Главная страница сайта Алексея Дедова

Спецпроект «Школа журналистики»

Страница «Прорыв»

 

 

 

КАК ИЗДАВАТЬ ГАЗЕТУ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ.

КАКАЯ ГАЗЕТА? ДЛЯ КОГО? КАК?

Ж. Гонне

 

Публикуется по: http://www.ynpress.ru/

 

 

 

Чем лучше все будет организовано, тем успешнее осуществится эта "авантюра". Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего нужна крепкая команда.

 

КОМАНДА

 

Она может состоять:
- из всех учеников одного класса и учителя;
- из нескольких учеников одного класса или разных классов, горящих желанием выпускать газету.
Очень важный параметр - численность команды: группа из 5-6 человек может вполне осуществить все операции - вплоть до продажи газеты.

Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции (редактирование, иллюстрирование, верстка, внешние связи и др.). Каждую функцию выполняют как минимум два человека, чтобы исключить риск возможных неполадок. Наконец, не следует пренебрегать координацией деятельности, постоянно помня о равной степени важности всех функций: ибо только тогда можно будет успешно достичь финального этапа - распространения газеты.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.

ЗА КАКУЮ ГАЗЕТУ?

 

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?
- какого характера информацию он ищет в газете?
- с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
- каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "У чащи меся", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…).

Обычно газета выходит в течение лишь одного учебного года, поскольку редакционные группы меняются, а учителя не всегда имеют возможность помочь. Но какое это имеет значение? В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми (многие газеты печатают интервью с директором школы, руководителем хозяйственной части, учителями, поварами из школьной столовой…).

Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).
Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет покупать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях (например, расспросить торговцев - они наверняка расскажут немало интересного) и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

Всегда очень трудно найти деньги для выпуска первого номера газеты! В 1907 году "большие" из школы доктора Декроли решили организовать специальную лотерею, чтобы собрать необходимый фонд для выхода их первого еженедельника. Этот прием всегда действует безотказно…

Если проект хорошо представлен, то можно смело стучаться во многие двери, например, пойти в мэрию, культурные ассоциации, к коммерсантам вашего города, которые, может быть, пожелают разместить рекламу на страницах вашего издания (например, в Германии реклама в школьных газетах играет столь же важную роль, как и во взрослой прессе). На уровне коллежа действует проект ПАЕ, который может облегчить финансирование издания (обратитесь с этим вопросом к администрации коллежа). Начальную помощь можно также получить из таких организаций, как например, клубы ЮНЕСКО или социально-образовательные центры. Кроме того, интерес к такому проекту могут проявить и разного рода родительские организации. В конце концов, газету продают и родителям!

 

ВЫПУСК ГАЗЕТЫ

 

Выпуск газеты, каким бы способом ее ни печатали - самый главный момент всего процесса. Возможен любой формат: от стенной газеты до карманных изданий, однако, наиболее распространен формат 21 х 29.7 см. Но помните: чтобы газета легко читалась, необходимо тщательно продумать макет, т.е. форму подачи статей и фотографий, их взаимное расположение на странице. Среди различных видов печати можно встретить довольно совершенные, например, офсет (многие мэрии, имеющие офсетную технику, соглашаются помочь отпечатать школьную газету…). Но есть варианты и поскромнее, например, классические чернильные копировальные машины (типа Гештетнер). Настоящий печатный станок (типографский способ) с подвижными свинцовыми литерами дает почти магическое ощущение радости, когда печать осуществляется самостоятельно. Типографские станки "типа Френе", выпускаемые Кооперативом светского образования в Кане, были задуманы именно для этой цели. Освоение техники типографской печати занимает довольно много времени, но так же, как и в случае большой прессы, наблюдается тенденция к исчезновению этой техники. Остается лишь частный опыт небольшого числа энтузиастов. Они будут утверждать, что нет ничего лучше типографского способа, что это - настоящее искусство, и будут абсолютно правы!

Если в вашем распоряжении нет вообще никакой печатной техники, то выходом из положения может стать ксерокопирование, в последнее время все более и более доступное. Но на каком бы способе вы ни остановились, вам необходимо тщательно продумать смету расходов и рассчитать себестоимость продукции.
Следует также упомянуть и о специальных издательских компьютерных программах (для редактирования и верстки). В последние годы появились программные продукты, предназначенные для развития школьной прессы, в частности, в Квебеке, Канада. Во Франции программный пакет под названием "Седик-Натан" уже обрел около 1500 пользователей; он состоит из четырех "мастерских", предназначенных для издания газеты: "статьи", "рисунки", "монтаж", "шрифты". Мастерская "монтаж", например, позволяет выстроить макет газеты, исходя из заданного набора статей. Каждая статья может быть размещена в нескольких колонках, распределенных между страницами газеты.
 

