Бурлюк Давид Давидович

Бурлюк Давид Давидович (1882 - 1967) - поэт, художник, теоретик искусства.

 

Родился 9 июля 1882 г. на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. У Давида было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз, и Давид всю жизнь вынужден был носить стеклянный протез левого глаза. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком художника. Отец Давида работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место. Бурлюк учился в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. В Тамбове Бурлюк познакомился с художником Константиновым и вскоре решил стать профессиональным художником. Учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В 1902 г. неудачно попытался поступить на учёбу Академии художеств. После этого Бурлюк отправился в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещал школу Антона Ашбе, а в 1904 г.  начал обучение в мастерской Фернана Кормона в Париже. Вернувшись в Россию, в 1907-1908 гг. Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. Вскоре он стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Фактически братья Давид и Владимир Бурлюки стали первыми российскими футуристами. В 1908 г. Бурлюк публикует свою первую декларацию «Голос Импрессиониста в защиту живописи». Позже он стал автором манифеста футуристов под названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности». Стал одним из организаторов художественного общества «Бубновый валет», члены которого отрицали академизм и реализм, а к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло. С 1911 по 1914 гг. Бурлюк занимался вместе с Владимиром Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Считается, что Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем поддерживал его морально и материально. Маяковский считал его своим учителем. Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ. В 1915 г. Бурлюк перебрался жить в Уфимскую губернию, где он продолжил читать лекции и писать картины. В 1918 г. Давид Давидович посетил Москву, едва не попал под расстрел с анархистами. Вернувшись в Башкирию, Бурлюк отправился в очередное турне по городам Урала и Сибири. В августе 1920 г. с В.Н. Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Здесь за 2 года написал почти 200 картин в духе футуризма, оказал большое влияние на современную японскую живопись. На деньги от продажи картин Бурлюк с семьёй осенью 1922 г. переехал в США. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом», работал в прокоммунистической газете «Русский голос». Совместно с женой, Марией Бурлюк, организовал издательство и выпускал журнал «Color & Rhyme». В 1941 г. поселился в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде и основал одноимённую художественную группу. В 1960-х гг. Бурлюк посетил Австралию, где экспонировались его работы, после побывал в Чехии и Италии. В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Бурлюку не удалось издать на родине ничего из своих произведений. Скончался 15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики. Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Брат Давида Давидовича Владимир Бурлюк - известный художник, другой брат Николай Бурлюк - поэт.