Страница для юных тележурналистов

 

 

Правила монтажа

 

Андрей Мармонтов

 

 

 

Общие принципы

 

1. Первый кадр каждого сюжета должен быть минимум 3 секунды. Последующие кадры должны быть не менее 2-х секунд.

2. Смена кадров должна соответствовать ритму и смыслу текста. Очередная склейка может быть произведена только в начале предложения или, при необходимости, в середине предложения, но там, где есть смысловая или ритмическая пауза.

3. «Движение» очень важно в монтаже и может сыграть решающую роль для качества всего сюжета. Слишком много «движения» создает ненужную хаотичность, а слишком мало может заставить зрителя скучать. Не используйте панорамы и «наезды-отъезды» подряд. Разделяйте их статичными кадрами, где это возможно.

4. Каждый смонтированный кадр в идеале должен иметь начало, середину и конец. В крайнем случае – середину и конец. Таким образом, если кто-то или что-то в кадре совершает некое действие, то абсолютно необходимо, чтобы это действие было завершено. Если кто-то собирается что-то сделать, это действие должно быть совершено от начала до конца. Если же невозможно завершить в кадре начатое действие, не обманывайте ожиданий зрителя и совсем откажитесь от использования несостоявшегося события.

5. Если в кадре, необходимом для монтажа, есть какая-либо вывеска, табличка или плакат со словами, имеющими смысловое значение, зритель должен иметь возможность прочитать написанное.

6. Замораживать замедлять или ускорять изображение при монтаже разрешается только в тех случаях, когда абсолютно очевидно, что не существует никакого другого решения.

 

Панорамы и «наезды-отъезды»

 

7. Каждая использованная панорама или «отъезд-наезд» должны иметь минимум 1 секунду «статики» в начале и 1 секунду «статики» в конце. Не разрешается переходить в следующему плану до тех пор, пока камера находится в движении. Продолжать монтаж можно только после полной остановки движения камеры.

8. Использование панорам и «наездов-отъездов» должно быть мотивировано.

а) «Наезды-отъезды» должны предоставлять зрителю дополнительную, более детализированную информацию. Если они не несут никакой новой информации, нет смысла использовать подобные кадры.Постарайтесь как можно меньше использовать «отъезды-наезды».

б) Панорама должна соединять две разные, но относящиеся друг к другу идеи.

9. Нельзя монтировать друг за другом однотипные панорамы и однотипные «наезды-отъезды».

10. Если в сюжете последний кадр панорама или «наезд-отъезд», картинка должна оказаться статичной минимум за 1 секунду до того, как сказано последнее слово.

 

Интервью

 

11. Если два разных фрагмента интервью одинаковой крупности смонтированы друг за другом, то монтажная склейка должна быть перекрыта перебивкой. Длительность перебивки не может быть меньше 2секунд и она должна иметь какое-то отношение к тому месту, где происходит интервью или к тому, о чем говорит интервьюируемый.

12. Если в необходимом по смыслу фрагменте интервью оператор неудачно меняет положение камеры, в результате чего изображение перестает быть статичным или происходит потеря резкости, такой кадр также должен быть перекрыт перебивкой длительностью не менее 2 секунд.

13. Положение головы интервьюируемого на крупном плане должно быть таким же, как  в следующем монтажном, например, общем плане.

 

Связь монтажных планов

 

14. Не разрешается последовательный монтаж планов, снятых в одном и том же направлении, имеющих непоследовательную информацию.

 

Звук

 

15. Для монтажа интервью может быть использован только тот звук, который был записан специально на динамический микрофон. Как правило, это звук можно найти на первом канале. Монтируемый звук не должен превышать 0 децибел.

16. Звук должен быть без исключения использован во всех монтируемых планах. Средний уровень интершума не должен превышать минус 9 децибел.

 

Последний пункт

 

17. После того, как закончен монтаж сюжета, монтажер вместе с автором должен отсмотреть смонтированный материал и убедиться, что при монтаже не произошло никаких ошибок.

18. Когда вы убедились, что в смонтированном монтаже нет никаких ошибок, то должны поставить режиссера или главного редактора в известность, что работа закончена, и, отсмотрев сюжет, они сделают окончательное заключение.

19. Когда для монтажа вам предлагается исходный материал, снятый непрофессиональным оператором, возможно, что выполнение вышеперечисленных правил может быть затруднено. Тем не менее, вы должны сделать все зависящее от вас, чтобы не нарушить правил монтажа.

 

К началу