Главная страница сайта Алексея Дедова

Спецпроект «Журналистика»

Страница «Прорыв»

 

 

 

НАЧАЛО

Методическое пособие для организаторов детских средств массовой информации и юных журналистов

 

 

Как создать «малую газету»

Как писать газетные материалы

Как оформить стенную газету

Как организовать работу школьного радио

Как смонтировать радиопередачу

Конкурсная программа «Редакция»

 

 

Как создать «малую газету»

А. Н. Дедов

 

Их называют «малой прессой» - информационные листки-газеты и издания журнального типа, самостоятельно сверстанные детьми и педагогами и отпечатанные с использованием копировальной техники. Каков алгоритм выпуска такого издания?

 

1. Создание редакции:

·       подбор ребят, интересующихся журналистикой, фотографией, оформительским дизайном;

·       обучение основам своими силами или в сотрудничестве с образовательными учреждениями, Информационным молодежным агентством, журналистами-профессионалами.

Возможен вариант, когда пилотный («нулевой») номер газеты выпускают взрослые и используют его для формирования интереса детей и привлечения их к редакционной деятельности. В этом случае начинаем с этапа 3, а потом возвращаемся к этапу 1.

2. Выработка редакционной политики – ответы на главные вопросы:

·       О чем будет сообщать газета?

·       Как она будет называться?

·       Как ее можно интересно оформить?

Варианты названия ценятся неожиданные. Чтобы сделать оформление газеты интереснее, некоторые специалисты по «малой прессе» рекомендуют «забыть», что газета – это лист бумаги. Пусть это будет дом с окнами, забор, корабль с парусами и т.п.

3. Определение редакционных заданий: кто и на какую тему пишет, какие нужны фотографии и оформление. Нужны также кроссворды, юмор и т.п.

4. Определение сроков выполнения редакционных заданий.

5. Определение авторами жанра материала и его написание:

·       интервью;

·       информационное сообщение;

·       репортаж (рассказ о событии с подробностями);

·       публицистическое эссе (рассуждение с элементами анализа).

6. Изготовление макета газеты: размещение места для заголовка, текстов, фотографий и рисунков.

7. Редакция или редактор оценивают, насколько интересными получились материалы и стоит ли их публиковать. Если нет – чем заменить.

8. Редактор и авторы редактируют материалы:

·       устраняют стилистические ошибки, повторы;

·       если необходимо, проверяются и уточняются факты;

·       уменьшается (увеличивается) объем материалов, подгоняется под отведенную на макете площадь.

9. Верстка газеты.

А. Метод аппликации.

Для более полного использования площади рекомендуется выполнять верстку аппликацией на формате А3 (30 на 42 см), а потом уменьшить его на копире до А4 (21 на 30 см). Последовательность действий:

а) рисуют «шапку» - заголовок газеты и ее выходные данные: номер, дата выхода, выпускающая организация, и т.д.;

б) все тексты печатают на пишущей машинке или на компьютере и наклеивают на свои места в соответствии с макетом;

в) выполняют заголовки;

г) наклеивают фотографии и рисуют рисунки;

д) уменьшают готовый оригинал-макет на 75% на копире и получают исходный экземпляр для тиражирования.

Кроме более полного использования площади газеты уменьшение позволяет сделать изображение более четким и скрыть мелкие огрехи. Но можно делать оригинал-макет сразу на формате А4 и тиражировать 1:1.

Б. Электронная верстка.

Выполняется на компьютере в MS Word или в специальных программах для верстки типа Adobe PageMaker.

10. Тиражирование.

«Малые газеты» тиражируют на копировальных аппаратах – ксерографах («ксероксах»). При тираже более 100 экземпляров экономически более выгодно печатать на ризографе. При еще больших тиражах есть смысл рассмотреть вопрос о сотрудничестве с типографией.

 

В начало страницы

 

Как писать газетные материалы

По материалам Всемирного комитета свободы печати

 

 

Основные жанры газетной журналистики:

·                  информационное сообщение, заметкакраткое сообщение о каком-либо факте или событии;

·                  репортаж – оперативное сообщение с места события, описывающее происходящее;

·                  интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом;

·                  очерк – изложение и анализ фактов, сопровождаемое истолкованием, объяснением.

