Александр Скворцов

Троицкая площадь и Святодуховский сквер. Связь через пространство и время

 

 

Судьбы зданий и особенно храмов схожи с судьбами людей. Казалось бы,  горький жребий пал не на тебя. Ушел из Времени более сильный и могучий. И после долгой болезни наступило второе рождение. Но незримая связь остается. Казалось бы, навсегда расставшиеся люди продолжают зависеть друг от друга. Проходит немного времени  и...  катастрофа.

 

Роковым образом оказались связаны между собой градокурганская Троицкая церковь, первый храм города, и относительно молодая Рябковская церковь во имя сошествия Святого Духа на Апостолов (Святодуховская церковь).

В конце XVII века, в период между 1691 и 1697 годами, наши далекие предки оставили живописный Арбинский Яр, и нашли более удачное,  относительно безопасное место, спустившись на семь верст по течению Тобола. Для церкви выбрали высокое место, которое не заливалось паводком. Два раза строили здесь деревянный храм, но пожары уничтожали его. Церковь отстраивали каждый раз заново, но несколько меняли местоположение.

 

Молодая революционерка и храм

 

Сориентируемся по памятнику Наташе Аргентовской вблизи филармонии. Возникновение этого памятника никоим образом не следует связывать с разрушением храма. Решение о создании памятника молодой революционерке было принято осенью 1958 года,  более чем через год после уничтожения церкви, и предполагалось установить его тогда на Привокзальной площади. Было даже решение от 20 октября 1958 года переименовать в связи с этим Привокзальную площадь в площадь Комсомольскую (сейчас это площадь Слосмана).

Не будем же делить мученически погибших по цвету их партийных знамен.

Итак, сначала церковь была в 50 саженях (примерно в 100 метрах) к юго-западу от памятника, а затем примерно в 20 саженях (примерно в 40 метрах) к востоку, на берегу Чигирима.

После очередного пожара решили возводить в Курганской слободе каменную трех престольную церковь. В  XIX веке храм назывался Троицким. В памятных книгах Тобольской епархии начала XX века также сообщается о трех престольной Троицкой церкви, построенной в 1767 году.  Но в XVIII веке, в церковных книгах храм пишется как Христорождественский. На плане города 1786 года мы также видим Церковь приходскую рождества Христа.   Объясняется это, скорее всего, тем, что поднять сразу все здание не было возможности, и пришлось сначала достроить правый придел и освятить его в 1767 году. И так как он был во имя Рождества Христова, то и книги писались по Христорождественской церкви. 

В начале XIX столетия церковь достроили и освятили полностью. По главному престолу церковь стала называться Троицкой. По названию храма стали называться примыкающие к нему Троицкая площадь, с 1920 года  - площадь Свободы, долгое время  безымянная и с 17 мая 2002 года – вновь Троицкая,  Троицкая улица, сейчас улица Куйбышева, и Троицкий переулок, сейчас улица Ленина.

В мае 1937 года Троицкая церковь была закрыта, 10 июля конфисковано все ее имущество, пятьдесят одно наименование различных предметов.

 

Церковная сторожка - для комсомольцев

 

Однако во время Великой Отечественной войны выходит постановление Совнаркома СССР  от 28 ноября 1943 года «О порядке открытия церквей».

От группы верующих поступают ходатайства в 1946, 1947, 1948, 1949 годах об открытии Троицкой церкви. Известно, что ходатайства поступали и раньше с 1944 года. Все они под  разными предлогами отклоняются горисполкомом. Например, в решении горисполкома от 3 марта 1949 года говорится об уже начавшемся строительстве рядом с папертью церкви гостиницы на 100 номеров.

В 1949 году уполномоченный по делам Русской православной церкви при СНК  СССР по Курганской области М. Виноградов в своем заключении по ходатайству об открытии Троицкой церкви пишет: "... ее церковная утварь или распродана с торгов, или передана культурно-просветительным учреждениям, внутреннее оборудование пошло на удовлетворение текущих потребностей города, кресты были сняты и само здание использовалось для городских и государственных нужд. Во время Великой Отечественной войны бывшее церковное здание занималось Сталинградской танковой школой, а после ее реэвакуации - Облстройтрестом, который провел дополнительное переоборудование здания. В настоящее время в этом здании размещена столовая ( с большой кухней) и магазин ОРCа Облстройтреста, а в изолированном после переделок южном приделе универмаг книготорга. В церковной сторожке размещен Горком ВЛКСМ. На переоборудование здания затрачено более 200 тысяч рублей государственных средств. Исполком Курганского городского совета, при наличии острого жилищного кризиса, не в состоянии предоставить Облстройтресту и другим организациям необходимые помещения".  И далее: " ... прихожу к заключению, что при данных обстоятельствах к удовлетворению просьбы верующих нет основания".

 

«Под каждой плитой  - вселенная»

 

Но ходатайства продолжают поступать, причем, по нескольку в год. Верующих возглавляет Василий Семенович Шергин. Во всех обращениях он называет себя уполномоченным верующих города.

