по системе «хорошо — плохо» и «заслуживает доверия — не заслуживает доверия»).

-  природу того, что  привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);

-  социальную среду, в которой возник конфликт;

-  заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

-  применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику. Результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, перспективы взаимоотношений участников конфликта).

Существует  несколько видов корреспонденции:  информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Информационная ближе к заметке. Аналитическая обычно включает не одно, а   несколько   типичных   событий,   происшедших за определенное время. В постановочной корреспонденции   выдвигается   на   обсуждение   общественности важная проблема, выясняются ее истоки, круг лиц, заинтересованных в ее решении, альтернативные пути такового. Данный вид включает суждения нескольких лиц.

Корреспонденция-раздумье представляет размышления автора над фактами, содержит комментарии к ним.

Основой корреспонденции служит одна стержневая мысль, одно соотношение — человек и его дело. Анализ ситуации предполагает беседу с людьми — источниками информации, сопоставление их мнений, знакомство с документами, справочной литературой, работу с цифрами и формулирование выводов на основе анализа. Композиция корреспонденции строго продумана.

Рекомендуется внимательно изучить опыт использования данного жанра в современных периодических  изданиях,   обращая  внимание  на  то,   как авторы излагают и анализируют факты, убеждают читателя, какие выразительные средства применяют в процессе решения конкретных творческих задач. Алгоритм анализа корреспонденции следующий:

-  соотношение информационного, рационального и эмоционального компонентов в данной корреспонденции;

-  учет возрастных, национально-культурных, социальных и других особенностей аудитории при организации корреспонденции;

-  способы воздействия на аудиторию;

-  характеристика звеньев коммуникативной цепи.

Обозрение — аналитический жанр, который знакомит читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц).

Обозрение может быть посвящено не только внутренним темам, но и международным. Главное назначение обозрения как публицистического жанра состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину (панораму) реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития.

Рассмотрение и интерпретация фактов происходит при обозрении элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Событие исследуется для выявления тенденций. Воссоздается панорама происшедших событий. В обозрении фиксируется социальное время. Журналист выполняет сверхзадачу — открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект «наглядности», что помогает читателям увидеть связь фактов и мнений.

В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий, ситуаций, процессов и составляет предмет публицистического обозрения. Журналист должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями в области политики, экономики, культуры; иметь богатейший фактический материал.

Существует несколько видов обозрения — журнальное, газетное, книжное, кинообозрение, радиообозрение, телеобозрение.

По содержательному признаку обозрение классифицируется на общее и тематическое.

По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение.

В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания; диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов, взятых из объективной действительности. Ценностное содержание обозрения включает идеологическую оценку, научный и экспертный комментарий.

Наиболее популярен тематический вид обозрения. К нему относят следующие модификации:

-  экономическое обозрение;

-  коммерческое обозрение;

-  научное обозрение;

-  внутреннее обозрение;

-  внешнеполитическое обозрение;

-  международное, иностранное обозрение.

В.К. Волкова,

методист курганского Дворца детского (юношеского) творчества

Возврат в начало

 

 

Интервью

 

Читатели очень любят интервью, потому что этот вид журналисткой деятельности как бы вводит в таинство работы журналиста, который почти что на глазах у Читателя получает информацию. Это вызывает у аудитории ощущение непосредственного контакта с известной личностью.

Работа над интервью состоит не только из задаваемых вопросов и записываемых ответов. Труд начинается с поиска собеседника и заканчивается сдачей текста в печать.

Мы приводим Вам несколько правил, которые позволят Вам подготовить незабываемый высококлассный материал. Начнем с подготовки к интервью...

Выбор собеседника - очень важное дело, особенно, если дело касается широко обсуждаемых проблем. Стоит обдумать, какого результата вы хотите добиться и что интересно вашему Читателю.