 

Структура газетного материала:

·                  хэдлайн  (заголовок и подзаголовок): основная задача – привлечь, «зацепить» внимание;

·                  лид (первый абзац): основная задача – заинтересовать читателя, заинтриговать и заставить читать дальше;

·                  корпус (основная часть текста): изложение подробностей, анализ и выводы.

 

Варианты лида – начальной части текста

А. Резюме, или краткое изложение события. Этот вариант используется чаще всего. Информация строится по алгоритму “когда - где - кто - что - почему - как”. Например: “На прошлой неделе команда нашей школы победила в районной экономической викторине "Деловые люди". В упорной борьбе наши опередили ребят из села Тригорье и получили главный приз – магнитофон”.

Б.  Единичный: выделяется только один важный аспект события. Например: “Самые грамотные в районе юные экономисты учатся в нашей школе…”, или “В школе стало одним магнитофоном больше. Он появился благодаря экономике. Вернее, благодаря победе нашей команды в районной экономической викторине "Деловые люди"”.

В. Драматичный: создается ощущение театрального представления, нагнетаются эмоции. Например: “Последние минуты районной экономической викторины "Деловые люди". Зал Дома культуры затаил дыхание. Председатель жюри встал, солидно откашлялся и объявил: “Победила команда Сосновской школы!””.

Г. Цитатный: начинается с цитаты. Например: “"Я уверен: у нас хорошее будущее, если рядом с нами растут такие талантливые экономисты", - сказал глава администрации района, вручая магнитофон команде нашей школы -- победителю викторины "Деловые люди"”.

Д. Личностный: излагается с точки зрения конкретного человека – автора или героя. Читатель имеет возможность сопереживать. Например: “В это утро капитан нашей команды экономистов Антон Травкин был сосредоточен как никогда. Впереди был финал районной викторины "Деловые люди". Антон еще не знал, что его команда победит, а он получит из рук главы района главный приз – магнитофон”.

Е. Аналитический: сразу предлагается вывод, который в других вариантах обычно помещается в конце материала. Например: “После победы нашей команды в районной викторине "Деловые люди" можно утверждать, что старшеклассники Сосновской школы получают хорошую экономическую подготовку. Это, безусловно, пригодится нашим ребятам при поступлении в сельскохозяйственную академию”.

Ж. Вопросительный: ставится вопрос, ответом на который и является весь текст. Например: “Что произошло бы, если бы год назад к нам в школу не пришел работать Сергей Иванович Сидоров? Можно уверенно сказать: не бывать тогда нашей команде победителем районной экономической викторины "Деловые люди"”.

З. Ретроспективный: повествование начинается с предыстории, далее все излагается во временной последовательности. Например: “Год назад в нашей школе появился новый учитель – Сергей Иванович Сидоров. С его приходом многое в жизни старшеклассников изменилось…”

И. Фантастический. Например: “Представьте наш район через 15-20 лет: ровные асфальтированные дороги, аккуратные механизированные фермы, новая техника на полях… Возможно, первый шаг к процветанию был сделан на прошлой неделе…”

К. Анекдотический. Например: “Многие, к сожалению, до сих пор думают, что лизинг и маркетинг – это облизывание и наклеивание марок на конверты. Но ребята нашей школы к числу таких людей наверняка не относятся…”

Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический и т.д.

Выбирая тип лида, можно испробовать три-четыре, а потом выбрать наиболее подходящий. Но какой бы тип лида не был выбран, следует избегать умничанья и чрезмерной живописности.

 

Варианты компоновки корпуса

1. “Перевернутая пирамида”. В этом случае схема статьи может быть примерно такой: лид-резюме с изложением самой важной информации о событии, затем пара абзацев с подробностями, далее еще пара абзацев с изложением предыстории события или его общественной значимости, в заключение – дополнительная информация о событии или о перспективах развития событий.

2. Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события. Это характерно для репортажа.

3. “Куст”. После лида материал делится на подтемы, которые рассматриваются по очереди. Концовка связывает их в единое целое.

4. Напряжение. Вариант, обратный “перевернутой пирамиде”: результаты событий излагаются лишь в последнем абзаце. Этот способ используется редко, но хорош для событий, ход которых замысловат или комичен.

5. Очерк. Автор не только дает информацию, но и делится собственными впечатлениями. Здесь важно нарисовать картинку в воображении читателя.

6. Анализ. Схема изложения материала примерно такова: описание проблемы, затем мнения причастных к ней людей и изложение их позиций, далее соображения автора по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата.

