Страница для юных тележурналистов
ПОДГОТОВКА ГРУППЫ И ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ СЪЕМКИ
Рекомендации Красноярского краевого молодежного
медиацентра
ВЫХОД НА СЪЕМКУ
Перед тем, как отправиться на съемку, подумайте, чего вы хотите достичь – о чем
ваш сюжет.
Выясните у шеф-редактора предполагаемый формат и хронометраж сюжета.
Прикиньте, как будет скомпонован ваш сюжет (лучше всего составить сценарный план
или список элементов сюжета).
Рассмотрите возможные варианты ваших действий в непредвиденной ситуации
(агрессивное поведение кого-либо на месте съемки, отказ от комментариев, отмена
события и т.п.).
Вместе с продюсером или без него побеспокойтесь о
других деталях съемочного процесса, за которые вы несете ответственность:
- парковка транспорта, доступ к месту съемки;
- необходимые разрешения на доступ к месту съемки;
- запасной вариант места съемки на случай плохой погоды;
- взаимодействие с конкурентами, если событие снимают несколько камер;
- питание, если далеко ехать, съемка продолжительная или приходится на обеденное
время.
ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ
Позаботьтесь о том, чтобы снять достаточное
количество «картинки», по возможности в той последовательности, из которой можно
выстроить сюжет.
Помогайте оператору: ищите интересные кадры, которые помогут вам рассказать
историю, обыграть деталь или написать интересный текс.
Записывайте как можно больше интершума с прицелом на его использование в
качестве лайфа.
Снимайте естественные эпизоды, например, людей, занимающихся своим обычным
делом. Синхроны по возможности записывайте так же – в процессе занятия.
Внимательно выбирайте место для интервью. Подумайте о фоне, об отвлекающих
моментах, о возможности того, что вас прервут.
Возможно, вам придется поддерживать, поощрять или даже заставлять говорить перед
камерой неопытного интервьюируемого. Нужна располагающая обстановка, будьте с
ними доброжелательны.
В процессе записи синхрона не забудьте снять двойной план (репортер и
интервьюируемый в кадре), при необходимости так называемые обратные вопросы
репортера, «кивки».
Снимите перебивки и иллюстрации к интервью (если интервьюируемый ссылается во
время интервью на какие-то конкретные вещи, снимите соответствующие кадры).
Снимите стендап.
Если при съемке интервью имеется сильный фоновый шум, возможно, вам потребуется
записать минуту фонового интершума для использования его при монтаже.
Подумайте, есть ли у вас эффектные кадры, которые можно использовать для начала
и завершения вашего сюжета? Без них со съемок уезжать просто нельзя.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СО СЪЕМКИ
Возвращаясь со съемок, уже нужно начать думать о том, как вы построите сюжет на
основе отснятого материала. Чем лучше была подготовка, тем проще это сделать.
СВЯЗКА «ОПЕРАТОР -
РЕПОРТЕР»
В руках оператора находится самое главное, то,
ради чего все происходит. Телевидение - это прежде всего картинка. Поэтому все
репортеры должны работать в тесном контакте с оператором. Каждый репортер до
начала съемок обязан рассказать оператору, что именно он собирается снимать и
под каким углом он хочет осветить эту тему. Оператор заранее должен знать, какие
именно кадры интересуют репортера в первую очередь. Иногда попадаются операторы,
которые представляют собой лучших журналистов, чем репортеры, и это хорошо,
потому что такого оператора можно послать на съемку одного, без репортера. Он
может записать интервью, и получится вполне законченный сюжет. В каких-то
ситуациях, особенно с небольшими камерами, и репортер может выезжать на съемки
самостоятельно, если у него есть навыки съемки. Некоторые могут даже
самостоятельно поставить камеру на штатив и снять свой собственный стендап.
Однако в большинстве случаев на место события
все-таки выезжает съемочная группа. Поэтому репортер и оператор не могут
работать автономно, они – одна команда, делающая одно дело. Перед тем, как
отправиться на съемку, репортер должен рассказать оператору о теме сюжета, о
формате – будет это сюжет, или видеоряд (от этого зависит количество видеоряда,
которое необходимо снять оператору). Оператор должен знать примерный хронометраж
сюжета, ему необходимо знать, с кем и сколько будет синхронов, где будет
проходить съемка – на улице или в помещении (от этого зависит, какой микрофон
брать, устанавливать ли свет и т.д.), длительность съемки (может понадобиться
дополнительный блок питания). Репортер совместно с оператором должны прикинуть,
какой видеоряд понадобится для сюжета, нужен ли будет стендап. Уже на месте
события эти планы могут быть скорректированы в зависимости от обстановки.
Постановка стендапа тоже обсуждается с оператором (возможно, он подскажет
интересный вариант). Если нужны постановочные съемки (это, как правило, бывает в
портретных сюжетах), то оператор должен знать, что журналист захочет увидеть на
картинке.
На месте события журналист сам наблюдает за
окружающей обстановкой и при необходимости указывает оператору что нужно, на его
взгляд, снять. После того, как оператор снял весь видеоряд, он должен подойти к
журналисту и рассказать, что ему удалось снять. Если журналист считает, что
этого мало, то работа продолжается.
Во время записи интервью и на пресс-конфренциях
только журналист решает, когда прервать запись и снимать перебивки. Многие
используют специальные жесты, чтобы оператор понял, когда писать синхрон, а
когда видео.