Мы очень мало знаем о нем. Рабочий по профессии, добросовестный, но не очень здоровый человек, почти полностью стершийся из памяти родственников, которые даже не подозревали о его "общественной деятельности". Сейчас уже не установить, когда он родился, когда умер, вряд ли найдется его могила, но поистине "под каждой плитой - вселенная ".

 В 1953 году Василий Семенович посылает письмо с просьбой об открытии церкви Георгию Максимилиановичу Маленкову, Председателю Совета министров СССР. В 1954 году в облисполком поступает пять заявлений. В 1955 году заявление об открытии церкви получает Депутат Верховного Совета СССР Георгий Апполинариевич Денисов, первый секретарь обкома КПСС. Наконец в 1956 году следует реакция нашего мудрого руководства. 26 апреля облисполком принимает решение "О сломе и разборке здания бывшей Троицкой церкви в связи с его аварийным состоянием".

Удивительно, но Троицкая церковь благополучно пережила это решение. Поскольку  церковь собираются сломать, и она никому не нужна, верующие готовы сами отремонтировать и восстановить ее. Следует целая серия заявлений, и 4 октября 1956 года Совет по делам Русской Православной церкви направляет в адрес Курганского облисполкома письмо, в котором говорится: " Совет Министров  РСФСР распоряжением № 4221- р от 1.10.56 разрешил открыть Троицкую церковь в гор. Кургане.  Вам необходимо об этом поставить в известность учредителей прихода (церковную двадцатку) и от имени Облисполкома дать Курганскому горсовету указание о передаче приходской общине церковного здания и культового имущества, если таковое имеется". 

Но проходит еще четыре дня. Кто бы из простых смертных мог в то время догадаться о том, что Великий Скульптор Местного Значения решил увековечить в веках свое имя, создав на месте первого культового здания города, пережитка «тёмного» прошлого, сквер и памятник декабристам. Первое Лицо Местного Значения давно принял соответствующее решение: проект памятника, первого в стране, был закончен. Высота фигур 4 метра,  пьедестала – 4,5 метра. Не зря еще в августе без всяких хлопот разрешили открыть церковь в Рябково.

 

На развалинах чужого –  своего храма не построить

 

И вот, 8 октября  в Курган уходит письмо следующего содержания: "Во изменение письма от 4 октября 1956 года по вопросу об открытии Троицкой церкви Совет послал письмо в Совет Министров СССР с просьбой открыть в г. Кургане Рябковскую церковь вместо Троицкой".

Недолго просуществовал сквер Декабристов на предполагаемом месте. Сейчас он занимает территорию бывшего кладбища в городском саду, где покоятся двое из них. Памятника же нет до сих пор.

Но оставим на время трагическую историю первого храма города, покинем не надолго беспокойный Курган 1956 года и отправимся в век девятнадцатый.

 

Три мещанина плюс один крестьянин  получится ...

 

Тысяча восемьсот девяносто седьмой год, январь, 31 день, деревня Рябковая, она же Новая, что при речке Черной, Тобольской губернии, Курганского уезда, Мало-Чаусовской волости. Шесть верст от Кургана, на проселочной дороге.

Деревенский староста Харитонов Иван Михайлович объявляет о сельском сходе. Собирается 127 человек. « Мы имеем сердечное желание, -  аккуратно запечатлеет для истории писец решение этого схода, - построить в своей деревне Рябковой на свои собственные сбережения церковь-школу грамоты с колокольней и с престолом  Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов». И кто тогда мог предположить, какую роковую роль через шестьдесят девять лет сыграет сердечное желание  в судьбе Градо-Курганской Троицкой церкви?

Пока же  неспешно течет время. Курганский архитектор Юшков чертит план церкви. 11 июля 1897 года план утверждается в Тобольской консистории. Неторопливо выбирается место. То амбары мешают, то чья-либо пахотная земля. Наконец и этот вопрос решен. Место выбрано.  И вот, 6 мая 1901 года по церковному чиноположению церковь заложена. Церковно-строительный комитет заключает соглашение о строительстве церкви с курганскими мещанами Трофимом и Максимом Филимоновыми, Назаром Терентьевым и с крестьянином Архангельской губернии Михаилом Яковлевичем Коневым. Строительство начинается и 1901 года Сентября 2 дня Благочинный Курганских городских и уездных церквей Протоиерей Дмитрий Кузнецов  с Курганским городовым архитектором  г. Юшковым в присутствии жителей деревни Рябковой осмотрели вновь построенное здание церкви-школы и нашли, что здание выстроено на каменном фундаменте из соснового хорошего леса со всем согласно плана.

Теперь очередь за иконостасом. 25 января 1902 года в Тобольскую консисторию для утверждения отправляется его рисунок и описание, составленное инженер-техником Голышевым. Здесь же извещается что изготовлять и устанавливать иконостас в соответствии с рисунком за 1600 рублей будут инженер-техник  Павел Степанович Голышев и крестьянин деревни Рябковой Кондратий Степанович Борщ.