 

Этапы подготовки материала

 

Этап 1: определение темы.

Она может быть придумана самим журналистом или получена им в качестве задания от редактора.

 

Этап 2: оформление идеи материала.

Журналист определяет, куда следует обратиться за информацией, как выгодно подать информацию, чтобы она заинтересовала читателя, какие фотографии и другие элементы оформления могут понадобиться.

 

Этап 3: сбор фактов.

Как правило, журналист добывает информацию из трех источников:

а) документы и записи;

б) интервью;

в) личные наблюдения.

Чаще всего источники используются в комплексе. Полученные сведения фиксируются в блокноте, на диктофоне или в памяти.

 

Этап 4: анализ фактов и составление плана.

Важно определить:

·          о чем статья на самом деле; что получится, если определить ее суть одним предложением;

·          какие факты наиболее яркие и могут стать основой материала;

·          какие вопросы могут возникнуть у читателя и сможет ли он получить ответы в статье;

·          каким может быть тон материала: юмористическим, тревожным, торжественным и т.д.

Затем нужно определить порядок изложения фактов и набросать план. Опытные журналисты считают, что крепкая структура текста, то есть логичное изложение, четкое разделение на смысловые блоки – половина успеха материала.

 

Этап 5: написание черновика и корректировка плана.

 

Этап 6: редактирование черновика.

При этом следует помнить о соблюдении главных принципов хорошей журналистики:

·          точность: неточный материал не просто плох, он может навредить;

·          краткость: это позволяет сохранить живость изложения и, кроме того, является проявлением уважения к читателю;

·          ясность: если сообщение может быть понято неверно, именно так и произойдет!

Для этого могут быть полезны следующие правила:

1)        используйте действительный залог, который более энергичен, чем страдательный;

2)        полагайтесь в основном на существительные и глаголы, а прилагательные и наречия используйте экономно;

3)        пишите короткими фразами: одна мысль – одно предложение;

4)        пользуйтесь простыми, короткими словами;

5)        избегайте употребления модных словечек, штампов, профессионального жаргона, бюрократизмов;

6)        используйте особенные, “повествующие” детали, чтобы читатель чувствовал себя на месте действия;

7)        давайте небольшую предысторию события, чтобы материал “стоял на собственных ногах”;

8)        объясняйте все термины, которые могут быть непонятны читателю;

9)        используйте аналогии для объяснения сложных явлений;

10)         избегайте голословных утверждений; подтверждайте утверждения красноречивыми примерами;

11)         показывайте, а не рассказывайте: пишите так, чтобы содержание можно было  увидеть с помощью воображения;

12)         не растягивайте материал, уберите все несущественные детали;

13)         прочитайте все вслух – так легче обнаружить неуклюжие места.

 

В начало страницы

 

Как оформить стенную газету

По материалам Л.С. Ураловой

 

Никакие попытки художника украсить газету, бедную по содержанию, не исправят общего впечатления. Впрочем, как и многие интересные материалы могут оказаться незамеченными из-за плохого оформления.

 

А. Работа над газетой начинается с уменьшенного макета. Нужно определить, где будут расположены основные смысловые фрагменты: тексты, рисунки, фотографии.

1.       Прежде всего на листе выполняются поля. Обычно их ширина на готовой стенгазете составляют около 2 см. Поля необходимы, чтобы защитить газету от зрительного воздействия стены, на которой она будет висеть. Изредка газету или ее часть выполняют без полей, но это должно быть оправдано с точки зрения дизайна. Обычно так делают, когда газета имеет форму силуэта предмета: новогодней елки, осеннего листа, дома и т.п.

2.       Далее размечается место под “шапку”, в состав которой входят название газеты, эмблема (если есть), номер выпуска и дата, а также указание на выпускающую организацию. Обычно для “шапки” отводится не более 1/5 площади всей газеты. Название не должно сливаться с основным текстом, между ними необходима пауза в 3-5 см.

3.       Лучше всего, если название газеты выполняется в виде узнаваемого оригинального логотипа. Это своеобразная “визитная карточка”, определяющая фирменный стиль издания. Хорошо, если шрифт заголовка отражает настроение, заложенное в смысле слов.

