Страница для юных тележурналистов

 

 

Типовые сюжетные ходы

 

 

Телевидение – это сфера творчества, но это и «царство форматов», каждый из которых предъявляет к творцу определенные требования.

Формат (нем. Format от лат. forma – вид, наружность) – здесь: совокупность характеристик основных параметров произведения.

Господство форматов обусловлено особенностями телевизионной технологии, политикой каналов, сложившимися вкусами телезрителей… Однако и в рамках налагаемых форматами ограничений увлеченный тележурналист находит поле для творчества. Встречаются и гении, которые создают новые форматы или расширяют привычные рамки старых. Можно вспомнить Юрия Фокина и его «Эстафету новостей» (1961-1970), создателей народной программы «Времечко» Киру Прошутинскую и Анатолия Малкина (с 1993, в числе создателей «Времечка» называют также Дмитрия Диброва, Льва Новоженова и Игоря Василькова), специалиста по инфотейменту Леонида Парфенова и три разные его программы, которые выходили под названием «Намедни»: неполитические новости (1990-1993), цикл документальных передач про историю (1997-1999) и итоговая информационно-аналитическая программа (2001-2004).А еще – Владимира Ворошилова («Что? Где? Когда?»), Александра Маслякова («КВН») и так далее до бесконечности. Но большинству молодых тележурналистов приходится начинать с чего-то уже обкатанного, пользуясь опытом, наработанным предшественниками.

Ниже предлагаются несколько распространенных ходов для новостного телевизионного сюжета. В целом они соответствуют журналистским жанрам. При обдумывании концепции будущего сюжета автору необходимо понять, каким образом будет выстроен рассказ о событии, явлении или объекте. В этом может помочь данная «шпаргалка».

 

История из жизни. Разновидности: «История одного человека», «История одной семьи (дома, коллектива)» и даже «История одного животного». В сюжете есть главный герой, и событие или явление передается через его восприятие. Соответствует жанру очерка.

Репортаж с места события. Это, пожалуй, самый распространенный ход. Репортер рассказывает о том, что видел и слышал, дает синхроны участников и очевидцев события.

Аналитика. Корреспондент говорит о причинах и возможных последствиях события. Тезисы автора подтверждаются комментариями экспертов.

Ретроспектива. От латинского retro – обратно, назад и spectare – смотреть. Автор рассматривает событие из прошлого или предысторию какого-либо происходящего события. Особенность таких сюжетов – особый подход к видео: нужно найти кадры, которые смогут проиллюстрировать дела, скажем, 200-летней давности.

Народные новости. Сюжет строится в основном на синхронах «простых» людей, например, прохожих, которые сообщают свои новости и высказывают свое мнение.

Журналистское расследование. Схема классическая: показания потерпевших и виновных, свидетелей и экспертов, факты и версии.

«Красивенький» сюжет. В нем минимум текста, максимум картинки. Иногда даже подкладывают музыку. Но в отличие от телезарисовки это – публицистика. То есть сюжет содержит социально значимую идею, которая, собственно, и иллюстрируется выразительным видеорядом.

Бытописание. Автор описывает быт людей, особое внимание уделяя деталям. Такой сюжетный ход хорош при рассказах о путешествиях, о фольклоре и т.п.

 

 

Независимо от сюжетного хода рекомендуется помнить несколько правил.

1.       В каждой истории должен быть конфликт: столкновение и борьба неких идей.

2.       При написании сценария нужно использовать «драматургическую кривую»:

 

3.       Важна логика сюжета, то есть последовательность изложения, без перескакивания с одного на другое.

4.       Внимание зрителей к истории обеспечивает удачный лид.

 

 

К началу