Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
04. Эмоции
1.
Проявления эмоциональной жизни человека
Познавая действительность,
человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям,
к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят,
третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх
и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к
действительности.
В психологии
эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и
внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции,
чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к
окружающему его миру.
Эмоции
– это регулятор, который отражает с помощью переживаний процесс и результаты
деятельности человека (приятные – удовольствие, удовлетворение – и неприятные).
С помощью эмоций можно управлять деятельностью человека.
Эмоции – средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость
тех или иных объектов и условий для удовлетворения актуальных для них
потребностей. (Собака)
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как
своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и
предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо
факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых
существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от
удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие.
2.
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты,
собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Наиболее мощная эмоциональная реакция –
аффект: сильное, бурное и
относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее
психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой
эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна
из причин практической неуправляемости этим состоянием).
Развитие аффекта подчиняется закону: чем более сильным является исходный стимул
поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать,
чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий
аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро,
сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными
реакциями.
Эмоциональная
напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций,
может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, может привести к сильной
и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто
сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
3. Собственно эмоции,
в отличие от аффектов, – более длительные состояния. Они – реакция не только на
события совершившиеся, но и на воображаемые – вероятные и вспоминаемые. Они
носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной
оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей
человека. (Управление: «завтрашняя радость», зависимость от воспоминаний и
предположений.)
4. Эмоции и чувства
предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся в
начале его. Они передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Это еще
более, чем эмоции, устойчивые психические состояния. Они выражают устойчивое
отношение к каким-либо объектам и людям (реальным или воображаемым). Человек не
может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или
чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у
него нет объекта привязанности.
В зависимости от
направленности чувства делятся на
- моральные (переживание
человеком его отношения к другим людям),
- интеллектуальные
(чувства, связанные с познавательной деятельностью),
- эстетические (чувства
красоты при восприятии искусства, явлений природы),
-
практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5. Эмоциональные
состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать
жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые —
астеническими. Эмоции и чувства связаны с деятельностью сердца, дыхания, с
изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).
Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе
существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название
центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».
Существует теория эмоциональной «обратной связи» между мозгом и мышцами
человека. Это значит, что не только внешнее выражение эмоций является следствием
сигналов, поступающих из мозга, но и наоборот – имитация внешнего выражения тех
или иных эмоций может формировать соответствующий эмоциональный фон.
6. Страсть
— еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у
человека эмоциональных состояний. Это собой сплав эмоций, мотивов и чувств,
сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета
(человека).
7. В эмоциональных
проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее
интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.
К органической
(аффективно-эмоциональной) чувствительности относятся элементарные удовольствия
и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических
потребностей.
Предметные чувства связаны
с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами
деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на
материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении
одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру,
социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
8. С
биологической точки зрения эмоции закрепились в эволюции как механизм,
удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий
разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного
организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного
поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и
наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к
отрицательным эмоциям.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией,
способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в
получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной
деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.
Деятельность мотивирована, если её результат окрашен для
индивида положительными эмоциями, а отсутствие его достижения – отрицательными.
9. Эмоция может рассматриваться как обобщённая оценка
ситуации. Самая древняя и поэтому возникающая первой эмоция при реагировании на
новое – страх как реакция на недостаток информации. У человека он может
канализоваться либо в агрессию и отторжение, либо в удивление и интерес.
10.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он
представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического
напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает
эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает
нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны,
оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на
физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при
проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания
желудочно-кишечного тракта.
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. Сильный, дезорганизующий организм стресс принято называть дистрессом (от гр. di- - дважды).
Горе
и радость совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие —
неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть
одинаковым.
К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в
переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается
как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на
пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают
удовлетворению потребности.
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную
мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Самой
распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной
агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на
препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно;
агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных
реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать)
или объект (сломать его).