Права ребёнка, психология подростка и подростковый суицид

Права ребёнка, психология подростка и подростковый суицид

 

 

Информационные агентства со ссылкой на уполномоченного при президенте России по правам ребенка Павла Астахова и Росстат приводят такие данные.

По уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире (14 место) и на первом в Европе (2013): средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире.

С начала 1990-х годов коэффициент самоубийств среди подростков почти удвоился. Достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч человек. Примерно такой уровень сохраняется до настоящего времени. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, критическим уровнем считается 11 случаев суицида на 100 тысяч населения. Юноши гораздо чаще (в четыре с лишним раза) совершают самоубийства, чем девушки. Если коэффициент самоубийств среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился.

Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств и факторов, их обуславливающих, показывает, что чаще всего несовершеннолетние совершали оконченные попытки самоубийства:

- по причине семейных конфликтов;

- из-за романтических отношений;

- по причине наличия личностных проблем, замкнутости, психического заболевания.

В числе причин суицида названы также такие факторы, как:

- конфликты со сверстниками и друзьями;

- неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации;

- безразличие окружающих, черствость;

- демонстративное поведение с суицидальными намерениями, повлекшее за собой смерть (демонстративный суицид);

- бестактное поведение отдельных педагогов, конфликты с учителями,

- боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ;

- аддиктивное поведение.

Так или иначе, из десяти перечисленных причин девять являются социально обусловленными.

 

В Курганской области отмечен рост самоубийств среди подростков с 5 человек в 2002 году до 39 в 2009 году. В 2012 году на территории Зауралья совершили самоубийство пятеро подростков.

Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России огромны, по данным за 2010 год они составляют 110 раз - от 255, 4 на 100 тысяч в Чукотском АО до 2,3 на 100 тысяч в Чечне. Психологи говорят, влияет сумма факторов:

- географический фактор: тяжелый климат сказывается на психологическом состоянии человека;

- социально-экономическое положение региона, безработица, низкий уровень жизни, развалившаяся медицина;

- культурные особенности народов, их отношение к смерти. Например, у северных народов до сих пор сильны языческие корни. В Бурятии и Туве распространен буддизм. Буддисты верят в жизнь после смерти в ином качестве.

 

10-14 лет — опасный возраст в плане суицидального поведения, отмечают психологи и психиатры. Подросток в это время переживает возрастной кризис. И именно в этот период он наиболее уязвим для внешних и внутренних факторов, определяющих склонность к самоубийству.

Склонность к суицидальному поведению определяется, с одной стороны, стремлением подростка к самоутверждению, с другой – несформированностью представления о ценности жизни; у молодых людей нет барьера между рискованным и нерискованным поведением.

Особенностью подростковой психологии является маргинальность. Она связана с переходом из одной социальной группы в другую. Проявление маргинальности – отсутствие устойчивых моральных норм. Подвергая ревизии нормы, которые транслируются значимыми взрослыми и которые в более раннем возрасте воспринимались некритично, как готовая программа, подросток оказывается в активном поиске новой моральной системы. Этот процесс связан с пробами и экспериментами, порой вызывающими негативную реакцию взрослых.

Ещё одной особенностью этого возраста следует считать радикализм. Он характерен преимущественно для старшего подросткового и юношеского возраста. В его основе два психологических фактора – юношеский максимализм и возрастная агрессивность. Что касается агрессивности, то, думается, природа наградила ею молодых людей, чтобы помочь им утвердиться в мире и обществе, пробиться «в люди», завоевать своё место под солнцем. Радикализм обусловливает стремление молодых людей решать проблемы решительным образом, без поиска компромиссов и часто с разрушительным результатом. Условием радикализма является характерное для подросткового и юношеского возраста отсутствие достаточного осознания ответственности за свои действия. Во-первых, это связано с небольшим жизненным опытом, во-вторых, с ощущением, что «нечего терять»: в этом возрасте молодые люди, как правило, не обременены ни собственностью, ни ответственностью за своих детей.

Ключевой особенностью подросткового возраста является заниженная самооценка. Прежде всего она связана с главным конфликтом, определяющим сущность подросткового кризиса – между растущими социальными потребностями и ограниченными возможностями. Другими словами, подросток уже хочет, чтобы к нему относились как ко взрослому, хочет сам определять свои планы и принимать решения, но чаще всего сталкивается с нежеланием взрослых считаться с его мнением. Это больно бьёт по самооценке, вызывает ощущение собственного бессилия, ненужности и отсутствия любви и понимания со стороны окружающих, тем самым готовит почву для суицида.

Наверняка многих трагических случаев удалось бы избежать, если бы взрослые помнили о правах и свободах ребёнка. Не только о тех, которые закреплены в различных правовых актах, но и о тех, которые подразумеваются в неписаном виде самим фактом рождения и существования человека.

