Александр Скворцов

В чьи сердца стучит прах ушедших поколений?

 

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

 

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

 

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!

 

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

 

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

 

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! -

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

 

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,

 

За то, что мне прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

 

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

- Послушайте! - Еще меня любите

За то, что я умру.

 

 

Марина Цветаева

1913 г.



Цивилизация по-литовски и … по-кургански.

 

В недалеком прошлом многие из нас были в командировках или отдыхали в союзных республиках. Теперь это ближнее зарубежье.

Есть в городе Бирштаносе, в независимой теперь Литве, старое кладбище. В конце XVIII века из-за несчастной любви покончил с собой молодой человек. По законам того времени на кладбище его нельзя было хоронить. Поэтому, он был похоронен за кладбищенской оградой. Но и сейчас его могила, как и всё кладбище, содержится в образцовом порядке. Кто-то по-прежнему ухаживает за могилой.

В Европе на протяжении веков  бережно относятся к каждому захоронению. Быть может, это необходимое условие успеха европейцев, а  существующие трения с прибалтийскими государствами имеют в основе отношение к культуре сохранения памяти об ушедших поколениях?

Ведь что же происходит у нас? О старом кладбище на Троицкой площади, в районе  современной филармонии - первом кладбище города вблизи Троицкой церкви, уже в начале XX века  никто не вспоминал. За исключением нескольких надгробий рядом с Троицким храмом уже ничего не было. Были  в районе забытого кладбища торговые ряды, возникали строения различного назначения, но в основном это было пустое место.

Далее обратимся к воспоминаниям.

«С запада было кладбище и шла роща, в которой устраивались гулянья, – пишет о бывшем Троицком кладбище в створе современной улицы Заводской Е.М. Делинина, старейшая учительница города, –  По воскресеньям играла музыка и на открытой террасе шли танцы. В торжественные дни устраивали фейерверк, пускали ракеты, шутихи и другие фигуры». Оказывается, не революция привила традиции плясок на костях своих предков, как это мы видим у нас в городском саду. Скорее наоборот, Революции Безвременья происходят из-за утраты нравственных традиций. 

К чести ушедших поколений, живших в Кургане на рубеже XIX и XX веков, следует отметить, что закрытое кладбище в районе современного городского сада было тогда сохранено. Исчезло оно уже после 1917 года. В 20-е годы для его ликвидации привлекались в основном школьники. По словам недавно ушедшей от нас А.М. Поляковой, невольно принимавшей участие в этой вакханалии, молодые строители коммунизма с удовольствием крушили памятники, а увековеченные на надгробных плитах фамилии  героев Отечественной войны 1812 года Повало-Швековского И.С. и Фохта И.Ф. вызвали у них откровенные издёвки. Вот и пожинаем мы сейчас то, что было тогда заложено. Уже восстановленные могилы декабристов были недавно вновь осквернены.    

Можно привести ещё пример, характерный  для эпохи советской власти. Сейчас никто не знает, где в селе Колесниково, недалеко от города, похоронен Коля Мяготин, несчастный ребёнок, возведённый в ранг героя. После Великой отечественной войны рядом было похоронено ещё несколько вернувшихся фронтовиков. Но по странным понятиям того времени, мининекрополь  не вписался в ансамбль памятника пионеру-герою, и его просто-напросто сравняли с землёй. Гневные возражения встретило предложение идентифицировать могилы.

Совсем недавно Российское историко-просветительское благотворительное и правозащитное общество «МЕМОРИАЛ» предложило идентифицировать бывшие захоронения участникам гражданской войны около Богородице-Рождественского собора, район бывшего ЗДС. И что же? Сотрудница краеведческого музея А.М. Васильева выразила резкий протест против этого. По её мнению, памяти заслуживают только те погибшие, которые имеют  заслуги перед городом. Оценить степень заслуг может, наверное, только она. И это они считают признаком цивилизации!   

