Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
01. Наука психология. Психика
1. Актуальность психологии в
современном обществе.
Мотивы для изучения
психологии:
- психология как ключ к
познанию человека и общества (гуманистический аспект);
- психология как ключ к
управлению людьми;
- психология как ключ к
решению собственных проблем;
в конечном итоге, знание
психологии способствует профессиональному успеху специалистов, работающих в
системе «человек – человек» (термин Евгений Александровича Климова).
2. Психология – дочь
философии. Рождение науки
В формировании научной
психологической идеи (для европейской психологии) наиболее яркую роль сыграли
философы и философские школы Древней Греции.
Гераклиту (530–470 гг. до
н. э.) душа как особенное огненное начало в организме обязано названием
«психея». Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в
философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. До наших дней дошли
разработки врача‑философа древности Гиппократа, который, основываясь на смешении
жидкостей организма, представил четыре типа темперамента человека: сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик. Хотя сегодня функциональные механизмы,
положенные в основу гиппократовской классификации, не могут быть приняты,
определения типов остались и действительно отражают темпераментные особенности
человека.
В научном употреблении термин
«психология» появился впервые в 16 веке. С середины 19 в. психология становится
самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
К нашему времени психология
как наука разделилась на множество разделов в зависимости от изучаемых аспектов.
Например, психология личности, социальная психология, педагогическая психология.
Существуют отрасли
психологии:
- теоретическая психология –
то, что преподают,
- практическая психология –
то, что помогает людям справиться с проблемами,
- популярная психология – то,
что помогает людям познакомиться со своей психикой.
3.
Предмет изучения психологии – прежде всего психика
человека и животных.
Изучая психологию и поведение
людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе
человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на
основе которых строится и по которым функционирует общество.
4. Понятие психики
Традиционно дают определение психики
как свойства живой высокоорганизованной материи,
заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный
мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически
пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с
поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается
специфической обработке, т. е. психическое
отражение — это
активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это
субъективное избирательное отражение объективного мира.
Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл.
Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки
от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда
что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики
в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания
и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. Местом помещения «души»
считали, в частности, сердце. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно
обсуждается проблема субстрата психики.
Как предполагают некоторые физики, это могут быть
микролептоны — мельчайшие частицы. Есть и другие гипотезы. Однако
тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит
сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно
приводят к неполноценности и психики.
Хотя головной мозг —
это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой
психики
производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.
Психические свойства являются результатом
нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики
внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых
психическое возникает.
Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не
развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феномен Маугли).
Таким образом,
специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая
психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им
культуры, созданной предшествующими поколениями.
5.
Функции психики:
-
отражение окружающего мира,
- регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его
выживания.
Эволюционная теория
утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше
потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут
уменьшаться и исчезать. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция
поведения и психики со времени появления жизни на Земле до наших дней.
6.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна
по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а
именно:
1) психические процессы,
2) психические состояния,
3) психические свойства.
Психические процессы
— динамическое отражение
действительности в различных формах психических явлений. Психическая
деятельность человека в сознании непрерывна.
Психические процессы
вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы,
идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы
подразделяются на
-
познавательные — к ним относятся
ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение,
- эмоциональные
— активные и
пассивные переживания,
- волевые
— решение, исполнение,
волевое усиление и т. д.
Психические процессы
обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности
человека.
Психические процессы
протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей
внешних воздействий и состояний личности.
Психическое состояние
- определившийся в
данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который
проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно
испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии
умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом —
трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют
рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических
факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.
п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое
состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной
сосредоточенности или рассеянности,
2) эмоциональные состояния,
или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное,
раздраженное и т. д.).
Интересные исследования
имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.
Психические свойства
- устойчивые
образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень
деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство
формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно,
следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности
многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой
психических процессов, на основе которых они формируются. Например, некоторые
интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые —
решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность,
аффективность и т. п.
Психические свойства не
сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные
образования личности, к которым необходимо отнести:
1)
жизненную позицию личности (систему потребностей,
интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности
человека);
2)
темперамент (систему природных свойств личности —
подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую
динамическую сторону поведения);
3)
способности (систему интеллектуально-волевых и
эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,
4)
характер как систему отношений и способов
поведения.
7. Психика, поведение и
деятельность
Важнейшая функция психики —
регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа.
Основные виды деятельности,
обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это
общение, игра, учение и труд.
8.
Социальная психология (от лат.
socium – общество)
– раздел, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные
их принадлежностью к определённым общественным группам, а также изучающая
психологические характеристики этих групп.
9. Методы психологии
С помощью методов психологи
исследуют психику человека. Это:
- наблюдение,
- эксперимент,
- самонаблюдение,
- психологическое
тестирование,
- биографический метод,
- опрос,
- беседа, интервью.
Эксперимент «Учёный или
убийца?»