4.       Рассматривая газету издалека, читатель прежде всего обращает внимание на цветные пятна, которые создают основные зрительные акценты, и на пропорциональность размещения материала. Поэтом следующий этап – разметка площади газеты под материал. Лучше не полениться и сделать несколько эскизов разметки, а потом выбрать лучший. По принципу контраста массивы текста и иллюстрации должны чередоваться. Следует добиться ритмичности их чередования. Самые важные материалы помещаются в центре листа, с них и начинают разметку. Менее важное располагается на периферии.

5.       Важно “уравновесить” композицию газеты, “заселить” ее равномерно, чтобы не получилась одна часть газеты забитой, без воздуха, а другая – полупустой.

 

Б. Теперь следует заняться оформлением заметок.

1.       Текст нужно напечатать с помощью пишущей машинки или компьютера. Если текст переписывается о руки, то делать это надо разборчивым и одинаковым для всей газеты почерком.

2.       Текст лучше выполнить на отдельных листках, которые потом наклеивают на газету.

3.       Опять же нужно не забыть о полях, которые выделяют заметку в газете. Дополнительными выделителями могут служить рамки и линейки разного цвета и формы. Они бывают особенно необходимы, когда:

а) нужно особо выделить какой-то материал;

б) нужно объединить ряд заметок, посвященных одной теме;

в) повтором определенного вида рамок оформители хотят создать в газете особый ритм и добиться графической выразительности.

1.       Не нужно забывать, что заметки могут быть не только прямоугольной, но и круглой, стреловидной, ступенчатой формы, а также в виде листков дерева, облаков и т.п.

2.       Важен правильно выполненный заголовок заметки, да и всей газеты в целом. Главное к нему требование – ясность. Шрифт обычно подбирают такой, чтобы максимально точно выразить настроение заметки. Существуют три основных способа размещения заголовка по отношению к тексту:

а) заголовок над текстом: сбоку, по центру, лесенкой и т.п.;

б) заголовок внутри текста. Таким образом удается особо выделить материал, а также “разбавить” большой текст и облегчить его зрительное восприятие;

в) заголовок сбоку от текста. Это неожиданно, привлекает внимание, но лучше, чтобы такой заголовок располагался по всей высоте текста и был заключен вместе с ним в рамку.

1.       Очень интересно смотрятся заметки на “подкладках” из цветной бумаги, по площади превышающих площадь текста.

 

В. Важно эффектно расположить элементы художественного оформления газеты – рисунки, фотографии.

1.       Хорошо, но не обязательно, чтобы художественным оформлением занимался рисовальщик со специальной подготовкой. Часто с помощью трех-четырех простых графических элементов (звездочек, ленточек, листьев, цветков, облаков и т.п.) удается добиться желаемой выразительности.

2.       Удачно смотрится в стенгазете аппликация. Для нее можно использовать вырезки из старых журналов. Только нужно соблюдать меру.

3.       Фотографии – это всегда интересно: никто не пройдет равнодушно мимо своего изображения в газете. А если это изображение аккуратно вырезать и поместить на необычный фон? Или сделать фотографию элементом крупного рисунка?

4.       При оформлении обязательно следует обратить внимание на цветовую гамму. Аляповатые, излишне яркие и пестрые газеты утомляют взгляд и отбивают охоту вникать в содержание заметок.

5.       Модным направлением в оформлении является объемная аппликация. Выполненные из бумаги объемные цветы, паруса, ленты, буквы, другие элементы делают стенгазету трехмерной и очень интересной. Но злоупотребление такой техникой значительно утяжеляет всю композицию, делает газету излишне декоративной и отвлекает от основного содержания.

 

В работе помните главные принципы газетного дизайна: пропорция, контраст, равновесие, ритм! И еще: оформление – процесс творческий, в котором наилучший результат получается у того, кто не боится экспериментировать и сделать что-то “не так”. Хорошим дополнением к творческой смелости является умение учиться, быть наблюдательным и развивать свой художественный вкус.

 

В начало страницы

 

Как организовать работу школьного радио

А.Н. Дедов

 

 

1. Необходимо позаботиться о наличии необходимой аппаратуры. Для школьного радиоузла необходимы по крайней мере:

·          проводная сеть;

·          линейный усилитель, который будет выдавать сигнал в сеть;

·          определенное количество потребительских динамиков, подключенных к сети;

·          микрофон (по крайней мере один);

·          магнитофон и (или) другой звуковоспроизводящий прибор (проигрыватель грампластинок, проигрыватель компакт-дисков (CD), проигрыватель магнитных минидисков (MD), компьютер со звуковой картой и т.п., лучше все вместе; обычно бывает достаточно пары магнитофонов);

·          очень желателен коммутирующий прибор, который позволит сводить сигналы, – микшерский пульт;

·          если студия планирует заниматься корреспондентской работой, нужно портативное записывающее устройство – диктофон.