Но вряд ли имеет смысл осуждать ушедшее и уходящее. Отличие наших традиций от европейских – тема специального исследования. Лишь в первом приближении можно сказать, что редко благодатные времена посещали наш город. Ведь даже место расположения Кургана после переселения в конце XVII века с полюбившегося первым поселенцам, но неудачного для проживания Арбинского яра, выбиралось из условий безопасности. Город стремился к компактности. Вначале это было условием выживания в постоянной борьбе с кочевниками, затем вошло в привычку. Но кощунственное отношение к памяти ушедших обесценивало жизнь и в какой-то степени явилось составляющей той силы, которая привела нас в эпоху великих потрясений.

Переубедить сейчас носителей «цивилизации» разрушения и кощунства невозможно да вряд ли и нужно.  «Пусть доживут свой век привычно». Однако и следовать их жизненным установкам негоже.

4 октября 1995 года по инициативе нашего Движения было принято Решение Курганской городской Думы о благоустройстве территорий действующих и закрытых кладбищ и некоторых исторических мест г. Кургана, а 7 мая 1997 года принята Программа по проведению историко-архивных, археологических и инженерно-геодезических изысканий по территориям действующих, бывших и закрытых кладбищ и некоторых исторических мест города Кургана. Программа установила конкретные сроки благоустройства исторически значимых мест города. Но если бы принятые программы хоть когда-нибудь у нас выполнялись!

Пройдемся по местам закрытых кладбищ в порядке их возникновения, оценим степень нашей цивилизованности.

 

Парк памяти первых поселенцев – кладбище Царёва городища

 

В районе современного поселка Энергетиков, за полотном железной дороги, там, где 18-ый автобус проходит вдоль железной дороги и делает поворот на Карчевскую рощу, справа находится парк Памяти первых поселенцев. Это бывшее кладбище слободы Царёво городище и деревни Курганской.

Деревня Курганская возникла  в 1682 году и была приписана к слободе. Царево Городище было ближе к кладбищу, чем вновь созданная деревня. Такой вывод можно сделать из следующих рассуждений. Когда Арбинский Яр был покинут, на месте первого храма был поставлен крест, который возобновлялся в течение длительного времени. В конце XIX века на месте храма первых поселенцев была построена деревянная часовня Животворящего  Креста. В начале XX века рядом с часовней была построена деревянная церковь деревни Курганской на каменном фундаменте. Церковь имела один престол во имя Св. Троицы. По воспоминаниям старожилов деревни Курганской, и часовня, и церковь находились на некотором расстоянии от деревни, в районе современного здания с адресом пр. Конституции, 32. В деревне находилась еще одна часовня во имя Св. Троицы. Очевидно, что место храма было в центре слободы. Деревня Курганская была несколько выше по Тоболу. Еще в 1994 году здесь, на месте некогда процветающей деревни с собственной пожарной каланчой, оставалось несколько дач с огородами.

В  сентябре 2000-го года был установлен памятный знак с надписью: «Здесь, на месте храма Царёва городища, на рубеже веков и тысячелетий, в 2000 году, решено установить памятник, который отразит и соединит воедино мотивы легенды о Царёвом кургане, информацию о раскопках 1959-1960 годов и о первых русских поселенцах на  Арбинском яру - памятник преемственности и примирения культур».

В конце XIX века  кладбище было отрезано от деревни железной дорогой. Не всегда безопасным стало посещение ушедших. Не обошлось без жертв.  Но печальные события не часто омрачали размеренную жизнь небольшой деревушки на живописном берегу Тобола,  и жители Курганки продолжали использовать для захоронения своих родственников кладбище далеких предков - кладбище первых поселенцев  Царева Городища.

Закрыли кладбище в начале  50-х  годов. Автор ещё застал людей, чьи близкие родственники похоронены  и должны были бы найти в этом месте свой вечный покой.

Но после закрытия кладбища, ещё до его до начала его глобального разрушения, возникли слухи о богатых, почему-то татарских, захоронениях на этом кладбище. Очевидно, сыграло роль открытое в 1947 году мусульманское кладбище в районе современных овощных баз.

Появились кладоискатели. Многие могилы были осквернены. Привожу рассказ Марии Ивановны Решетниковой:

 «Мою маму похоронили в 1949 году. В 1957 или 1958 г.г. мать стала сниться голой в гробу. Мы пошли на кладбище. Оказывается, хулиганы раскопали могилу. Рядом были следы костра. После того как могилу восстановили, мать приснилась в хорошем пальто».  