Тема интервью очень важна. Мы уже говорили о том, что прежде чем начать интервью, Вы должны четко уяснить, о чем хотите поговорить. Интервью «обо всем и ни о чем» наверняка будет неудачным. Если перед Вами - профессионал, который является, например, специалистом по прокладке телефонных кабелей и должен что-либо о этом рассказывать, то в беседе на профессиональную тему нет смысла спрашивать, выращивает ли он цветы. Не стоит задавать банальные вопросы (например - Кто Ваш любимый актер? Какой цвет Вы предпочитаете? и т.д.). Если Вы хотите интересно провести беседу, а задаете исключительно банальные вопросы, то, скорее всего, утомите и Собеседника и Читателя. Никогда не забывайте того, о чём очень часто забывают начинающие журналисты, - не только получение ответов, но и постановка вопросов является работой, даже искусством, требующим находчивости.

Особой проблемой, которая может возникнуть при проведении интервью, является подбор одиночных высказываний на определенную тему. Например, если Вы собираетесь писать о строительстве новой школы, то у Вас должно быть мнение нескольких лиц. Помните, что приоритет нужно отдавать более компетентным людям!

Информацию нужно добывать везде, где получится. Никогда не ограничивайтесь информацией, пусть даже очень полной, из одного источника. Не стоит забывать и про сортировку полученных данных, например, перепроверять через другие источники.

Следует помнить, что интервью не получится, если Вы не будете к нему должным образом готовы. Вы должны собрать как можно больше информации о человеке и проблеме, о которой хотите с ним поговорить.

 

По материалам европейской школы корреспондентского обучения  «ЕШКО»

Возврат в начало

 

 

Словарь терминов для начинающего журналиста

 

Агентство печати — организация, занимающаяся сбором информации, ее обработкой и снабжением ею газет, журналов, радио, телевидения, издательств, правительственных учреждений и др.

Аннотация — краткое изложение содержания книги, журнала, их характеристика и библиографическое описание.

Анонс — краткая информация лозунгового типа, объявляющая читателю о тексте, который редакция считает наиболее важным и интересным.

Вводка (лид) — лидер-абзац, небольшое взедение, объясняющее читателю газеты или журнала содержание или значение нижерасположенного материала.

Верстка — типографский процесс формирования полос (газет, книг, журналов) из гранок набора, линеек, заголовков и шапок, клише и пробельного материала; на телевидении — компоновка программы из ее элементов.

Выходные сведения — основные данные о печатном издании, которые обязательно публикуются в издании.

Газета — оперативное периодическое издание. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода, форматы и тиражи.

Жанр — исторически складывающийся тип произведения. Жанр есть конкретное единство особенных свойств формы t ее основных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритме.

«Желтая» пресса — издания, специализирующиеся на сплетнях, скандалах, дешевой сенсации.

Журнал — периодическое издание, в котором основное место отводится не оперативной информации, как в газете, а литературно-публицистическим материалам.

Журналистика — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др:); научная дисциплина «журналистика» возникла с созданием печати. Во второй половине XIX—начале XX в. появились фото- и киножурналистика, в 1920-1940-е гг. — радио- и тележурналистика.

Заголовок — вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения.

Заказ социальный — совокупность проблем, задач и целей, которые ставятся социальными субъектами различных уровней перед социологами-исследователями, практиками, консультантами, журналистами.

Заявление для СМИ — это PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие.

Идея — главная мысль произведения, имеет программный характер.

Издание — произведение печати, выпущенное определенным тиражом, в одинаковом оформлений и при полном тождестве содержания во всех экземплярах.

Издательская марка — знак, эмблема, символизирующая специфику данного издательства.

Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования, журналистский жанр (беседа).

Интернет — глобальная информационная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, учреждений и фирм, а также частных пользователей.

Информация — сведения, содержащиеся в конкретном высказывании, представляющие собой объект передачи, хранения, переработки, воспроизведения.

Колонка — столбец набора. Из колонок набора складываются полосы газет.

Корреспондент — постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции.

Корреспонденция — 1) почта, приходящая в редакцию; 2) один из аналитических жанров газеты. Корреспонденция сообщает, анализирует факты на конкретном материале в нешироком масштабе.

Макет — графический план верстки полос газеты.

Маркетинг — комплекс мероприятий по исследованию рынка, организации рекламы и сбыта изделий, соответствующих рыночным стандартам.

