10. Конфликт

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

10. Конфликт

 

 

 

 

1. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – форма выражения противоречия, способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения единства, согласия и сотрудничества.

В конфликтологии конфликт описывается в трёх аспектах:
- как борьба, направленная на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба,
- как психическое напряжение и враждебность по отношению к окружающим,
- как достижение своих целей за счет подавление остальных.

Функции конфликта как социального явления:
- негативная: в эмоциональном плане дает ярко окрашенный негативный эффект,
- позитивные:

а) разрешение противоречий, развитие отношений участников конфликта,

б) приобретение ими жизненного опыта,

в) информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях,

г) в определенных ситуациях, когда одна из сторон отстаивает организационные интересы, конфликты помогают группе сплотиться, мобилизовать волевые и интеллектуальные усилия на решение принципиально важных вопросов.


2. Причины конфликтов

Это может быть:

- проявление присущей данному индивиду или общности агрессии,

- проявление противоречий между членами группы или группами,

- проявление несовместимости Я-концепций (немотивированно «не переношу» его), самооценочные проблемы,

- проявление несовместимости ценностей,

- проявление борьбы личности с препятствиями для самореализации.

 

Конфликты бывают:

- внешние,

- внутренние (направленные на себя).


3. Социально-психологические причины конфликтов:
- непонимание друг друга (коммуникативные барьеры: недостаток словарного запаса, невнимательность, разное понимание и т.п.),


- несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей или групп, отсутствие «дополнительности» в ролях сторон (транзакционные анализ),

- непонимание людьми того, что несовпадение позиций может быть вызвано не расхождением во взглядах, а разными подходами к ее решению,

- противоречие себе, которое вызывает у многих людей неприятие оппонента вместо конструктивного желания понять его позицию,
- негативизм (отрицательная установка),

- максимализм (сравнивание с абсолютным результатом),

- ошибка каузальной атрибуции (судит по себе): свои достижения человек склонен приписывать достоинствам своей личности, а неудачи – влиянию внешних обстоятельств. К оценке оппонентов – противоположный подход.

Человеку свойственны:
- конкурентный характер взаимодействия,
- стремление к власти,
- ограниченные способности к децентрации, то есть к изменению собственной позиции в результате ее сопоставления с позициями оппонентов.


4. Психологический смысл конфликта: каждая из конфликтующих сторон старается навязать оппоненту свою точку зрения, склонить к желаемым для нее действиям. Это столкновение интересов может сопровождаться сильными эмоциональными реакциями, как правило, агрессивными.
Конфликт – это процесс с характерной динамикой, которую можно выразить в виде схемы:



Жизнь без конфликтов невозможна. Именно в столкновении мнений рождается новое. Но конфликт может быть как конструктивным (созидательным), так и деструктивным (разрушительным). Это зависит от поведения сторон, а также от тактики третьих лиц, которые могут стать посредниками при разрешении конфликта.
На каждой стадии конфликта сторонам желательно соблюдать некоторые правила, которые позволяют перевести его из эмоциональной плоскости в контролируемую рассудком рациональную, договорную, что ведет к конструктивному результату.

На стадии нарастания (назревания):
попытаться избежать эмоциональной эскалации;
- избегать демонстрации своего превосходства;
- выслушивать оппонента;
- критиковать не личность человека, а его действия, и тут же предлагать способ устранения того, что не нравится;
- использовать чувство юмора, но не делать объектом шуток оппонента;
- не приказывать, а советоваться;
- благодарить оппонента, высказываться о его достоинствах, но не покровительственно, а дружелюбно;
- если оппонент допустил бестактность, не клеймить его ярлыками, а высказаться о своих переживаниях по этому поводу;
- попытаться сформулировать суть разногласий и предложить решение проблемы.
На стадии эмоционального взрыва:
постараться дать возможность оппоненту “выпустить пар”; договариваться на этой стадии бесполезно, потому что властвуют эмоции, а не рассудок;
- внимательно выслушать оппонента и попытаться сформулировать для себя его претензии;
- дать оппоненту понять, что его поведение некорректно, осторожными фразами типа: “Ты чем-то взволнован?”;
- не следует обижаться на человека, надо понять его;
- постараться поставить себя на место оппонента и понять, не стало ли причиной эмоционального взрыва, например, плохое самочувствие или усталость;
- свою вину (если она есть) признать сразу и полностью, принести извинения;
- смягчить возможную вину оппонента фразами типа: “Ты хотел как лучше”, “Можно представить, как ты переживаешь”, “Конечно, это ты не со зла”;
- попытаться разрядить ситуацию шуткой, молчаливым сочувствием.
На стадии затухания:
важно снизить значимость нанесенного ущерба и выйти на обоюдовыгодные, взаимоприемлемые позиции;
- выразить сожаление по поводу случившегося;
- сформулировать свое видение причины конфликта и предложить решение;
- привести аргументы в пользу своей позиции;
- оставаться открытым для аргументов оппонента.


5. Возможны пять основных типов тактики поведения в ходе конфликта:
- избегание, уход;
- соглашательство;
- сотрудничество, примирение;
- компромисс, сделка;
- противостояние.