Впрочем, главная трагедия началась позже, со строительством дороги и разработкой песчаного карьера.

Привожу рассказ Акулова Ивана Поликарповича, 1927 г.р.

«Я работал кочегаром в ДСУ № 1 (АБЗ - асфальтово-бетонный завод) с 1962 года с небольшим перерывом. Ходил на работу пешком мимо старого кладбища. На этом кладбище у меня похоронены: в 1930 году подхоронили тетю в могилу сестры, которая умерла в младенчестве, два моих брата 1925 - 1926 г.р., еще одна моя сестра, дед в 1943 году. Все они захоронены на этом кладбище.

Я еще ребенком много раз бывал на этом кладбище.

Однажды, в году 1985, я пошел на это кладбище найти нужную лечебную траву. Увидел, что рядом с вагончиком строителей, которые вырыли котлован на территории кладбища, лежит груда черепов, видимо из могил, которые они порушили.

Тогда я понял, почему меня так тянуло на это кладбище. Возможно, были потревожены могилы моих родственников.

Кладбище было разрушено не все. Со стороны дороги, по весне, еще можно увидеть углубления от могил. В одно такое углубление, рядом с березой, кто-то много лет кладет венок из неживых цветов.

Кладбище не было огорожено. У могил не было ограждений. Были одни кресты.

Когда дед Лебёдкин Сергей...  строил дорогу на Карчевскую рощу (1955-1956 г.г), вырыли много гробов. Говорили, что отрыли одну могилу, а там женщина с волнистыми волосами».

В   80-е  годы кому-то понадобился грунт именно с этого места,  и большая часть оставшихся  захоронений была нарушена. Долгое время заброшенный пустырь был буквально усеян человеческими костями.

4 мая 1997 года нашим Движением здесь был проведён первый воскресник. Начался он в 10 часов утра и продолжался пять  часов. Более двух часов понадобилось для того, чтобы собрать останки и захоронить их. Место для захоронения выбрали в центре кладбища. Потом были посажены берёзы, ивы,  кусты рябины, жимолости. В воскреснике приняли участие люди  самых разных мировоззрений, профессий и религиозных конфессий. Католический  священник, отец Вильгельм, приехавший в этот день в Курган, принял участие в воскреснике. С присущей ему мягкостью он сказал очень суровые слова: «Я немножко удивляюсь: бывшие  кладбища так не выглядят. У нас, в Германии, если кладбище закрывают – там сразу парк, и все знают, что это –  бывшее кладбище. Мы –  люди – живём от наших корней. Я надеюсь, у вас получится». Но, к сожалению, не получилось. По крайней мере, пока.

8 июня того же года, в  воскресенье, по благословению Епископа Курганского и Шадринского Михаила,  был установлен и протоиереем  Николаем  Чирковым, настоятелем Свято-Духовского храма, освящён надгробный крест. Было проведено ещё несколько воскресников, высажено несколько сот деревьев и кустарников и … где сейчас всё это?

Трудновато даётся бывшим советским людям цивилизация. Достигнем ли мы когда-нибудь в этом Европы?

 

Нужен ли курганцам сад камней?

 

Мы предлагали восстановить в парке «пристанища душ ушедших поколений» - гнездовья стрижей, существовавшего на отвалах бывшего карьера, создать сад камней, «лабиринт вечности», «сад деревьев памяти». 

Создание  «сада деревьев  памяти» предполагает введение в городе новой традиции отмечать события  личной жизни курганцев - бракосочетание, рождение ребёнка, знакомство, память об  ушедших в инобытие и пр. посадкой дерева и установкой соответствующего идентификатора. Установку и сохранение идентификатора предполагается возложить на администратора парка. Изготовление идентификатора предполагалось  на Автобусном заводе или на Курганприборе за соответствующую плату.

В «саде деревьев памяти» могли бы быть  деревья в  честь  почётных граждан города, интересных гостей Кургана.

