Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
09. Типологии личности. Способности
1. Типологии личности в
психологии создают по разным основаниям – по главному типу восприятия,
реагирования, по характеру и т.п. Типологии отражают индивидуальные различия
индивидов.
Индивидуальные
(индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений
(процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные
различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы,
мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под
влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим
миром в самом широком значении этого слова.
2.
Карл Густав Юнг в первой половине ХХ века
выделил такие типы личности, как интроверты и экстраверты.
Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной
энергии и причины происходящего, а экстравертам — во внешней среде. В дальнейших
исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и
стало широко использоваться в диагностических целях.
Согласно
типологии личности, разработанной Карлом Густавом Юнгом, выделяются следующие
типы:
1)
мыслительный (интеллектуальный) — создает формулы, схемы, склонен к властности,
авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;
2)
чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) — преобладает отзывчивость,
способность к сопереживанию, более женский тип;
3)
сенсорный —
довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется
к внешнему миру;
4)
интуитивный —
находится в творческом поиске, новые
идеи приходят в результате
озарения, но они не всегда продуктивны и требуют
доработки.
Каждый
из перечисленных типов может быть как интро-, так
и экстравертированным.
Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает
развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель
воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот
минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.
3. В
рамках теории
нейролингвистического программирования (НЛП) в 1970-х годах в США разработана
типология в соответствии с преобладающим типом взаимодействия с окружающим
миром.
1) Визуалы воспринимают
мир преимущественно с помощью зрения.
2) Аудиалы – с помощью
слуха.
3) Кинестетики – с помощью
осязания и мышечного восприятия.
В последнее время выделяют
также дигиталов.
4) Дигиталы воспринимают
мир через знаковые системы.
4. Психолог
Евгений Александрович Климов классифицировал людей в зависимости от их
преобладающих способностей.
Способности
—
это
индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в
деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Способности можно
классифицировать на:
1) природные (или
естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные
с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические
человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и
обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие
способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми
определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения
(умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений
рук и т. д) и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах
деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие
(способности математические, технические, литературно-лингвистические,
художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические,
определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и
практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые
влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний,
умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с
успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых
идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности
называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной
деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению,
взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со
взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим
и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е.
единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных
возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Исследованиями установлено,
что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе
жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
У одного и того же человека
могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем
другие.
Исследование различных видов
специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной
ориентацией и профотбором. Все многообразие профессий разделяют на пять основных
типов в зависимости от объекта, на который они направлены:
П — природа (растения,
животные),
Т — техника (машины,
материалы),
Ч — человек, группы людей,
3 — знаковая информация
(книги, языки, коды, модели),
X
— художественные образы (искусство).
5. Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер создан для
оценки направленности личности – системы устойчиво характеризующих человека
побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир,
общество; чего избегает, против чего готов бороться).