Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
06. Мотивация
1.
Стимуляция, или побуждение поведения связано с понятиями мотива и мотивации. Эти
понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях,
намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах,
которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении
деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
2. Мотивация – это система факторов, предопределяющих поведение и
характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне.
Мотивация отвечает на
вопросы «почему?», «зачем?».
Любое поведение объясняется
как внутренними, так и внешними причинами.
В первом случае это психологические свойства субъекта –
мотивы,
потребности, цели, намерения, желания, интересы
и т.п., во втором — внешние условия и
обстоятельства его деятельности: стимулы,
исходящие из сложившейся ситуации. Установлено,
например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в
зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. Кроме того, один и тот
же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую
ситуацию может воспринимать по-разному.
3. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому
субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определенных действий.
4. Важным является понятие
потребности.
Это нужда человека или животного в определенных
условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства
неудовлетворенности.
Второе после потребности по своему мотивационному значению
понятие —
цель: тот непосредственно
осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие,
связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Кроме мотивов, потребностей
и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также
интересы, задачи, желания и намерения.
Интересом
называют особое мотивационное
состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с
какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к
себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе
внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно
возникший слуховой или иной раздражитель. Интересу соответствует особый вид
деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на
эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный
вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития
такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и
художественно-творческие изыскания.
Задача возникает тогда, когда в ходе
выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм
наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться
дальше.
Желания
и намерения
— это сиюминутно возникающие и довольно часто
сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие
изменяющимся условиям выполнения действия.
5. Мотивация поведения человека может быть
сознательной и
бессознательной. Это
означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им
осознаются, другие нет.
6. Согласно
концепции А. Маслоу, с рождения последовательно появляются и сопровождают
личностное взросление следующие семь классов потребностей:
1)
потребности физиологические (органические),
2)
потребности в безопасности,
3)
потребности в принадлежности и любви,
4)
потребности уважения (почитания),
5)
познавательные потребности,
6)
эстетические потребности,
7)
потребности в самоактуализации,
8) (потребность в
альтруизме).
7. Ю. Роттер ввёл понятие
локуса контроля — устойчивого,
характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени
результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля)
или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Человек,
обладающий внутренним локусом контроля, проявляет больше настойчивости в
достижении поставленной цели, особенно тогда, когда раньше ему уже неоднократно
удавалось достичь успеха, чем человеку с преобладанием внешнего локуса контроля.
8. Каузальная
атрибуция – развитие у человека способности
предсказывать причины и мотивы поступков другого человека. (Её проявления
иллюстрируют некоторые пословицы: «По одёжке…», «по себе…», так как часто это
приписывание внутренних причин действиям других людей, приписывание другим людям
ответственности за их несчастье,
чувство собственной вины). Чисто когнитивное
представление о каузальной атрибуции основано на не всегда оправданном
предположении о том, что человек во всех без исключения случаях жизни действует
только разумно и, принимая решение, обязательно основывает его на всей имеющейся
в его распоряжении информации. Так ли это на самом деле?
9. У человека есть два разных мотива, функционально
связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это
мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Люди, мотивированные на
успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель,
достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо
проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей
деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают
средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели.
Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение
поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные
эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и
сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя
индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Такой человек проявляет
неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С
работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно
связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия
от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем,
а побежденным, в целом — жизненным неудачником.
Индивиды, ориентированные на
достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и
неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них
знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко
характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая
для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они
нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную
или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
Люди, мотивированные на
успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При
слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто
мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек
предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при
преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее
трудные.
Для человека, стремящегося к
успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после
неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, —
падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию
возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально
мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не
возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после
неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала
настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда
можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей,
которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может
быть на практике обеспечен по-разному.
Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.).