2. Для работы в радиостудии нужен штат, который можно сформировать из подростков:

·          журналист (автор текста; часто эту функцию выполняет редактор);

·          редактор (готовит к передаче тексты; обычно это руководитель школьного радио);

·          музыкальный редактор (подбирает музыку и шумы);

·          звукорежиссер (с помощью других членов коллектива превращает сценарии в готовые передачи, заботясь об их художественном качестве);

·          ведущий (ведет передачу, переходя от одной смысловой части к другой);

·          дикторы (читают текст; если текст читает написавший его журналист, его называют медиатором -- посредником между слушателем и информацией; зачастую функцию диктора выполняет ведущий);

·          звукооператоры (обеспечивают выход стгнала на линию, запись и монтаж программ);

·          техники-монтажники (следят за состоянием аппаратуры и сети, если необходимо – выполняют мелкий ремонт под руководством взрослых);

·          разумно иметь картотеку актеров, которых можно привлекать для записи рекламных роликов и игровых сюжетов;

·          если студия планирует заниматься корреспондентской работой, нужны корреспонденты, которые будут брать интервью, проводить опросы и т.п.

Естественно, все должности можно совмещать.

3. Для обеспечения работы необходима фонотека на тех носителях, с которых возможно воспроизвести звук в студии. В состав фонотеки входят:

·          музыкальные записи (чем разнообразнее, тем лучше);

·          архивные записи передач, рекламных роликов;

·          записи шумов, позывных, джинглов и т.п.

4. Некоторые школьные радиостудии считают нужным вести документацию:

·          журнал выхода радиопередач;

·          журнал инструктажей по технике безопасности;

·          журнал технического состояния оборудования;

·          сценарный фонд;

·          картотеки фондов.

5. Радио должно иметь свое особенное лицо, фирменный стиль. Творческий коллектив радио должен придумать название, изготовить позывные, продумать стиль ведения и оформления передач, фирменную символику: эмблему, логотип и т.п. Можно использовать сопутствующие элементы: изготовить наклейки с логотипом, завести в школьном вестибюле планшет с объявлениями и программой передач школьного радио.

6. Важно хотя бы в общих чертах продумать редакционную политику радио: наличие или отсутствие разных по жанрам и содержанию передач. Передачи бывают:

·          музыкальные (концерты по заявкам, музыкальные программы на переменах и т.п.);

·          информационные (регулярные и экстренные выпуски новостей, блоки объявлений, аналитические программы по итогам недели, месяца и т.п., интервью);

·          рекламные (информационные сообщения, поданные в привлекательной форме и имеющие черты произведений искусства);

·          литературные и научно-познавательные (радиоспектакли и сериалы, радиожурналы, радиоуроки и т.п.);

·          игровые (викторины, конкурсы, радиокроссворды со звуковыми подсказками и т.п.);

·          комбинированные (радиожурналы, включающие в себя разные по содержанию смысловые части).

7. Наконец нужно составить сетку вещания: программу передач в течение дня, недели, месяца. Нужно решить, какие передачи будут ежедневными (например, выпуски новостей) или еженедельными (аналитические программы с интервью и опросами слушателей), какие – цикловыми (радиожурналы), какие – разовыми (радиоспектакли).

8. Последний организационный этап – определить, кто будет нести ответственность за работу радио вообще и за отдельные направления в частности, выбрать дежурные бригады.

9. Теперь можно изготовить первые передачи и приступить к вещанию.

