17. Толпа. Управление эмоциями

Страница "Психология" сайта Алексея Дедова

 

Как убрать боковой баннер с рекламой

 

 

 

 

17. Толпа. Управление эмоциями

 

 

 

 

1. Толпа – неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, иногда находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Толпа хаотична, однако не лишена организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие.

Некоторые исследователи применяют для изучения толпы термины и характеристики, заимствованные из физики.

 

 

2. Виды толпы

По степени организации:

- стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков;

- ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (от англ. flash — вспышка, mob — толпа) заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится;

- организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Такой иногда считают подразделение солдат и даже заседание парламента. (Массовые спортивные состязания, например, кросс?) Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

- пассивная толпа, в которой отсутствует эмоциональный компонент» быстро собирается и быстро рассеивается.

- окказиональная толпа (от лат. occasionalis — случайный) – сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии;

- конвенциональная толпа – толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.);

- экспрессивная толпа – толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

- экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом (от греч. ekstasis – неистовство, исступление) – положительно окрашенным аффектом, высокой степенью восторга, воодушевления.

- действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Может быть агрессивной, панической, стяжательской (борющейся за ценности), повстанческой (противодействующей властям).

Важно: толпа может переходить из одного вида в другой, также как организованная группа может превратиться в толпу и наоборот.

 

 

3. Деиндивидуализация (деперсонализация) личности – временная потеря человеком психологических свойств, которые характеризуют его как уникальную личность, но сохранение при этом черт, объединяющих его с окружающими людьми.

Деиндивидуализированные личности более расторможены, менее склонны сдерживать себя, менее других задумываются о последствиях своих действий.

Основа такого состояния – ощущение свободы от ответственности:

- под влиянием взаимного заражения,

- в силу «незаметности» людей в толпе (кроме лидеров).

Черты деиндивидуализации проявляются под воздействием алкоголя и наркотиков, из чего можно сделать вывод, что это характерно для людей в измененном состоянии психики, причём – при отключении социально обусловленного самоконтроля.

Связано с влиянием на человека толпы (массы людей).

Вывод: человек в толпе перестаёт быть личностью и становится частью толпы, подчиняясь её импульсам и заражаясь её эмоциями. В таком состоянии он способен на то, чего никогда бы не сделал самостоятельно. Это называют «эффектом толпы».

 

 

4. Основный психологический механизм, объясняющий поведение индивида в толпе, - идентификация с лидером (по Фрейду – выступающим в роли «отца»). Умелый лидер способен заражать толпу своими эмоциями.

Способы:

- голос, интонации, экспрессия,

- движения,

- призывы.

В эмоционально заряженном состоянии толпу легко подтолкнуть к действиям.

 

 

5. Свойства толпы

Принадлежность к толпе порождает у человека чувство анонимности, а значит – безнаказанности. Это порождает чувство безответственности, каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично.

Психологическая однородность толпы: уравнивание основных психических явлений и поведения индивидов. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она легко поддается слухам, провокациям, лозунгам и призывам.

Внушаемость, которая повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.

Психическое заражение – быстрый перенос психологического состояния от одного человека к другому. Отсюда склонность к панике – бесконтрольному страху. Главная причина паники – не столько опасность, сколько страх остаться в безвыходном положении. При этом происходит резкое сужение сознания и способности к рациональным действиям. Работают заражение и подражание.

 

 

6. Управлять толпой (особенно агрессивной или панической) помогает ритм.

Скандирование (от лат. scandere – ритмично читать) – ритмичное произнесение текста.

Варианты ритмичных действий:

- танцы,

- песни,

- прыжки и другие движения, например, покачивание («орлятский круг»),

- …

(История с психологами и с «Интернационалом».)

 

 

7. Управление эмоциями людей на массовых мероприятиях.

Основные правила:

- «ведение» аудитории, контроль эмоций,

- создание чувства завершённости, которое ощущается как удовлетворение,

- достижение катарсиса (греч. katharsis – очищение) – здесь: духовное и нравственное очищение, просветление, обычно возникающее при восприятии произведения искусства; ощущение познания нового личностно значимого опыта, которое способно запустить трансформацию личности; обычно сопровождается сильным переживанием облегчения, связанным с удовольствием.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – здесь: столкновение противодействующих сил, в результате которого происходит развитие действия.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – в драматургии: пиковая точка конфликта, требующая от героев действий, обусловливающих развязку.

Кульминация (в соответствии с принципом «золотого сечения») приходится на 2/3 продолжительности события.

Катарсис (по «числу Парето») – приходится примерно на 4/5 (80%) продолжительности события.