Александр Скворцов

Размышления о непостроенном храме

 

Полный текст - «Субботняя газета», 15.09.1996

 

 

В районе несколько севернее современного магазина “Хлеб”, на углу улиц К.Мяготина и Пролетарской,  было старообрядческое кладбище. Было оно ограждено от “суеты мира” глухим забором, в котором с трудом можно было обнаружить щелочку. Никаких памятников, по словам очевидцев, здесь не было. Аккуратные покрытые травой холмики. А в наше время, во дворах построенных здесь домов, в детских песочницах попадались вместо игрушек  человеческие кости. Несколько восточнее старообрядческого кладбища, было большое  православное кладбище Троицкого прихода города. Вот что можно прочитать про это место в воспоминаниях старейшей учительницы Евдокии Марковны Делининой, 1872 г.р., долгое время проживавшей в Тихоновском предместье города:

С запада было кладбище и шла роща, на которой устраивались гулянья. По воскресеньям играла музыка и на открытой террасе шли танцы. В торжественные дни устраивали фейерверк, пускали ракеты, шутихи и другие фигуры.

Роща была окружена глубоким рвом и попасть можно было только через мостики. Помню ещё, что у этих мостиков продавали так называемый “баварский” квас пленные турки в своих костюмах, а на голове шапочка с кисточкой. Потом их не стало, куда их отправили неизвестно”.  

Роща эта, в которой курганцы ещё в начале нашего века собирали ягоды и грибы хорошо просматривается на планах 1900, 1903 и 1906 г.г. Располагалась она между современными улицами Пролетарской и Кравченко, а с юга  в одном месте доходила почти до улицы Гоголя.

А традиция танцевать и веселиться вблизи кладбищ, оказывается, не навеяна революцией. Скорее наоборот. Революции Безвременья происходят в силу определенных традиций.

Но вернемся на Троицкое кладбище по бывшей Вокзальной улице. Похоронные процессии шли по Компанейскому переулку (сейчас улица Заводская). Старожилы помнят многочисленные богатые памятники и склепы этого кладбища.

В 1914 году на Троицком кладбище был похоронен почетный гражданин города Иван Иванович Меншиков, владелец Боровлянского стекольного завода. На могиле Меншикова, за кружевной чугунной оградкой, рядом с простым памятником- пирамидой,   были установлены две искусственные вишни с вечнозеленой листвой и красными ягодами.

Долгое время вынашивалась мысль о постройке на кладбище однопрестольного храма Во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Инициатором постройки храма был протоиерей Дмитрий Кузнецов. Однако, из имеющихся  документов видно, что уже в то время курганцев больше занимали дела о “хлебе насущном”. Увы, таким наш город был всегда. Очевидно, поэтому и “хлеб насущный” все еще остается проблемой.  Единственным инициатором постройки храма являюсь я,”- с огорчением пишет Кузнецов в своем рапорте 2 марта 1906 года в Тобольск. Впрочем, протоиерей был по-видимому человеком энергичным. С большим трудом, в течении двух лет “пробивается” план храма. Дмитрий Кузнецов после долгих уговоров сам чертит план, приносит его сначала известному архитектору Юшкову, и, ничего не добившись, забирает и передает технику Новикову. 26 апреля 1905 года план, наконец, отправляется а Духовную Консисторию на утверждение. Создается церковно-строительный комитет, выбирается и апробируется место для строительства. ”Сентября 1905 года, 10 дня, - пишет в отчете Курганский городской архитектор Юшков, - я произвел осмотр места избранного для постройки каменной церкви на Курганском Троицком кладбище и исследование грунта. Оказалось: место для постройки церкви избрано сухое, довольно возвышенное, грунт  - сухой, плотный, глинистый с незначительной примесью песка”. И это все,  чего смог добиться не в меру энергичный протоиерей. Идет время. Средств на строительство катастрофически не хватает. К тому же появляется серьезный конкурент в лице общины Архистратиго - Михайловского женского монастыря.

Архистратиго-Михайловский женский общежительный третьеклассный монастырь, известный на рубеже веков более как  Казинский, был основан в 1896 году в семи верстах от поселка Пресногорьковского вблизи живописных озер Кобаньего и Бандурино на территории Петропавловского уезда Акмолинской области (современный Казахстан). Территория была под управлением Омской епархии. Монастырь имел два подворья в Омске и в Кургане. Омская община без видимых усилий создает себе храм. Но Курган - ближайший к монастырю город, почти в три раза ближе, чем Петропавловск. Город имеет важное значение в жизни монастыря и Община просит места в Кургане под храм на улице Дворянской. Городская  Дума выделяет это место в 111 квартале города, напротив Троицкого кладбища.