 

В начало страницы

 

Как смонтировать радиопередачу

А.Н. Дедов

 

Структура радиопередачи выглядит примерно так:

 

Позывной радиостанции, студии

 

Заставка передачи

Текст

первой смысловой части

Подложка

(музыка и шумы)

Музыкальная отбивка

Текст

N-ой смысловой части

Подложка

(музыка и шумы)

Финальная отбивка или музыкальное окончание

 

Основные термины:

·          позывной – звуковой сигнал, обозначающий данную радиостанцию; может быть выполнен в форме джингла или отбивки;

·          заставка – звуковой сигнал, обозначающий начало передачи; может быть выполнен в форме джингла или отбивки;

·          подложка – звуковой фон, на котором читается текст; это может быть музыка или шум (улицы, перемены и т.п.); на современном радио почти все передачи оформляются подложкой; не делают подложки в интервью и информационно-аналитических передачах;

·          джингл – короткое специально выполненное музыкальное произведение, обычно песенка или пропетая фраза; чаще всего используется в качестве позывного или заставки на музыкальном радио;

·          отбивка – короткая музыкальная фраза, которая разделяет фрагменты передачи, обозначает в эфире время; позывные и заставки могут быть также выполнены в виде отбивки.

Передача может быть записана или идти в прямой трансляции. Для записи передачи необходимо:

·             составить текст, в идеале – написать сценарий, в котором указать все звуковые элементы будущей передачи;

·             подготовить позывные, заставки, подложку и т.п.;

·             записать текст, который читают дикторы или актеры;

·             оформить текст: положить подложку, добавить заставки, другие звуковые эффекты;

·             проконтролировать качество.

При прямой трансляции все элементы оформления (позывные, заставки, подложка) готовятся заранее. Текст читается «вживую», а звукорежиссер в режиме реального времени оформляет его.

Особенности подготовки передач, которые следует учитывать редакторам и звукорежиссерам:

·          работающий у микрофона человек (диктор, актер, ведущий, медиатор) должен обладать хорошо воспринимаемым, не раздражающим слух голосом, хорошей дикцией, правильным русским произношением (это важно для Курганской области с распространенным в ней диалектом; характерный «говорок» распространен в молодежной аудитории), культурой речи;

·          оптимальный темп речи в информационных передачах - 100-120 ударений в минуту, в передачах другого жанра - не ниже 72 ударений; более медленный темп речи усыпляет;

·          в текстах для информационных радиопередач нежелательно использование длинных предложений и сложных оборотов;

·          в информационных выпусках полезно вкратце повторять в конце основные темы сообщений: слушатель не имеет возможности «перечитать» передачу, поэтому нужно позаботиться о доходчивости информации;

·          в рекламе нет ничего плохого, если она выполнена красиво, демонстрирует уважение к слушателю и не назойлива.

 

В начало страницы

 

Редакция

Конкурсная программа

 

 

Возраст участников – 12-14 лет. Количество команд – от 2 до 5. Эта программа камерная и не является зрелищем. Поэтому лучше, если почти все присутствующие будут заняты в конкурсах, а зрителей останется немного.

Конкурсы оценивает жюри. В каждом оно выбирает одну-две лучших редакции и вручает им какой-нибудь знак, скажем, “Золотое перо”. Выигрывает та редакция, у которой таких знаков наберется больше.

 

Реквизит:

·      знаки для награждения;

·      одинаковые любые газеты по числу команд;

·      тексты для конкурсов 3 и 5;

·      чистая бумага, клей, ножницы, цветная бумага;

·      билеты с заданиями для конкурсов 4, 6 и 7.

 

Домашнее задание командам: придумать название своей газете и выбрать главного редактора.

 

В начале ведущий сообщает, что в конкурсной программе участвуют несколько редакций, и каждая будет выпускать свою газету.

 

1. Заголовок – лицо газеты

Каждая редакция получает чистый лист бумаги формата А3, цветную бумагу, ножницы, клей. Задание: за 10 минут изготовить макет заголовка своей газеты методом аппликации. Учитывается оригинальность и эстетика.

 

2. Рубрикация

Каждой редакции нужно придумать остроумные и стильные названия для рубрик, в которых будут помещаться материалы:

·      о большой политике,

·      о спорте,

·      о музыке,

·      о светской жизни,

·      о событиях в родном городе (поселке),

·      полезные советы,

(можно – материалы для садоводов, водителей, женщин, мужчин и т.п. на усмотрение организаторов).

На обсуждение – 5 минут.

 

3. Литературная обработка

Журналистам приходится общаться  с самыми разными людьми. И часто из уважения к читателям нужно править и обрабатывать тексты интервью и бесед.

Редакциям предлагается текст, состоящий в основном из жаргонных выражений. Задание: привести его в соответствие с общепринятыми нормами русского языка. На работу – 5 минут.