По согласованию  со специалистами туристические организации или частные лица должны иметь  возможность оставить «информацию» в  «саде деревьев памяти»  о фауне различных уголков России или даже мира.

Тогда, в 1997-м, Администрация поддержала нас. Сейчас всё забылось, а нам это не под силу. Найдут ли наши предложения отклик у курганцев?

Впрочем, основания для оптимизма всё же есть. В 2004 году был, наконец, установлен идентификатор парка Памяти первых поселенцев.

 

Какая площадь в нашем городе стоит на костях?

 

Наименование Троицкой площади была восстановлено Решением курганской городской Думы в 2004 году. Здесь, в районе современной филармонии, на бывшем кладбище Курганской слободы, созданном после ухода жителей с Арбинского яра, до 24 мая 1957 года стоял первый храм города - Троицкий трёхпрестольный Собор. Кладбище было значительно старше Собора. Ведь оно было ещё при первых деревянных храмах, неоднократно из-за пожаров сменявших здесь друг  друга.

Известные планы города не дают информации об этом кладбище, но примерное представление о его границах можно составить по следующим фактам.

«В  детстве, - вспоминает известная нам Е. М. Делинина, - мы жили в этом доме. (Сейчас музей Декабристов, ул.Климова, 80А.). До сих пор в моей памяти стоят легенды  о прошлом этого дома, поставленного на высоком берегу Тобола, на краю бывшего кладбища, где и сейчас при въезде по мосту в город с правого берега торчат остатки гробов». Родилась Евдокия Марковна в 1872 году.

Анна Анфимовна Ложкова (Кочнева), старейшая жительница нашего города, свидетельница многих событий, рассказала о таком случае.

В начале 50-х годов прошлого века в Кургане на современной Троицкой площади гастролировал цирк Шапито. Для его устройства город нанимал рабочих. Паспорта этих рабочих, близких по современным понятиям к бомжам, сдавались на время работы и хранились у него. Однажды, трое рабочих при проведении земляных работ наткнулись на захоронение. У изголовья  скелета лежал мешочек с золотыми изделиями. Сразу после этого один из рабочих исчез вместе с мешочком, оставив паспорт. Думается, что если бы этот мешочек попал бы в руки специалистов,  нам бы открылась теперь уже навсегда исчезнувшая страничка нашей истории. 

Наличие захоронений подтвердили и в более позднее время  строительные работы по возведению плотины, здания проектного института, здания универмага.

Осенью 2008 года было решено посадить на Троицкой площади  взрослую голубую ель и… вновь наткнулись на захоронения.

 «За отведённое нам время мы обнаружили семь погребений в различных слоях земли, на глубине двух, трёх метров, - сообщил директор научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия  Михаил Вохменцев. – Кости завернуты в бересту по христианскому обряду - всё это захоронения первых жителей города, по предварительным оценкам датированные XVII, началом XVIII века».

Первое городское кладбище при Троицкой церкви считалось закрытым  уже в  1812 году, когда на нём был похоронен первый курганский исправник  Бошняк Николай Алексеевич.   

 

Сквер Декабристов

 

Вынесенное за  границу города новое кладбище занимало небольшую площадку в районе современного городского сада. Сейчас эта территория  примыкает к восточному фасаду храма, который был построен в 1902 году, через несколько десятков лет после закрытия кладбища.

Похоронные процессии проходили по Кладбищенскому переулку, переименованному впоследствии в Думской. В советское время - улица Рабочая, затем  Комсомольская.

Кладбище было закрыто в 1860 году.

На рубеже XIX и XX веков могилы двух похороненных здесь декабристов становятся местом паломничества образованной молодёжи города. Здесь думали о будущей демократической России, здесь ждали «кораблей свободы». Здесь клялись в верности. На могилах – всегда полевые цветы, залог вольнолюбия и надежды.

Увы, всё оказалось совсем не так, как виделось романтичным гимназисткам.   Не заря свободы, а сумерки варварства накрыли всю страну и наш город. Кладбище было уничтожено.