В этом районе, в доме с современным адресом ул. К.Мяготина, 160 находилось монашеское подворье. В начале века это был одинокий двухэтажный дом с высоким забором. И сейчас окна первого этажа смотрят только во  двор. Монашкин дом - так называют его старожилы. Автор пока не располагает документами доказывающими это. Но не задолго до смерти Людмилы Афанасьевны Кунгурцевой, в девичестве  Долгополовой, дочери известного курганского мастера и друга священника Богословского, я услышал ее рассказ об этом доме. Людмила Афанасьевна первая назвала “координаты” этого места. В этот дом она неоднократно приходила и в детстве, и в юности. Здесь была своеобразная мастерская. Сестры зарабатывали на жизнь рукоделием. Впрочем, одновременно, c посетителями велись всегда беседы об устройстве мира. Известно, что монастырь существовал какое- то время и после Гражданской войны.  

Но вернемся в начало века. 7 сентября 1909 года в Тобольск прибывает письмо следующего содержания:

“Архистратиго-Михайловского общежительного  женского монастыря   Игуменья Евпраксия.

Нижайшее прошение.

Припадая к стопам Вашего Преосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца почтительнейше осмелюсь просить утвердить план на церковь в городе Кургане Тобольской Епархии и благоволите разрешить производить постройку. При сем прилагаю проект плана, смету и разрешение городской думы.

Вашего Преосвященства Милостивого Архипастыря и Отца нижайшая послушница настоятельница монастыря Игуменья  Епраксинья.

Августа 31 дня 1909 года”.

Однако своих средств у монастыря нет. Сестры ведут сбор денег в городе, который и так не очень многим располагает. И 9 октября 1909 года в Духовную Консисторию уходит рапорт Благочинного священника Николая Богословского с предложением отказать общине в строительстве храма. Предложение принимается Консисторией, сестрам “чужой” епархии указывают их место не всегда желанных гостей, но это совершенно не может помочь строительству храма на Троицком кладбище. Денег не хватает, а цены   растут. Кирпичи стоят уже не 14 рублей за тысячу, а 18. Меняется и само время. “Красный смех чужих знамен” слышен уже и в Кургане состарившемуся протоиерею. На закрытом кладбище (территории современного городского сада), на могилах декабристов - всегда полевые цветы. Кто тогда мог подумать о грядущей судьбе этих могил? Ждали “кораблей свободы”. Строительство же храма решено было отложить до “лучших времен”, которые, впрочем, так и не наступили. Видимо нельзя построить свой храм на развалинах чужого.

Троицкое кладбище, как действующее,  просуществовало  до конца 20-х  годов. ”За весну Курган в направлении к Троицкому кладбищу вырос , - писала газета “Красный Курган”.- Образовалась целая улица небольших деревянных домиков. Горсовет постановил закрыть Троицком кладбище,  т.к. дома подходят к нему почти сплошь.  С 1 апреля 1927 года место для погребения будет отведено за линией железной дороги”. Имелось в виду кладбище на современной улице Гагарина, напротив Дома торговли, просуществовавшее, как действующее до 1 ноября 1951 года. Троицкое же кладбище действовало скорее всего ещё до 1928 года. Затем могилы стали уничтожать, чтобы мясокомбинат разбил здесь свой сад. Впрочем, по рассказам очевидцев, курганцы в этом саду вели себя как на кладбище. После 16 часов сад быстро пустел.

В 30-е годы  площадь восточной части бывшего кладбища  используется для ремонта артиллерийских орудий, а во время Великой отечественной войны курсанты авиационной школы изучают здесь матчасть самолётов.

Кладбище имеется на многих планах города. До недавних пор здесь, теперь во дворах жилых домов,  в родительские дни  можно было увидеть людей с венками, пришедших помянуть своих близких. Позади выстроенных на рубеже 40-50 годов домов по улице К.Мяготина , 181 и 185 растут и сейчас чудом уцелевшие  тополя, оставшиеся от кладбища. Долгие годы  в религиозные праздники к ним возлагались цветы, а на ветвях тополей висели венки.

 

 

При подготовке материала были использованы материалы Государственного архива Курганской области:

И 235, опись 1, дело 72 (Архистратиго Михайловский женский монастырь);

И 235, опись 1, дело 128 (О постройке церкви на кладбище при Троицкой церкви);

использовались монографии о монастырях России, опрос старожилов города (в частности Людмилы Афанасьевны Кунгурцевой, 1901 г.р. , Анны Анфимовны Ложковой, 1923 г.р. и многих других), консультации со ст. научным сотрудником областного краеведческого музея А.М. Васильевой, писателем Б.Н. Карсоновым.

 

 

Вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная страница

Педагогика

Психология

Журналистика

История

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедов Алексей Николаевич

al-dedov@yandex.ru

+7 908 832 06 77

 



Hosted by uCoz