Шостакович Дмитрий Дмитриевич
(1906 – 1975) – композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Родился в Санкт-Петербурге 25 (по старому стилю 12) сентября 1906 года. Отец - инженер-химик, любитель музыки. Мать - одаренная пианистка, давшая сыну первоначальные навыки игры на фортепиано. Мальчик начал сочинять с 9 лет. На редкость одаренный подросток обратил на себя внимание директора Петроградской консерватории А. К. Глазунова и в 13 лет он был принят в консерваторию, где занимался по фортепиано у Л.В. Николаева, по гармонии у Н.А. Соколова и по композиции у М.О. Штейнберга. В 1923 году Д. Шостакович окончил консерваторию как пианист, а в 1925 году - как композитор. Его дипломной работой была «Первая симфония», положившая начало мировой известности автора. После ее премьеры в Ленинграде в 1926 году критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева. В эти же годы Д. Шостакович концертирует как пианист. В 1927 году он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома. После «Первой симфонии» началась краткая полоса экспериментов, поиска новых музыкальных средств. В это время появились: «Первая соната для фортепиано» (1926), пьеса "Афоризмы" (1927), «Вторая симфония "Октябрь" (1927), «Третья Симфония "Первомайская" (1929). Дмитрий Шостакович занимался не только творчеством; в 1928 году он работал заведующим музыкальной частью Театра им. Мейерхольда (Москва), а в 1930-33 годах - заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи. В 1932 году Д. Шостакович завершил работу над партитурой оперы «Леди Макбет Мценского уезда», которая в 1934 году была поставлена в Ленинграде и Москве и шла под названием «Катерина Измайлова». Опера была поставлена в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра. Но в январе 1936 года спектакль «Катерина Измайлова» посетил Сталин и его реакция нашла свое выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в «Правде», спустя несколько дней газета напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему «Балетная фальшь»; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Д. Шостаковича «Светлый ручей» (1935). После этих публикаций большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из репертуаров театров. Опера "Катерина Измайлова" , которую все это время ставили в театрах Стокгольма, Праги, Лондона, Цюриха и Копенгагена была "реабилитирована" на родине лишь в 1962 году. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а «Нос» был возобновлен только в 1974 году. Во время Великой Отечественной войны Д. Шостакович до октября 1941 года работал в блокадном Ленинграде и создал "Седьмую" (Ленинградскую) симфонию, которая стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне. В 1942 году, исполненная в блокадном городе, эта музыка вселяла мужество в соотечественников. В 1942 году Дмитрий Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора. В 1948 году композитор вновь впал в немилость; в феврале 1948 года было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В.И. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году, композитор покорно принял адресованные ему обвинения, и это спасло его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 году он получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму «Молодая гвардия» (реж. С. Герасимов). Тринадцатая симфония Шостаковича носит название «Бабий Яр» и представляет собой вокально-симфонический цикл на стихи Е.А.Евтушенко. В 1970 году Шостакович проходил лечение у ортопеда Г.А. Илизарова. Прожив 169 дней в Кургане, Шостакович написал 15-ю симфонию, создал хоровой цикл «Верность», сочинил музыку к фильму Г. Козинцева «Король Лир». В дни пребывания Шостаковича в Кургане в городе при содействии М.Л. Ростроповича был организован фестиваль классической музыки. Д.Д. Шостакович - автор 15 симфоний, опер "Нос", "Игроки", балетов "Болт", "Золотой век", музыкальной комедии "Москва - Черемушки", он написал музыку к 35 кинофильмам: "Новый Вавилон", "Златые горы", "Трилогия о Максиме", "Гамлет" и др., спектаклям "Клоп", "Гамлет". Он был удостоен звания Народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1966), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), премии им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954). В 1965 Шостаковичу присуждена ученая степень доктора искусствоведения. Он был Почетным членом академий и университетов многих стран мира. Умер 9 августа 1975 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. |