 

4. Репортаж

Сейчас представителям редакций в течение одной минуты предстоит провести импровизированный репортаж “в прямом эфире”. Они выбирают билеты с заданиями:

·      репортаж с космодрома,

·      репортаж с митинга,

·      репортаж с ипподрома,

·      репортаж с премьеры спектакля,

·      репортаж с места автомобильной катастрофы.

Первыми начинают выигрывающие редакции.

 

5. Заголовок – половина материала

Редакциям предлагается один и тот же текст. Нужно за три минуты придумать к нему заголовок и подзаголовок. Текст, желательно небольшой, можно взять из любой газеты.

Вариант текста:

 

Некоторые дети не желают ни учиться, не гулять – все свое время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и присоединил его к небольшому генератору, который надо приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился.

 

6. Никуда не деться от рекламы

Так уж получается, что доходы от рекламы – главный источник финансирования многих средств массовой информации. Поэтому, нравится это или нет, рекламой приходится заниматься. Раз так, то лучше делать это профессионально и с выдумкой. Задание: придумать рекламный девиз (слоган) для одной из известных фирм:

“Мерседес-Бенц”,

“Кока-Кола”,

“Проктер энд Гэмбл”,

“Галина Бланка”,

“Макдональдс”.

Если слоганы этих фирм уже всем известны, нужно придумать что-то свеженькое. Учитывается чувство юмора, точность по сути и рекламный эффект.

 

7. Сокращение текста

Иногда, когда в газете не хватает места, а сообщение очень важное, приходится его сокращать. Но нужно это сделать так, чтобы читатель понял, о чем идет речь.

Редакциям предлагается текст. Задача: сократить его так, чтобы был понятен смысл, но осталось как можно меньше слов. Выигрывает редакция, использовавшая наименьшее количество слов.

Пример текста:

 

Жителя английского города Фарингтон Джона Уайта за последние два года грабили восемь раз. Дошло до того, что он просто стал бояться ходить по улицам. А когда недавно, выйдя из магазина, Уайт зашел в телефон-автомат, чтобы вызвать такси, он обнаружил, что неизвестные заперли будку. “Пошли за сообщниками и ждут возможности напасть, чтобы снова ограбить”, - в панике подумал Уайт и тут же набрал номер полиции, умоляя поскорее приехать и спасти его. Прибывший на место патруль обнаружил, что беднягу никто запирать и не думал. Просто будка открывалась вовнутрь, а Уайт ломился наружу.

 

8. Корректура

Редакциям предстоит исправить фразы с ошибками. Листочки с фразами редакции выбирают по очереди. Начинают проигрывающие редакции.

Примеры фраз:

 

·        Призыв к забастовке был поддержан более сотни шахтеров. (... более, чем сотней...)

·        Лекция произвела хорошее впечатление, так как она была очень удачная по содержанию и форме. (... была очень удачна...)

·        Нижний Новгород расположен по обоим сторонам Оки. (... по обеим сторонам...)

·        Я верю в будующее этого юноши. (... в будущее...)

·        На место преступления прибыли сотрудники уголовного розыска с собаками, вызванные для поимки преступника. (... вызванные для поимки преступника сотрудники...)

·        Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. (Когда вы закрываете книгу, у вас... или: Закрыв книгу, вы надолго сохраните в памяти образы ее героев.)

·        Газеты сообщают, что фермер Джон сошел с ума, выбросившись из окна двенадцатого этажа. (... сошел с ума и выбросился... или ... сойдя с ума, выбросился...)

·        Громадное большинство населения голосовали за демократов. (... голосовало...)

·        Я люблю игру на рояле и петь. (... играть на рояле... или ... игру на рояле и пение.)

·        В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка. (... большое значение имеют... или ... большую роль играют...)

·        Его характер тверд и несгибаемый в любых ситуациях. (... несгибаем...)

 

9. Синонимы

Редакции по “кольцовке” называют любые синонимы к слову “хорошо”. Максим Горький, например, нашел 33 синонима. Начинает проигрывающая редакция.

 

10. Поздравительная телеграмма

Командам выдаются одинаковые газеты. Задание: нужно за 10 минут составить из вырезанных из заголовков слов поздравление другу с днем рождения. Учитывается количество использованных слов и наличие смысла в тексте.

 

 

Возврат в начало

 

Hosted by uCoz