 И только  30 апреля 1988 года по инициативе Б.Н. Карсонова были установлены надгробные плиты декабристам И.Ф. Фохту и И.С. Повало-Швейковскому. Авторами  и исполнителями работ были А.И Патраков и А.П. Цифальский с Курганского машиностроительного завода. 

Решением Курганской городской Думы  территории бывшего кладбища был присвоен статус сквера Декабристов.

По нашему мнению, особое внимание следует уделить созданию внешней окружающей среды  сквера Декабристов,  где в отличие от зоны отдыха городского сада, должен присутствовать дух Времени, дух Истории. Сквер Декабристов должен стать ещё и сквером Памяти. 

Идея создания памятника возникла в Кургане ещё в 50-е годы XX века. Для её реализации 24 мая 1957 года была уничтожена Троицкая церковь и на её месте разбит сквер Декабристов, где и предполагалось установить памятник. Сквер исчез при строительстве филармонии. Памятник так и не был создан. Ещё раз подтвердилось суждение: «Нельзя построить свой храм на развалинах чужого».

 

Убежище для пьяниц. И только?

 

С 1860 года место захоронения перенесли за улицу Степную, которая была последней улицей города. Сейчас это улица Пушкина. Кладбище предполагалось сделать параллельно  существовавшему, в районе напротив современного пригородного вокзала, в створе улицы Комсомольской. В центре кладбища предполагалось установить часовню, которая, однако, так и не была построена. Об этом говорит нам план города 1875 года.

На планах города 1900, 1903, 1906 и последующих лет кладбище показано разросшимся на восток, до современной улицы Ленина. На плане 1900 года оно обозначено уже как закрытое.

Почему это кладбище просуществовало столь недолго, сейчас ответить трудно. Впрочем, на плане 1913 года, в районе современного заводоуправления электромеханического завода, на дороге,  обозначены действующие в то время еврейское и татарское кладбища.  Места эти внушали суеверный ужас курганским обывателям. Этим пользовались любители зелёного змия, и в тёплое время года использовали их в качестве убежищ. Там-то их уже никто не решался обобрать даже ночью.   

Сейчас на месте бывшего кладбища установлен памятный знак.

 

Старообрядческий сквер

 

В районе перекрёстка улиц Пролетарской и К. Мяготина, справа от виадука, было старообрядческое кладбище, которое хорошо просматривается на многих планах города. Хранителем этого кладбища долгое время был Воеводин Евстафий Леонтьевич (1872 -1945). Сейчас в  Кургане живет его дочь - Гилева Мария Евстафьевна, одна из учредителей старообрядческой общины города.

Кладбище было ограждено от «суеты мира» глухим забором, в котором с трудом можно было обнаружить щелочку. Никаких памятников, по словам очевидцев, здесь не было. Аккуратные покрытые травой холмики. А в наше время, во дворах построенных здесь домов, в детских песочницах попадались вместо игрушек  человеческие кости.

Памятный знак бывшему кладбищу установлен в конце 2006 года.

  

Бывшее кладбище на бывшей Вокзальной

 

Раздел города на два прихода - Троицкий и Богородице-Рождественский - привёл и к разделению кладбищ для основной конфессии жителей города – православной. Границей приходов, как и сейчас границей районов, был Троицкий переулок, сейчас улица  Ленина.

Несколько восточнее старообрядческого кладбища, на бывшей Вокзальной улице,  было большое  православное кладбище Троицкого прихода города с многочисленными богатыми памятниками и склепами. Здесь, очевидно в порядке исключения, был в 1914 году похоронен почётный гражданин города И.И. Менщиков, проживавший на перекрёстке нечётной стороны современной улицы Куйбышева и нечётной стороны улицы Ленина. Это территория Богородице-Рождественского прихода города, но Троицкое кладбище было значительно ближе Соборного.

Похоронные процессии шли по Компанейскому переулку, сейчас улица Заводская.

Кладбище имеется на многих планах города. До недавних пор здесь, теперь во дворах жилых домов,  в родительские дни  можно было увидеть людей с венками, пришедших помянуть своих близких. Позади выстроенных на рубеже 40-50 годов домов по улице К.Мяготина , 181 и 185 растут и сейчас чудом уцелевшие  тополя, оставшиеся от кладбища. Долгие годы  в религиозные праздники к ним возлагались цветы, а на ветвях тополей висели венки.