ТИРАЖ

 

Количество экземпляров будет зависеть от потенциального круга читателей, а также от усилий по рекламированию газеты (появление нескольких анонсов за несколько дней до выхода). При подсчете объема тиража не забудьте, что:
- какое-то количество номеров вам придется подарить и распространить бесплатно;
- необходимо отправить 4 экземпляра в Национальную библиотеку по адресу: 2 rue Vivienne 75084 Paris Cedex 02, а также 2 экземпляра - в региональную библиотеку (для этого надо связаться с муниципальной библиотекой);
- 4 экземпляра следует отправить в префектуру или супрефектуру, а если таковых нет, то в мэрию;
- кроме того, 2 экземпляра направляются в Прокуратуру Республики либо в суд малой инстанции, либо, если такового нет, в мэрию;
- несколько экземпляров каждого номера полезно оставить для архива; в дальнейшем это позволит проследить эволюцию газеты, ее историю.

 

ПРОДАЖА

 

И вот газета "вышла". А была ли точно определена цена для продажи? Будут ли покрыты расходы на издание? Но устанавливая цену, не переборщите: цена для продажи должна соответствовать финансовым возможностям читателей; если она будет чересчур велика, вы рискуете оттолкнуть покупателей. Обычная цена одного экземпляра - от 5 до 10 франков. Неплохая вещь - подписка на вашу газету; но прежде, чем организовать ее, надо быть уверенным в том, что вы сможете строго выдержать ритм и должное качество издания. В этом случае необходимо строгое, хорошо организованное административное управление и бухгалтерский учет.

 

ГАЗЕТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Нельзя сказать, что заполнение разного рода бланков и формуляров приносит кому-нибудь удовольствие. Велением судеб каждый год появляются сотни газет без официальной регистрации и без обязательной рассылки в библиотеки, префектуру и прокуратуру - конечно же, игнорируя все то или даже, может быть, издеваясь над всем тем, что чрезмерно регламентировано и бюрократизировано. Игнорирование законов вызывает сожаление, тем более что легализация издания дает немало преимуществ.

Условия регламентации следующие. Во-первых, номер ISSN. Каждое периодическое издание должно иметь номер ISSN - английская аббревиатура, означающая "международный стандартизированный идентификационный номер". Такой номер позволяет идентифицировать газету во всем мире; отнести ее к тому или иному классификационному типу и упорядочить ее хранение; его присваивают в Национальной библиотеке по получении экземпляра первого номера газеты, на котором будет сделана пометка: "ISSN присвоен". Адрес Национальной библиотеки: SNEPS, 2 rue Vivienne, 75084 Paris Cedex 02.

Во-вторых, регистрация в Паритетной комиссии газет и публикаций, расположенной по адресу: 69 rue de Varenne, 75007 Paris. Получение регистрационного номера в этой комиссии позволяет газете пользоваться льготными почтовыми тарифами, некоторыми налоговыми льготами, а также покупать бумагу по более низким ценам. Чтобы присвоить регистрационный номер, комиссия проверяет, отвечает ли газета определенному набору критериев, касающихся содержания ("общий интерес", соотношение между количеством редакционных материалов и рекламой, объем которой не должен превышать двух третей от общей площади издания и т.п.). На первой странице газеты обязательно должно быть указано следующее: название газеты, дата выпуска, номер выпуска, цена, имя ответственного лица, номер ISSN, регистрационный номер в Паритетной комиссии газет и публикаций. Практически все школьные и лицейские газеты выходят, пренебрегая этими формальностями, что ведет к маргинализации детско-юношеской прессы.

 

ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

 

Газета не может существовать без читателей… Работа редакции должна выстраиваться вокруг главной задачи: привлечь и удержать максимально возможную аудиторию. Журналист - это своего рода архитектор или режиссер информации. Но так же, как архитектор или режиссер не создают одинаковые здания или фильмы, журналисты, хотя и придерживаются некоторых общих правил, все же производят продукцию, имеющую свое собственное лицо.

 

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка.

Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

 

ВЕРСТКА

 

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по регби. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

 

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ЖАНРЫ И СТИЛЬ

 

В газете разная информация не может быть представлена одним и тем же способом. В момент написания статьи у журналиста есть выбор, который схематически сводится к трем основным типам подачи информации: подавать материал сжато, обобщенно и объективно; сопровождать материал пояснениями; дать свою интерпретацию, выражая лишь свое собственное мнение. Каждый из перечисленных типов подачи материала может служить критерием для различения журналистских жанров.
- Если информация подается сжато и объективно, то материал принимает вид информационного сообщения, репортажа, отчета или, возможно, интервью.
- Если информация сопровождается пояснениями, то речь идет об анализе, комментарии или журналистском расследовании.
- Если информация будет сопровождаться оценками, то журналист пишет, в зависимости от ситуации, критическую статью, редакционную статью (ее обычно пишет руководитель газеты, главный редактор), заметку (коротенькую статью, иногда - в рамке, в которой говорится о каком-нибудь актуальном событии, часто в юмористической форме) или хронику (статьи в регулярно выходящей рубрике, которые подписываются, как правило, одним и тем же именем). Журналистский стиль происходит из той же идеи, что и стиль рекламный: привлечь и удержать внимание читателя, например, удивить или позабавить его.

Осознание эффективности журналистского стиля, необходимости писать для своего читателя - хорошее средство понять противоречия прессы.

 

 

Вверх             

Hosted by uCoz