Страница для юных тележурналистов
Типовые сюжетные ходы
Телевидение – это сфера творчества, но это и
«царство форматов», каждый из которых предъявляет к творцу определенные
требования.
Формат (нем. Format от
лат. forma –
вид, наружность) – здесь: совокупность
характеристик основных параметров произведения.
Господство форматов обусловлено особенностями
телевизионной технологии, политикой каналов, сложившимися вкусами телезрителей…
Однако и в рамках налагаемых форматами ограничений увлеченный
тележурналист находит поле для творчества. Встречаются и гении, которые создают
новые форматы или расширяют привычные рамки старых. Можно
вспомнить Юрия Фокина и его «Эстафету новостей» (1961-1970), создателей народной
программы «Времечко» Киру Прошутинскую и Анатолия Малкина (с 1993, в числе
создателей «Времечка» называют также Дмитрия Диброва,
Льва Новоженова и
Игоря Василькова), специалиста по инфотейменту Леонида
Парфенова и три разные его программы, которые выходили под названием «Намедни»:
неполитические новости (1990-1993), цикл документальных передач про историю
(1997-1999) и итоговая информационно-аналитическая программа
(2001-2004).А еще – Владимира Ворошилова («Что? Где? Когда?»),
Александра Маслякова («КВН»)
и так далее до бесконечности. Но
большинству молодых тележурналистов приходится начинать с чего-то уже
обкатанного, пользуясь опытом, наработанным предшественниками.
Ниже предлагаются несколько распространенных ходов
для новостного телевизионного сюжета. В целом они соответствуют журналистским
жанрам. При обдумывании концепции будущего сюжета автору необходимо понять,
каким образом будет выстроен рассказ о событии, явлении или объекте. В этом
может помочь данная «шпаргалка».
История из жизни. Разновидности:
«История одного человека», «История одной семьи (дома, коллектива)» и даже
«История одного животного». В сюжете есть главный герой, и событие или явление
передается через его восприятие. Соответствует жанру очерка.
Репортаж с места события. Это,
пожалуй, самый распространенный ход. Репортер рассказывает о том, что видел и
слышал, дает синхроны участников и очевидцев события.
Аналитика. Корреспондент
говорит о причинах и возможных последствиях события. Тезисы автора
подтверждаются комментариями экспертов.
Ретроспектива. От
латинского retro –
обратно, назад и spectare –
смотреть. Автор рассматривает событие из прошлого или предысторию какого-либо
происходящего события. Особенность таких сюжетов – особый подход к видео: нужно
найти кадры, которые смогут проиллюстрировать дела, скажем, 200-летней давности.
Народные новости. Сюжет
строится в основном на синхронах «простых»
людей, например, прохожих, которые сообщают свои новости и высказывают свое
мнение.
Журналистское расследование. Схема
классическая: показания потерпевших и виновных, свидетелей и экспертов, факты и
версии.
«Красивенький» сюжет. В
нем минимум текста, максимум
картинки. Иногда даже
подкладывают музыку. Но в отличие от телезарисовки это
– публицистика. То есть сюжет содержит социально значимую идею, которая,
собственно, и иллюстрируется выразительным видеорядом.
Бытописание. Автор
описывает быт людей, особое внимание уделяя
деталям. Такой сюжетный ход хорош при рассказах о путешествиях, о фольклоре и
т.п.
Независимо от сюжетного хода рекомендуется помнить
несколько правил.
1. В
каждой истории должен быть конфликт: столкновение и борьба неких идей.
2. При
написании сценария нужно использовать «драматургическую кривую»:
3. Важна
логика сюжета, то есть последовательность изложения, без перескакивания с одного
на другое.
4. Внимание
зрителей к истории обеспечивает удачный лид.