Массовая информация — тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей.

Массовая коммуникация — 1) процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью оказания идеологического, политического, экономического, психологического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей; 2) интерактивные двусторонние информационные потоки между субъектами коммуникации, служащие целям распространения социально значимой информации (о фактах, событиях, социальных, культурных ценностях) посредством различных технических средств на большие массовые аудитории.

Массовое издание — выпуск книги или брошюры для широкого круга читателей тиражом не менее 75 тыс. экземпляров.

Надзаголовок - вспомогательное заглавие, расположенное над основным.

Обзор — материал, призванный рецензировать газеты, журналы, книги, радио- и телевизионные передачи.

Опросы — метод сбора первичной информации с помощью обращения с вопросами к определенной группе.

Очерк — художественно-публицистический жанр, характеризующийся образным отражением действительности. В очерке обычно присутствуют конфликт, ярко выписанные эпизоды, напряженные диалоги, приметные детали, портреты людей.

Передовица — наиболее важный материал издания, размещенный на первой странице под шапкой (каждая страница может иметь свою передовицу или ведущий материал).

Периодическая печать — газеты, журналы, периодические сборники и бюллетени, т. е. издания, выпускаемые в определенные промежутки времени [отсюда синоним (устар.) — повременная печать]; одно из основных средств массовой информации.

Подзаголовок - вспомогательное заглавие, расположенное под основным.

Полоса — страница газеты, журнала.

Пресса — периодическая печать (газеты, журналы и т. д.).

Пресс-релизы — 1) информационные листки и бюллетени, предназначенные для СМИ; 2) основной жанр PR-текста, несущий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Предмет — новое событие, услуга, продукт; управленческие изменения в организации (структурные преобразования в компаниях, связанные с банкротством, нарушениями, образованием новых представительств и филиалов); публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства.

Пресс-центр — служба информации, создаваемая из сотрудников органов управления, фирм, организаторов конференций, фестивалей, ярмарок и т. д.

Публикация — доведение информации до массового потребителя, в случае печатных источников — путем тиражирования.

Публицистика — общественно-политическая литература (статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, обзоры и т. д.) на актуальные темы.

Редактор — лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства.

Редакция (от лат. redactus — «приведенный в порядок») — 1) процесс обработки редактором авторского произведения для публикации (синоним — редактирование); 2) вариант текста литературного произведения, получившийся в результате его переработки автором или каким-либо другим лицом; 3) административная единица учреждений системы средств массовой информации (печати, радиовещания, телевидения, кино), специализированная по отраслевому, тематическому или языковому принципу.

Репортаж — информационный газетно-журнальный (радио- и телевизионный) жанр, отличающийся динамичной, красочной передачей события, участником которого был сам автор.

Рецензия — литературно-художественный жанр, дающий оценку какому-либо произведению литературы, искусства. Виды рецензии: театральная, книжная, кинорецензия и т. д. Автор дает оценку локальному объекту (книга, фильм, спектакль).

в каком-либо произведении, во времени и пространстве.

Таблоид (англ. tabloid) — бульварная газета или журнал, угождающие вкусам самой низкопробной публики. Публикует материалы, как правило, скандального содержания, связанных с личной жизнью известных людей. Для таблоидов характерно обилие фотографий.

Фельетон — сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого — высмеять отрицательное явление. Хроника — вид информации, короткое сообщение.

Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, организации, коллектива, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.

PR-информация — тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности базисного субъекта (фирмы, организации, персоны) и распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты деятельности данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования коммуникативной среды данного социального субъекта.

PR-текст — разновидность текстов массовой коммуникации, отвечающих категориям «доступность», «лаконизм», «удобство восприятия», «эстетичность». PR-текст инициируется базисным субъектом, функционирует в пространстве публичных коммуникаций. Служит целям приращения паблицитного капитала базисного субъекта, адресован определенному сегменту общественности, обладает скрытым авторством; распространяется путем прямой рассылки, посредством личной доставки или через СМИ.

 

Возврат в начало

 

Hosted by uCoz