 

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

(Конвенция ООН о правах ребенка)

 

Считается, что именно в подростковом возрасте наиболее ярко проявляется акцентуация характера человека – находящаяся в пределах клинической норма особенность характера, состоящая в усилении, заострении определённых психических свойств. Следствием является избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Среди специалистов наиболее популярна классификация акцентуаций характера Андрея Евгеньевича Личко из 11 типов:

- гипертимный тит,

- циклоидный тип,

- лабильный тип,

- астеноневротический тип,

- сенситивный тип,

- психастенический тип,

- шизоидный тип,

- эпилептоидный тип,

- истероидный тип,

- неустойчивый тип,

- конформный тип.

 

Знание особенностей разных типов характера позволяет прогнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность суицидов. Разные типы акцентуированных характеров также проявляют склонность к разным формам суицидального поведения.

Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суицидальному поведению совершенно не характерна. Подростки этого типа не наносят себе ни физический, ни социально-психологический ущерб. Они скорее могут подвергнуться саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение (алкоголь, наркотики и др.).

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимного типа. Однако в субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно идет к суициду.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск приключения малопривлекателен для подростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это – крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

Подростки астеноневротического типа слишком мнительны и озабочены своим здоровьем, чтобы решиться на суицид.

В характере сенситивного типа основной чертой является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зависят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, поддержке и оценке. Недоброжелательность окружения, несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения, легко приводят к развитию реактивной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможности и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех.

Психастеническая акцентуация вообще не предрасположена к суицидам. Страх и нерешительность этих подростков исключают вероятность самоуничтожения.

Шизоидные подростки не склонны к суицидальному поведению, к нанесению себе физического ущерба. Для них в некоторой степени привлекательно аддиктивное поведение, которое облегчает неформальные контакты со сверстниками.

Эпилептоидный тип акцентуации предполагает риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоидных психопатов. При акцентуациях характера демонстративная форма суицидального поведения. Мотивом служит желание причинить обидчику вред, напугать кого-то,  добиваясь своих целей. Но демонстративные по форме намерения при сильной аффектации эпилептоидов могут стать неконтролируемыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпилептоидов чаще всего агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безысходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповреждения горящими предметами как проявление мазохистических тенденций эпилептоидов.

Главной чертой истероидного характера является демонстративность, что обусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа акцентуаций. Подросток стремится произвести наибольшее впечатление на окружающих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание, добиться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделиться приводит к неверному расчету усилий или последствий поступка.

При неустойчивом типе акцентуаций характерными является слабость волевой сферы в организации поведения подростка. Риск суицида отсутствует из-за невозможности нанести себе физические повреждения. Представители этого типа скорее составляют группу риска развития алкоголизма, наркомании, токсикомании, вовлечения в асоциальные группы, но не суицидального поведения.

 

Общую картину поведения подростков во многом определяют поведенческие реакции, характерные для подросткового кризиса.

 

1. Реакция эмансипации.

Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры.

Специфика поведения подростка порой непонятна взрослым, не знакомым с теорией возрастных поведенческих реакций. Часто и родители, и педагоги не дают себе труда попытаться понять подростка. Его поведение заставляет их занимать оборонительную или резко ограничительную позицию. Между тем, не только здравый смысл воспитания, но и официальные правовые акты предусматривают ряд прав, связанных с возрастной эмансипацией.

 

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Статья 28

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

(Конвенция ООН о правах ребенка)

 

Как показывает практика, в 80% ситуаций борьбы подростка за независимость взрослому достаточно проявить понимание и выслушать его мнение. Сам этот факт демонстрирует уважение со стороны взрослого к личности и потребностям подростка, и тот готов воспринимать приведённые спокойным тоном аргументы.

 

2. Реакция группирования со сверстниками.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. В таких группировках вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Индикатором принадлежности к группировке сверстников является чувство безопасности.

Следует отметить, что группа сверстников признаётся одним из институтов социализации подростка. Нарушением прав ребенка следует считать препятствование ему в проявлении реакции группирования. Это может вызвать нарушения социализации, которые в лучшем случае вызовут чувство дискомфорта.

 

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

(Конвенция ООН о правах ребенка)

 

Отдельная тема – подростковая субкультура. Есть её направления, которые способны провоцировать суицидальное поведение – например, готы, которые, как считается, идеализируют смерть.

Если группировка подростков занимает асоциальную или антисоциальную позицию, задача взрослых – подумать, как изменить её ориентацию. Понятно, что это происходит не из-за «врождённой» тяги подростков к антиобщественным действиям, а связано с маргинальностью их положения, с тем, что система моральных ценностей человека в подростковом возрасте находится в процессе пересмотра и реформирования. Кроме того, такого рода группировки часто возникают там, где взрослые не заботятся об организации просоциальной активности детей и молодёжи, в частности, занятий спортом и разными видами творчества, в том числе социального.