Вот как должен выглядеть иконостас.

Гладь иконостаса из сухого соснового дерева, толщиной полтора вершка (66,7 мм), прочно. Резьбу из липового или кедрового дерева, а также царские двери.

Плат иконостаса окрасить масляной краской под шпаклевку карминно колерной светло малиновой под лак.

Резьбу, царские врата, колоны, пилястры, оборки на карнизах, рамы вокруг икон вызолотить червонным десяти золотникового достоинства золотом.    

Во весь иконостас написать следующие иконы: Спаситель, Божья Матерь, Свантелеймон, Св.Николай Чудотворец, Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Сошествие Св.Духа на Апостолов и т.д. - всего 25 икон, а во втором ярусе 13 икон по живописному фону в греческом стиле.

Иконостас из алтаря  заднею его частью окрасить светлой палевой краской.

Работу по изготовлению иконостаса предполагалось вести безостановочно и закончить к октябрю текущего года. И действительно 3 октября 1902 года в Тобольск уходит рапорт о полном окончании работ и испрашивается разрешение на освящение храма.

12 октября дано разрешение и в 1 день сего Декабря храм Во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов построенного под наименованием  церкви - школы, Градо Курганской Троицкой церкви прихода, был освящен.

«Здание деревянное с такой же в связи колокольней на каменном фундаменте, - узнаем мы в клировой ведомости, - кругом обнесена каменною оградою».

Сначала храм являлся приписным к Троицкой церкви. Но с января 1910 года начинаются хлопоты за создание самостоятельного причта. В это время здесь уже не деревня, а довольно большое село Рябковское, выполняющее все необходимые для самостоятельного прихода обязанности по отношению к церкви. «Село Рябковское, - пишет 19 января 1912 года в своим рапорте Святейшему Правительственному Синоду Епископ Тобольский и Сибирский Евсей, - расположено ... вблизи линии Сибирской железной дороги и благодаря своему удачному местоположению быстро увеличивается в составе своего населения. В настоящее время в селе Рябковском числится 1251 душа обоего пола православного населения».  И, несмотря на то, что окрестные деревни не поддержали рябковских жителей и их священников, пожелав остаться в приходе градокурганской Троицкой церкви, 11 августа 1915 года Император подписывает указ следующего содержания:

«В удовлетворение ходатайства Тобольской Епархии

При церкви села Рябковское открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика...»

Проходят годы. Наступает новое время. В 1933 году решением Челябинского облисполкома церковь была закрыта. Здание использовалось как зернохранилище. Затем здесь был клуб, потом сельская школа, позже, когда Рябково вошло в городскую черту, школа №13. 

В соответствии с решением горисполкома от 18 августа 1956 года,  18 марта 1957 года по типовому договору здание было возвращено церкви. Но уже через пять лет, 17 октября 1962 года, горисполком принимает решение «О закрытии и сносе действующей церкви в поселке Рябково», Здание церкви из соснового хорошего леса предлагалось использовать для строительства комбината бытового обслуживания изменив его внешнюю форму. Вместо храма открывается молельный дом в Смолино, 9 апреля 1963 года, и затем реорганизуется в церковь.

 Сейчас на месте Святодуховской церкви находится сквер и кинотеатр «Спутник»,  который некоторое время сосуществовал с храмом.

17 мая 2002 год года сквер получил наименование Святодуховского.

 

Разрушение

 

История же Троицкой церкви не кончилась в 1956 году. Василий Семенович Шергин не успокаивается, хлопочет. Возможно, 29 апреля 1957 года было принято еще одно решение об открытии Троицкой церкви, которое пока не найдено, но на которое ссылается Василий Шергин. Однако время  отсчитывает последние недели многострадальному храму. И вот, 24 мая 1957 года в 16 часов 10 минут Курганский телеграф на бланке с грифом набранным красным шрифтом «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ» принимает телеграмму Василия Семеновича на имя Председателя Совета Министров РСФСР Яснова. К разрушению церкви уже приступили. В.С. Шергин требует телеграфно запретить «незаконные» действия. Но все уже было решено.

По словам очевидцев, церковь долго не поддавалась. Купол зацепили тросами за простенки между окон. Однако, ничего не получалось. Мастера XVIII века знали свое дело. Тягачи буксовали, растягиваясь, тросы притягивали  их к церкви. Тогда подрубили простенки, и купол был сброшен. Ночью шестнадцатью толовыми шашками подорвали фундамент. До июня 1957 года Троицкая церковь не дожила.   

Сейчас только фотографии и восстановленные топонимы напоминают о первом храмовом здании города и о храме в Рябково.

 

Александр Скворцов

1994 год

 

 

 

 

Вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная страница

Педагогика

Психология

Журналистика

История

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедов Алексей Николаевич

al-dedov@yandex.ru

+7 908 832 06 77

 



Hosted by uCoz