Старожилы помнят Троицкое же кладбище как действовавшее ещё в середине 30-х. Затем могилы стали уничтожать, чтобы мясокомбинат разбил здесь свой сад. Впрочем, по рассказам очевидцев, курганцы в этом саду вели себя как на кладбище. После 16 часов сад быстро пустел.

Во второй половине 30-х годов XX века площадь восточной части бывшего кладбища используется для ремонта артиллерийских орудий, а во время Великой Отечественной войны курсанты авиационной школы изучают здесь матчасть самолётов.  

Что будет здесь после сноса бараков, пока неизвестно. Хотелось бы, чтоб была парковая зона.

 

Сквер Победы. Победы власти над городом?

 

Начинавшееся как кладбище небольшой деревушки, Богородице-Рождественское (Соборное) кладбище города, в советское время официально называемое кладбищем по улице 9-го Января, на территории современного парка Победы, уже в первой четверти XX века стало самым большим в городе, значительно больше современного парка.

Это кладбище известно моим ровесникам не только по архивным документам и воспоминаниям старожилов. Нам повезло воочию  соприкоснуться с прошлым. Богатые изваяния и неброские надгробные плиты из камня, воин в плащ-палатке со снятой каской и скромный, но оригинальный памятник-пропеллер военным лётчикам, непроходимые заросли сирени и открытые, полные солнца,  лужайки – всё это создавало неповторимый колорит застывшего времени. Всего нам, конечно, увидеть не пришлось. Активисты «Синей блузы» и здесь проводили воскресники, но, слава Богу, не так активно, как в центре.  

Раньше, помимо большого православного кладбища, здесь было отдельное военное, мусульманское и еврейское кладбища. В районе магазина «Юбилейный», слева от некогда существовавших ворот, на пригорке, в 20-е годы было коммунистическое кладбище. В советское время границы кладбищ стерлись. В 30-е годы здесь, по словам очевидцев, проводились по ночам массовые захоронения репрессированных. Использовались для этой цели траншеи. Во время Великой Отечественной войны хоронили погибших от ран.

Ещё в 30-е годы к кладбищу примыкали два посёлка: с северо-запада – Кладбищенский, с юго-востока – Ленинский, ориентировочно квартал между современным Детским парком и парком Победы.  Подрастающее мужское поколение этих районов вело друг с другом  непримиримую «войну». Однако зрелищные мероприятия на кладбище приводили к коротким перемириям и обмену впечатлениями.

Вот что рассказал мне ныне покойный Владимир Фёдорович Потанин, подполковник МВД, проживший свой нежный возраст в Кладбищенском посёлке.

«В 1938-1939 г.г., летом, группа людей, около 10 человек, производила вскрытие могил белочехов. Двое из группы были в форме, остальные в гражданском. Форма - с красными петлицами. У одного три кубика (капитан), у другого - шпала (майор). Одетые в гражданское отгоняли взрослых зевак. За мальчишками досмотреть было невозможно. Могил, представляющих собой простые холмики, вблизи памятника бело-чехам, было около десяти. Памятник чехам сохранялся вплоть до начала 80-х годов. Имеются его фотографии. Работа проводилась в течение дня. Вскрывались не все могилы. По всей видимости, 4 или 5. Из двух доставали полуистлевшие гробы. Остальные могилы досматривались без извлечения гробов. Скелеты были в мундирах пепельно-зеленого цвета, хаки. На мундирах были знаки различия. После осмотра, в процессе которого происходило невольное разрушение скелетов, все вновь сбрасывалось в могилу и закапывалось».

Рассказанная история должна, мне кажется, заинтересовать не только краеведов.  Она говорит о психическом состоянии общества того времени,  явно ненормальном психическом состоянии.

Но как объяснить то, что произошло уже не так давно, в предперестроечный период, когда власть решила откровенным варварством увековечить 40-летие великой Победы – снести кладбище?

