Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
10. Конфликт
1. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – форма выражения противоречия,
способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства,
вражды, разрушения единства, согласия и сотрудничества.
В конфликтологии конфликт описывается в трёх аспектах:
- как
борьба, направленная на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба,
- как
психическое напряжение и враждебность по отношению к окружающим,
- как
достижение своих целей за счет подавление остальных.
Функции конфликта как социального явления:
-
негативная: в эмоциональном плане дает ярко окрашенный негативный эффект,
-
позитивные:
а) разрешение противоречий, развитие отношений участников конфликта,
б) приобретение ими жизненного опыта,
в) информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях,
г) в определенных ситуациях, когда одна из сторон отстаивает организационные
интересы, конфликты помогают группе сплотиться, мобилизовать волевые и
интеллектуальные усилия на решение принципиально важных вопросов.
2. Причины
конфликтов
Это может быть:
- проявление присущей данному индивиду или общности агрессии,
- проявление противоречий между членами группы или группами,
- проявление несовместимости Я-концепций (немотивированно «не переношу» его),
самооценочные проблемы,
- проявление несовместимости ценностей,
- проявление борьбы личности с препятствиями для самореализации.
Конфликты бывают:
- внешние,
- внутренние (направленные на себя).
3.
Социально-психологические причины конфликтов:
-
непонимание друг друга (коммуникативные барьеры: недостаток словарного запаса,
невнимательность, разное понимание и т.п.),
-
несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей или групп, отсутствие «дополнительности»
в ролях сторон (транзакционные анализ),
- непонимание
людьми того, что несовпадение позиций может быть вызвано не расхождением во
взглядах, а разными подходами к ее решению,
- противоречие себе, которое вызывает у многих людей неприятие оппонента вместо
конструктивного желания понять его позицию,
- негативизм
(отрицательная установка),
- максимализм (сравнивание с абсолютным результатом),
- ошибка каузальной атрибуции (судит по себе): свои достижения человек склонен
приписывать достоинствам своей личности, а неудачи – влиянию внешних
обстоятельств. К оценке оппонентов – противоположный подход.
Человеку свойственны:
-
конкурентный характер взаимодействия,
- стремление
к власти,
-
ограниченные способности к децентрации, то есть к изменению собственной позиции
в результате ее сопоставления с позициями оппонентов.
4.
Психологический смысл конфликта: каждая из конфликтующих сторон старается
навязать оппоненту свою точку зрения, склонить к желаемым для нее действиям. Это
столкновение интересов может сопровождаться сильными эмоциональными реакциями,
как правило, агрессивными.
Конфликт –
это процесс с характерной динамикой, которую можно выразить в виде схемы:
Жизнь без
конфликтов невозможна. Именно в столкновении мнений рождается новое. Но конфликт
может быть как конструктивным (созидательным), так и деструктивным
(разрушительным). Это зависит от поведения сторон, а также от тактики третьих
лиц, которые могут стать посредниками при разрешении конфликта.
На каждой
стадии конфликта сторонам желательно соблюдать некоторые правила, которые
позволяют перевести его из эмоциональной плоскости в контролируемую рассудком
рациональную, договорную, что ведет к конструктивному результату.
На стадии
нарастания (назревания):
попытаться
избежать эмоциональной эскалации;
- избегать
демонстрации своего превосходства;
-
выслушивать оппонента;
-
критиковать не личность человека, а его действия, и тут же предлагать способ
устранения того, что не нравится;
-
использовать чувство юмора, но не делать объектом шуток оппонента;
- не
приказывать, а советоваться;
-
благодарить оппонента, высказываться о его достоинствах, но не
покровительственно, а дружелюбно;
- если
оппонент допустил бестактность, не клеймить его ярлыками, а высказаться о своих
переживаниях по этому поводу;
- попытаться
сформулировать суть разногласий и предложить решение проблемы.
На стадии
эмоционального взрыва:
постараться
дать возможность оппоненту “выпустить пар”; договариваться на этой стадии
бесполезно, потому что властвуют эмоции, а не рассудок;
-
внимательно выслушать оппонента и попытаться сформулировать для себя его
претензии;
- дать
оппоненту понять, что его поведение некорректно, осторожными фразами типа: “Ты
чем-то взволнован?”;
- не следует
обижаться на человека, надо понять его;
-
постараться поставить себя на место оппонента и понять, не стало ли причиной
эмоционального взрыва, например, плохое самочувствие или усталость;
- свою вину
(если она есть) признать сразу и полностью, принести извинения;
- смягчить
возможную вину оппонента фразами типа: “Ты хотел как лучше”, “Можно представить,
как ты переживаешь”, “Конечно, это ты не со зла”;
- попытаться
разрядить ситуацию шуткой, молчаливым сочувствием.
На стадии
затухания:
важно
снизить значимость нанесенного ущерба и выйти на обоюдовыгодные,
взаимоприемлемые позиции;
- выразить
сожаление по поводу случившегося;
-
сформулировать свое видение причины конфликта и предложить решение;
- привести
аргументы в пользу своей позиции;
- оставаться
открытым для аргументов оппонента.
5. Возможны
пять основных типов тактики поведения в ходе конфликта:
- избегание,
уход;
-
соглашательство;
-
сотрудничество, примирение;
-
компромисс, сделка;
-
противостояние.