13. Малая группа

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

13. Малая группа

 

 

 

1. Люди объединены друг с другом в многочисленные более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами.

Большие социальные группы – государства, нации, партии, классы, другие социальные общности, выделяемые по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Состав таких групп нестабилен.

Средней социальной группой называют людей, составляющих социальную организацию учреждения, предприятия и т.п. Такие группы более или менее постоянны по составу, их участники осознают свою принадлежность к группе, отделяют ее от других групп и проживают в одном регионе.

 

 

2. Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом), которых отличают:

- наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.),

- личное знакомство друг с другом,

- непосредственное взаимодействие друг с другом,

- существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы,

- наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Малая группа – непосредственный проводник влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида.

Большую часть жизни человек проводит в малых группах – это семья, учебный класс, студенческая группа, первичный трудовой коллектив, компания друзей.

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Основные ее критерии:

- сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов,

- идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности),

- осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других,

- наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

 

 

3. Классификация малых групп, как и любая другая, условна:

- формальные (членство основано на официальных предписаниях) и неформальные (членство основано на внутренних потребностях индивидов в общении, принадлежности и понимании),

- временные и постоянные,

- лабораторные и естественные,

- случайные и стационарные,

- группы разного уровня развития,

- референтные, индифферентные и антиреферентные,

- горизонтальная (члены имеют одинаковый статус в обществе) и вертикальная,

- гетерогенные и гомогенные,

- дискуссионные и исполнительские.

 

 

4. Качественные характеристики малой группы:

- композиция – совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как единое целое (пол, возраст, образование и т.п.),

- структура – совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами как элементами данной группы.

В малой группе выделяют структуру функциональных связей (распределение функций) и структуру эмоциональных связей.

В исследованиях формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные с официальными и неофициальными отношениями.

Социометрическая структура – выявленная по итогам социометрического исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения.

Коммуникативная структура – совокупность связей, связанных с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.).

Структура социальной власти и влияния связана с направленностью и интенсивностью влияния. Системы связей, лежащих в основе руководства и неформального лидерства. Координационные и субординационные взаимоотношения.

 

 

5. Феноменология (описание основных явлений) малых групп

Групповая направленность – система идей, определяющих направленность целей и мотивов деятельности составляющих её людей.

Ценности малой группы – то, что наиболее значимо и важно для членов группы.

Групповые нормы – общие правила, которыми в своих действиях, а также во взаимоотношениях руководствуются члены группы. Бывают нормы первого уровня (нарушение абсолютно недопустимо), среднего уровня (допускаются вариации поведения в пределах нормы) и низкого уровня (соблюдение дело вкуса, а нарушение не подлежит санкциям).

Групповые санкции – положительные и отрицательные воздействия группы на своих членов.

Групповое давление – влияние, которое оказывает группа на психологию и поведение своих членов.

Психологический микроклимат – определяет самочувствие каждой личности в группе, её удовлетворённость группой, комфортность.

Референтность – степенно принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей.

Конформизм – сознательный отказ человека под давлением группы от собственного мнения, отличающегося от мнения большинства.

Групповая сплоченность – внутреннее единство группы в различных аспектах ее жизнедеятельности.

Групповая совместимость – способность членов группы в различных ситуациях действовать как единый слаженный организм.

Групповая поляризация – разделение группы на несовместимые группировки.

Групповые роли – поведении, ожидаемое от лица, занимающего определённую позицию в малой группе.

Лидерство – исполнение лидером своих функций и отношения между ним и остальными членами группы.

Интрагруппоая активность – мера активизации группой составляющих её личностей.

Интергрупповая активность – степенно влияния группы на другие группы.

Групповая динамика – развитие отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.

Организованность группы – способность группы к самоуправлению.

 

 

6. Эффективность групповой деятельности определяется тем, насколько хорошо группа справляется с возложенными на нее обязанностями.

Критерии:

- продуктивность (получение запланированных результатов),

- качество работы,

- положительное влияние группы на социализацию индивида.

Зависит:

- от композиции (индивидуального состава): группы с неоднородной композицией лучше справляются со сложными проблемами, так как предлагается больше вариантов их решения,

- от стиля руководства,

- от личных взаимоотношений,

- от организации деятельности (коллективно-кооперативная, индивидуальная или скоординированная),

- от степени свободы действий каждого индивида в группе,

- от уровня развития группы.