Главная страница сайта Алексея Дедова

Спецпроект «Журналистика»

Страница «Прорыв»

 

 

 

КОЛЛЕГАМ ИЗ ШКОЛЬНЫХ ГАЗЕТ

Рекомендации участникам конкурса «PRoрыв-2006»

 

 

 

Писать просто – непросто. Но надо, потому что это способ подружиться с читателем. Будьте проще, и люди к вам потянутся. Пишите обычными словами, как будто рассказываете историю знакомому. Только без жаргона. Но и без «умных» словечек. В школе нас учат писать или наукообразно, как в реферате, или пафосно, как в сочинении. Для нормального общения с людьми ни то, ни другое не подходит.

Краткость – сестра… ну, пусть не таланта, хотя бы профессионализма. «Трехэтажные» предложения годятся для диссертаций. Журналисту, как правило, подходит правило «одна мысль – одна фраза». Пишите простыми предложениями, максимум – состоящими из двух частей.

Сокращайте! Перечитывая в очередной раз свой текст, выбросьте все слова, которые лишь на мгновение покажутся лишними. Как правило, «шестое чувство» не подводит. А заметка становится плотной и пружинистой.

Паутина. Иначе не назовешь текст, в котором слишком много причастных и деепричастных оборотов. Мысли вязнут и путаются. Пока доберешься до конца фразы, забываешь начало. Пишите прозрачно, чтобы была ясна главная мысль.

К черту пропаганду! Читаешь иную газету и понимаешь, что тебе промывают мозги. Пытаются внушить, как хороша их школа (завуч, мероприятие, класс – можно продолжить этот список). Заметка пестрит назойливыми эпитетами. Зачем? Расскажите читателю историю, а он сам решит, хороша школа или нет. Избегайте высказывать собственные оценки. Пишите так, чтобы в тексте остались лишь самые необходимые прилагательные и наречия.

Уважаемая учительница празднует юбилей. В газете о ней пафосная заметка. «Начала трудовой путь… Более тысячи учеников… Награждена грамотами…» Возникает образ героини публикации: что-то сушеное, как в гербарии. Лучший способ рассказать о достоинствах человека – показать его в конкретной ситуации, а не восторженно изложить биографию. Тогда к юбилею учительница  получит подарок – живой интерес читателей к ее личности.

О начальстве на первой полосе. Читатель покупает газету. Что он хочет прочитать прежде всего? Новости, график контрольных на месяц, что-то еще – это можно выяснить у читателей с помощью опроса. Но вряд ли огромную статью директора. Может быть, директор сообщает сенсацию? Да нет, учит жить. Поймите меня правильно, директор имеет право высказаться в газете. Но – обязательно ли на первой полосе?

Начинайте интересно. Заголовок и первые слова заметки – это крючок, на который ловится читатель. Есть смысл специально подумать, как написать, чтобы читатель «клюнул». Позвольте себе капельку хулиганства. Шутка, парадокс, спорное утверждение, сенсация, наконец. Но ничего скучного и пресного!

Один из американских журналистов написал: «Хорошая статья – как классное шоссе: она плавно ведет читателя к месту назначения, а каждый поворот отмечен хорошо заметным дорожным знаком». Не приходится ли вашему читателю в потемках продираться сквозь кусты или прыгать с кочки на кочку, время от времени возвращаясь назад? Но это, по крайней мере, движение. Встречаются заметки, которые вообще никуда не ведут.

Перечитайте свою только что написанную заметку. Интересно? Хочется ли после первой фразы ее немедленно прочитать? Важна ли для читателя информация, которая содержится в заметке? Она как-то влияет на его жизнь? Все ли понятно в тексте? Достаточно ли ёмко написано? Если ответы на вопросы положительные, работа сделана не зря.

Диктофон – не роскошь, а инструмент для работы. Годится самый плохонький. В конце концов, подойдет магнитофон. Зачем? Записывать интервью. Сейчас мало кто умеет стенографировать. Поэтому когда корреспондент пользуется лишь блокнотом, теряется живость речи собеседника - все эти вводные словечки, особенности построения фраз, вздохи и смех. В «блокнотном» изложении интервью получается сухим и ходульным. Если же расшифровать аудиозапись, можно создать убедительный образ.

Несмешные анекдоты и ворованные кроссворды. Они занимают драгоценную газетную площадь. Ведь могут же кроссворды быть хоть и неказистыми, но своими! А что качается анекдотов… Пусть это будет хит-парад месяца. Или под каждым - имя читателя, который его рассказал. Или… В общем, немного труда и творчества – и газета-отписка постепенно превращается в НАШУ газету.

Продавайтесь! В смысле: свою газету нужно читателям продавать. За деньги. Даже если у вас есть другие источники финансирования. Только в этом случае станет ясно, правильно ли вы действуете. Показатель здоровья газеты – стабильный тираж.

 

Возврат в начало

 

Hosted by uCoz