Реакция группирования обусловливает склонность подростков к конформизму и подражанию. Определённая доля попыток суицида совершается «за компанию». Это особенно характерно для подростков, склонных к эмоциональному заражению, а также для «ведомых».

Одним из современных проявлений реакции группирования является склонность подростков к общению в социальных сетях и на форумах в интернете. Обмен мнениями и оценками, характерный для этого процесса, по большому счёту воспроизводит особенности общения в подростковых компаниях. Здесь возможны даже борьба за повышение своего статуса и завоевание сторонников. В то же время интернет – это сфера относительно свободного перемещения идей. И известны скандалы, связанные с интернет-сайтами и группами в социальных сетях, которые пропагандируют самоубийства.

Особого внимания требует такой феномен подросткового коллективного поведения, как буллинг, или школьная травля. Это зона особого риска с точки зрения суицида. Скандалы, связанные с буллингом, в последнее время нередко проявляются даже на телевидении. Как показывает практика, в большинстве случаев буллинг – это болезнь, которая является следствием равнодушия взрослых.

 

3. Реакция увлечения (хобби-реакция).

Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды:

а) интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.);

б) накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток);

в) эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности. При этом подросток в отличие от ребенка младшего школьного возраста проявляет в увлечении более высокий уровень самосознания. Не секрет, что, по крайней мере, больше половины молодых людей выбирают профессию не в соответствии с академическими дисциплинами, которым их обучают в школе, а в зависимости от увлечения.

 

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование…

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

(Конвенция ООН о правах ребенка)

 

Думается, критика увлечений подростка взрослыми вряд ли может стать самостоятельной причиной для суицида, но это может оказаться последней каплей, переполнившей чашу. Несомненно, критика увлечений, в частности, связанных с экстравагантным поведением

 

4. Реакция имитации

Эта особенность поведения характерна и для более раннего возраста и проявляется в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее – герои книг и кино.

Опасным с точки зрения суицида следует считать подражание подростков персонажам, которые проявляют суицидальное поведение. Отчасти это связано с психотипом подростка, но чаще всего – с тем, что в обозримом пространстве не находится достойных для подражания взрослых.

 

5. Реакция гиперсексуальности

Об этой особенности подросткового поведения смутно пишут в учебниках для педагогов, зато достаточно подробно – в книгах для психиатров. Подростковый возраст – время возникновения романтических привязанностей и влюблённости, а также время разочарований. Всё это подстёгивается так называемой «гормональной бурей», которая бушует в растущем организме, и отсутствием жизненного опыта. Неудачи, связанные со взаимодействием полов, - одна из самых распространённых причин суицида несовершеннолетних. И часто катализатором этого является отсутствие понимания со стороны взрослых, вернее, отсутствие рядом взрослого, у которого можно было бы получить поддержку. Спровоцировать суицид может о грубое вмешательство в жизнь подростка.

 

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

(Конвенция ООН о правах ребенка)

 

6. Реакция компенсации.

Реакция компенсации – желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой – свойственна как детям, так и в неменьшей степени подросткам. Эта реакция особенно ярко показывает, как самооценка способна влиять на жизнь и поведение человека. Чаще всего компенсация помогает повышению статуса подростка в среде сверстников, которые являются для него референтной группой, и, как следствие, повышению самооценки. Однако в ситуации, когда компенсация становится доминирующей целью в жизни, неудача на этом пути может стать поводом для деформации поведения. Один из примеров – расстрел десятиклассником учителя в московской школе в феврале 2014 года. С таким же успехом возможен и суицид. Думается, часть самоубийств из-за ЕГЭ можно отнести к эксцессам гиперкомпенсации.

 

Подводя итог, отметим, что выявленные в нашем исследовании новые тенденции, влияющие на повышение риска суицида среди подростков (авторитарный стиль воспитания, негуманистическая атмосфера в школе, вовлечение в деструктивные организации, поддержка суицидальных настроений и действий через Интернет, ранняя алкоголизация подростков, низкая адаптация к нововведениям в школе), в настоящее время являются малоизученными. Поэтому для решения проблемы подросткового суицида в нашей стране необходимо решить вопрос обеспечения психологов и социальных работников новыми методами научного познания.

 

 

Снизить вероятность суицидального поведения подростков можно, если предпринять следующие меры:

- формировать атмосферу понимания,

- относиться с уважением к правам подростков,

- формировать условия для социально одобряемой активности подростков: для занятий спортом и творчеством,

- ставить перед подростками социально значимые цели, подчёркивать важность их социально значимой деятельности,

- заниматься образованием родителей,

- формировать институты психологической поддержки.