12. Общение. Межличностные отношения

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 10. Общение. Межличностные отношения

 

 

 

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц для взаимного познания, установления (развития) отношений, взаимовлияния, регуляции совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

- обмен информацией,

- ее интерпретация,

- взаимопонимание,

- взаимооценка,

- сопереживание,

- психологическое воздействие.

В общении выделяются:

- содержание (передаваемая информация),

- цель,

- средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

 

 

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.

Структура общения по Г. М. Андреевой:

- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,

- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,

- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Виды коммуникации (и коммуникативные средства):

а) вербальная,

б) невербальная:

- кинетика (мимика, пантомимика),

- паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),

- проксемика (организация пространства и времени в общении),

- визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные барьеры – обстоятельства, препятствующие эффективной передаче информации.

 

 

3. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений и, таким образом, с социализацией.

Общественные отношения – официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Элементы межличностных отношений:

- когнитивный (гностический, информационный) – понимание информации, задействованной в межличностных отношениях,

- аффективный – эмоциональные переживания: от дизъюнктивных (негативных, разделяющих) через индифферентные до конъюнктивных (позитивных, сближающих), обусловливается социокультурными нормами групп,

- суггестивный – связанный со внушением,

- поведенческий, регулятивный: симпатия определяет доброжелательность.

 

 

4. Построение отношений по вертикали и по горизонтали.

Развитие межличностных отношений обусловливается особенностями общающихся:

- полом (у мужчин контакты шире, важнее совместная деятельность, большая эмоциональная сдержанность, стремление к показу достижений и притязаний),

- возрастом (сужение контактов при создании семьи и рождении детей и расширение впоследствии),

- национальностью,

- темпераментом,

- состоянием здоровья (влияние физических недостатков на Я-концепцию),

- опытом общения,

- профессией.

 

5. Межличностная совместимость – оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Показатели межличностной совместимости:

- удовлетворенность взаимодействием,

- взаимная симпатия.

Принципы сходства и взаимодополнительности – «формула дружбы».

Межличностная привлекательность. Обаяние. Зависит от физического и социального облика, способность к пониманию и сопереживанию.

Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Уровни:

- когнитивная – понимание,

- эмоциональная – сочувствие,

- высшая форма = когнитивная + эмоциональная + поведенческая.

Одна из основных форм проявления эмпатии – симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся. Симпатия и антипатия могут быть как однонаправленными (без взаимности) так и разнонаправленными.

Эпатийность как свойство личности.

 

6. Влияние условий на формирование межличностных отношений:

- экстремальные,
- жизнь в большом городе и селе,

- отдых или работа.

Стремление быть в обществе выше в приятных условиях (радость) и в угрожающих обстоятельствах.

Стремление к одиночеству выше в неприятных обстоятельствах (нервное напряжение) и в ситуации, требующей сосредоточенности.

Предположение: люди стремятся быть в обществе себе подобных по четырем причинам:

- чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности,

- чтобы получить положительную стимуляцию посредством живого общения,

- чтобы добиться внимания и похвалы,

- чтобы получить эмоциональную поддержку.

В ситуации дистресса стремление человека к общению определяют три компонента:

- социальное сравнение – сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна),
- редукция (уменьшение, ослабление) тревоги – тяга к более спокойным людям,

- поиск информации.

Дистресс может снижать аффилиативные тенденции:

- если он связан с переживанием неловкости, стыда,

- если переживается мощное эмоциональное потрясение.

Возможно, в этом случае человек избегает усиления своих эмоций в процессе их обсуждения.

 

 

7. Аффилиация (англ. affiiation – соединения, связь) – потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях любви и дружбы.

Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие, выражение поддержки

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации, является привязанность.   

 

 

8. Дружба. 

Динамичность развития межличностных отношений – от знакомства до дружбы. (Число «поглаживаний» по Эрику Берну.)

Мощный фактор, питающий аттракцию и дружбу, – сходство.

Понимание дружбы:

- общее предметное содержание (общность интересов, целей),

- различие в темпераменте (?).

Чувство влюбленности переживается иначе, чем дружба: вначале чувство сексуального влечения приводит к возникновению любви-страсти. Партнер идеализируется.