Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
03. Воображение.
Творчество
1.
Воображение — это психический
познавательный процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Связано с мышлением, но характеризуется большей, чем при
мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием
его трудовой деятельности.
Основу
воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом опыте, ранее не вступавших в сочетание друг
с другом. (Если вступавших, то это механизм памяти.)
Воображение всегда есть определенный отход от
действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная
реальность. Ведущим механизмом воображения служит
перенос какого-либо свойства объекта.
Особую форму
воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного
будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также
его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать
сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Виды воображения
Пассивное и
активное.
Пассивное
- произвольное (мечтательность,
грезы) и непроизвольное
(гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Активное
- артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко
находится эмпатия — способность понимать другого человека, сопереживать.
Активное воображение всегда направлено на решение
творческой или личностной задачи.
Воссоздающее
воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит
конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в
виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.
Антиципирующее
воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события.
Основано на перенесении определенных элементов в будущее на основе знания или
предугадывания логики развития событий.
Творческое
воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или
общества в целом.
2.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
- агглютинация —
«склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
- гиперболизация
— преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
- схематизация —
отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства
выступают четко;
- типизация —
выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение —
подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
(Тест «Собака»)
2. Творческое мышление
Творчество –
1) адаптивный механизм,
помогающий приспособиться в новой социальной ситуации,
2) условия
развития общества в целом.
(Элемент теста Торранса – как можно использовать авторучку всеми возможными и
невозможными способами.)
3.
Способ активизации творческого мышления – «Мозговой штурм» («Умственный шторм»,
брейнсторминг).
Предложен Алексом Осборном (США), предназначен для
продуцирования идей или решений при работе в группе.
1)
Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профессиональной
направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь
несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
2) «Запрет
критики» — чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить,
развить чужую идею или предложить свою.
3) Участники
должны быть в состоянии релаксации, то есть состоянии психической и мышечной
расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
4) Все
высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.
5)
Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов —
специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей.
Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав
«жюри-экспертов» не включают.