«Более ста лет хоронили на этом кладбище, – писал Б.Н. Карсонов. – Тысячи и тысячи курганцев нашли здесь своё упокоение. Здесь похоронены известные в городе врачи, учителя, купцы, чиновники, мещане, крестьяне, судьи, адвокаты – абсолютно  все городские сословия лежат тут». Здесь был захоронен известнейший в России учёный-селекционер, депутат Государственной Думы, гордость не только Кургана, но и всей Сибири Николай Лукич Скалозубов.

Кладбище было закрыто решением горисполкома от 9 июля  1956 года. Но 3 марта 1958 года состоялись торжественные похороны директора машиностроительного завода Горбунова В.П.. Гроб с телом Василия Петровича был установлен во Дворце культуры строителей с 11 часов утра, вынос тела состоялся в 4 часа  дня. До этого наш город столь значительной церемонии ещё не видел. Похоронная процессия прошла по улицам К.Мяготина – Ленина – М. Горького – Красина – Гоголя и далее –  на ул. 9-го Января.  Тогда же было принято решения о том, чтобы  захоронение не считалось последним и кладбище сохранить.

 И как же уже в 80-е могла прийти в голову нашего руководства дикая мысль уничтожить всё это якобы  во имя юбилея светлого праздника Победы?

Во имя чего и кому понадобилось это варварство? Почему создавая какое-либо благо, необходимо уничтожать нашу историю, подрывать наши корни?  Что ж это: чисто советская или национальная черта? Вы можете себе представить какую-либо власть, пусть даже советскую, в той же Литве, которая на глазах у людей пускала бы под бульдозер могилы их близких? А можно ли представить, чтобы там, на нелюбимом Западе, затаптывали могилы своих героев? А у нас ведь это было совсем недавно. Почти ничего не изменилось и сейчас.  Впрочем, и революцию делали не марсиане.

Что же будет с нами дальше? Сколько поколений должно пройти, чтобы мы с уважением относились к памяти ушедших и ценили жизнь?

Уже, практически, нет закрытого кладбища в районе Дома торговли на современной улице Гагарина в квартале ограниченного улицами Парижской Коммуны, Спортивной и Гаражной.

Несмотря на Решение Думы, территория кладбища была застроена жилыми домами. И как же живётся людям на костях предков? Чиновникам от власти это не интересно. Да и большинству горожан это, увы, тоже не нужно.

С большим  трудом  удалось установить здесь памятный знак, который пока к сожалению находится среди свалки.

Фактически превращено в помойку и закрытое кладбище на проспекте Машиностроителей, в районе остановки Монтажников. В начале 80-х здесь пытались построить лесоторговую базу. Тогда место сумели отстоять. А что же сейчас?

Давайте же остановимся, осмыслим прошлое и попытаемся изменить настоящее. В нашем городе необходимо соблюдать уже принятые законы об идентификации закрытых кладбищ. Даже застроенные кладбища должны быть идентифицированы. Странные мысли высказывают некоторые чиновники от культуры и истории. Строить жильё и увеселительные заведения  на  костях своих предков, по их мнению, можно, а вот указать на это, идентифицировать уничтоженные кладбища, нельзя. «Как бы чего не вышло!»  А я думаю, это просто необходимо. Только так можно заострить внимание курганцев на  бездуховности власти и общества.

И сейчас ещё, на месте прежних кладбищ,  даже во дворах жилых домов, можно найти место для небольшого памятника, в нишу которого можно было бы поставить свечу и положить к нему венок или цветы. Хотелось бы, чтобы об этом говорили и в школах, на уроках истории, и каждый курганец почувствовал бы свою сопричастность с историческим прошлым, с памятью об ушедших поколениях.

Предлагаемые меры не являются панацеей от всех бед. Они, разумеется, недостаточны для излечения нас от царящего сейчас хамства, жульничества, бездуховности и прочей мерзости. Но меры эти все-таки необходимы.    

 

Скворцов Александр Владимирович,

Председатель общественного движения

«Духовно-историческое и культурное возрождения Зауралья»

1995 - 2006

 

 

Вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная страница

Педагогика

Психология

Журналистика

История

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедов Алексей Николаевич

al-dedov@yandex.ru

+7 908 832 06 77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz