Страница для юных тележурналистов

 

 

 

ПОДГОТОВКА ГРУППЫ И ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ СЪЕМКИ

Рекомендации Красноярского краевого молодежного медиацентра

  

 

ВЫХОД НА СЪЕМКУ

Перед тем, как отправиться на съемку, подумайте, чего вы хотите достичь – о чем ваш сюжет.
Выясните у шеф-редактора предполагаемый формат и хронометраж сюжета.
Прикиньте, как будет скомпонован ваш сюжет (лучше всего составить сценарный план или список элементов сюжета).
Рассмотрите возможные варианты ваших действий в непредвиденной ситуации (агрессивное поведение кого-либо на месте съемки, отказ от комментариев, отмена события и т.п.).

Вместе с продюсером или без него побеспокойтесь о других деталях съемочного процесса, за которые вы несете ответственность:
- парковка транспорта, доступ к месту съемки;
- необходимые разрешения на доступ к месту съемки;
- запасной вариант места съемки на случай плохой погоды;
- взаимодействие с конкурентами, если событие снимают несколько камер;
- питание, если далеко ехать, съемка продолжительная или приходится на обеденное время.

ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ

 

Позаботьтесь о том, чтобы снять достаточное количество «картинки», по возможности в той последовательности, из которой можно выстроить сюжет.
Помогайте оператору: ищите интересные кадры, которые помогут вам рассказать историю, обыграть деталь или написать интересный текс.
Записывайте как можно больше интершума с прицелом на его использование в качестве лайфа.
Снимайте естественные эпизоды, например, людей, занимающихся своим обычным делом. Синхроны по возможности записывайте так же – в процессе занятия.
Внимательно выбирайте место для интервью. Подумайте о фоне, об отвлекающих моментах, о возможности того, что вас прервут.
Возможно, вам придется поддерживать, поощрять или даже заставлять говорить перед камерой неопытного интервьюируемого. Нужна располагающая обстановка, будьте с ними доброжелательны.
В процессе записи синхрона не забудьте снять двойной план (репортер и интервьюируемый в кадре), при необходимости так называемые обратные вопросы репортера, «кивки».
Снимите перебивки и иллюстрации к интервью (если интервьюируемый ссылается во время интервью на какие-то конкретные вещи, снимите соответствующие кадры).
Снимите стендап.
Если при съемке интервью имеется сильный фоновый шум, возможно, вам потребуется записать минуту фонового интершума для использования его при монтаже.
Подумайте, есть ли у вас эффектные кадры, которые можно использовать для начала и завершения вашего сюжета? Без них со съемок уезжать просто нельзя.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СО СЪЕМКИ


Возвращаясь со съемок, уже нужно начать думать о том, как вы построите сюжет на основе отснятого материала. Чем лучше была подготовка, тем проще это сделать.

 

 

 

СВЯЗКА «ОПЕРАТОР - РЕПОРТЕР»

 

 

В руках оператора находится самое главное, то, ради чего все происходит. Телевидение - это прежде всего картинка. Поэтому все репортеры должны работать в тесном контакте с оператором. Каждый репортер до начала съемок обязан рассказать оператору, что именно он собирается снимать и под каким углом он хочет осветить эту тему. Оператор заранее должен знать, какие именно кадры интересуют репортера в первую очередь. Иногда попадаются операторы, которые представляют собой лучших журналистов, чем репортеры, и это хорошо, потому что такого оператора можно послать на съемку одного, без репортера. Он может записать интервью, и получится вполне законченный сюжет. В каких-то ситуациях, особенно с небольшими камерами, и репортер может выезжать на съемки самостоятельно, если у него есть навыки съемки. Некоторые могут даже самостоятельно поставить камеру на штатив и снять свой собственный стендап.

Однако в большинстве случаев на место события все-таки выезжает съемочная группа. Поэтому репортер и оператор не могут работать автономно, они – одна команда, делающая одно дело. Перед тем, как отправиться на съемку, репортер должен рассказать оператору о теме сюжета, о формате – будет это сюжет, или видеоряд (от этого зависит количество видеоряда, которое необходимо снять оператору). Оператор должен знать примерный хронометраж сюжета, ему необходимо знать, с кем и сколько будет синхронов, где будет проходить съемка – на улице или в помещении (от этого зависит, какой микрофон брать, устанавливать ли свет и т.д.), длительность съемки (может понадобиться дополнительный блок питания). Репортер совместно с оператором должны прикинуть, какой видеоряд понадобится для сюжета, нужен ли будет стендап. Уже на месте события эти планы могут быть скорректированы в зависимости от обстановки. Постановка стендапа тоже обсуждается с оператором (возможно, он подскажет интересный вариант). Если нужны постановочные съемки (это, как правило, бывает в портретных сюжетах), то оператор должен знать, что журналист захочет увидеть на картинке.

На месте события журналист сам наблюдает за окружающей обстановкой и при необходимости указывает оператору что нужно, на его взгляд, снять. После того, как оператор снял весь видеоряд, он должен подойти к журналисту и рассказать, что ему удалось снять. Если журналист считает, что этого мало, то работа продолжается.

Во время записи интервью и на пресс-конфренциях только журналист решает, когда прервать запись и снимать перебивки. Многие используют специальные жесты, чтобы оператор понял, когда писать синхрон, а когда видео.

 

 

 

К началу