Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
11.
Агрессивное поведение
1. Агрессия
(лат.
agressio – нападение) –
воинственность, враждебность по отношению к окружающим. Агрессия – это тип
поведения, обусловленный такими эмоциями, как злость, ненависть, а также
фрустрация.
Агрессивность
– свойство личности, обуславливающее агрессивное поведение.
Объективно, в агрессивности есть положительные и
отрицательные обстоятельства.
Положительное:
- способствует достижению человеком цели, обеспечивает
напористость, энергичность,
- способствует самоутверждению человека,
- обеспечивает поисковое поведение, помогает ориентироваться
в незнакомой и критической ситуации,
- обеспечивает высокие результаты в
соревновании,
-
способствует мобилизации усилий группы.
Отрицательное:
- социально опасна: способствует разрушению общества, группы,
- несет опасность для здоровья окружающих,
- способствует снижению самооценки окружающих
(самоутверждение агрессивного человека «за чужой счет»),
- может разрушительно влиять на личность носителя
агрессивности.
-
является причиной разрушения материальных ценностей.
Главное: в агрессии есть плюсы и
минусы.
2. Большинство людей оценивает агрессивность как
нежелательное качество личности, несущее окружающим опасность и способствующее
разрушению человеческого сообщества.
Проявления агрессивности человека в группе:
- пытается драться,
- угрожает,
- затевает скандалы,
- насмехается, издевается, иронизирует,
- соперничает,
- кричит,
- вторгается в личное пространство других
(публичное пространство – более 3 м, социальное – от 3 до 1,2 м, личное – от 1,2
до 0,5 м, интимное – менее 0,5 м),
- ломает предметы и т.д.
Главное: ряд признаков говорит о том, что человек склонен
к агрессии, следует понять причины и возможные последствия этого.
3. Почему агрессивность закрепляется в характере? Здесь, как и в целом в психике
человека, имеет место сочетание врождённого (генетика) и приобретённого
(социальные условия).
К первому можно отнести:
- темперамент со слабой стабильностью и сильным реагированием (холерик).
Ко второму можно отнести:
- ошибки в воспитании, когда человек усваивает, что конфликты следует разрешать
нападением,
- атмосфера агрессивности
в семье,
- атмосфера агрессивности в группе (когда она формируется по
принципу корпорации),
- атмосфера агрессивности
в школе (лагере), вызванная недостатком педагогического влияния, любви и
уважения со стороны взрослых.
Следует отметить, что молодые люди (подростки, юношество)
более агрессивны, чем люди в зрелом возрасте. С одной стороны, это обусловлено
активностью гормональной секреции в молодом организме, с другой – социальной
задачей, стоящей в этом возрасте, а именно необходимостью утвердиться в группе и
социуме, «занять место под солнцем» и добиться определённого статуса.
Агрессивному поведению могут способствовать личностные
особенности человека:
- незрелость личности, юношеский максимализм,
- пониженная самооценка и стремление к ее повышению,
- слабость нравственных установок,
- демонстративность, стремление привлечь к себе внимание.
Главное: анализируя причины
агрессивного поведения человека, нужно брать во внимание весь комплекс возможных
причин.
4. Возникновению агрессии могут способствовать особенности
ситуации, а также физического и психологического состояния человека:
- конкуренция (в частности, в условиях соревнования),
- средовые воздействия: перепады атмосферного давления,
колебания температур, шумовой стресс, скученность и т.п.,
- состояние организма: болезнь, авитаминоз, гормональный
дисбаланс и т.п.,
- фрустрация: недостижимость близкой желанной цели,
- крайне низкая самооценка; в этом случае возможна
аутоагрессия, которая может привести к суициду,
- монотонность, стремление к новым, острым впечатлениям.
Главное: при попытках
нейтрализовать агрессивное поведение нужно обращать внимание на ситуацию.
5. Особенности агрессии как психологического явление
Агрессия – наиболее примитивная (и поэтому легче всего
возникающая) реакция на новое. Нужно делать так, чтобы агрессия (защитная
реакция) у детей как можно быстрее сменялась познавательными реакциями (интерес,
любопытство и т.п.).
Агрессия – заразительна. Она передается от человека к
человеку, способна быстро охватывать всю группу и становиться преобладающим
фоном отношений.
Агрессия – признак незрелости личности, признак «подростковости».
Такие люди обычно ничего не вкладывают в развитие других людей и группы,
являются своего рода эмоциональными «нахлебниками». Если мы хотим помочь детям
взрослеть, нужно учить их обходиться без агрессии.
6. Наиболее распространённые причины агрессивных отношений в детской группе:
-
выяснение своего статуса в группе (как среди мальчиков, так и среди девочек);
- травля слабого (в
неразвитых, примитивных группах, над которыми ослаблен педагогический контроль,
в первую очередь начинают травить тех, кто «не похож», или тех, кто легко
поддается на провокации),
- «дедовщина»,
смысл которой в том, что подросток, находящийся под давлением тех, кому не может
оказать адекватное сопротивление (педагогов, старших подростков), начинает
компенсировать понижение своей самооценки за счет давления на младших, слабых,
- реакция на
нарушение норм принятой среди подростков морали («стукачество», ложь, воровство
или пользование чужими вещами, жадность и т.п.),
- несхожесть в
бытовых вопросах при совместном проживании (кто как ест, спит, хранит вещи и
т.п.),
- «вредный характер» (закрепление в характере агрессивности),
-
разногласия в процессе совместной деятельности,
- подстрекательство
педагогов (создание ситуации групповой поруки, когда все отвечают за провинности
одного, или опора на агрессивных с целью поддержания дисциплины).
7. Нейтрализация агрессивности
Главный смысл действий – снятие физического и
психологического напряжения (релаксация). Этому способствуют:
- физическая активность, способствующая «выпуску пара» и
достижению положительных эмоций (выделяется эндорфин),
- юмор (особенно смех: во время смеха происходит
расслабление),
- телесный контакт, связанный с эротикой (прикоснуться к
руке, погладить по голове и т.п.),
- спокойная интонация речи,
- изоляция агрессивного человека от группы (например, с
заданием успокоиться и подумать).
Условия, которые лидеру группы (педагогу) следует создать в группе с целью
исключения почвы для проявления детьми межличностной агрессии:
- четкость нравственных установок, подкрепляемых личным
примером,
- открытость отношений, правдивость,
- атмосфера творчества, дающая возможность самоутвердиться
всем,
- уважение к личности членов группы,
- осторожное использование агрессивности в соревнованиях и
конкурсах, ориентация не на соперничество и победу, а на сотрудничество и
взаимопомощь,
- поведение самого лидера (педагога): спокойные интонации,
доброжелательность, избегание резких слов (например, замена ругательств разными
«овощными» прозвищами: «Редиска – нехороший человек»),
- высокая двигательная активность и вообще – занятость,
- обучение людей сотрудничеству,
- индивидуальная работа с «отвергаемыми»: создание ситуаций,
в которых они имеют возможность предстать перед сверстниками в выгодном свете и
повысить свой статус; индивидуальные беседы, направленные на снятие «синдрома
жертвы»,
- предоставление возможности выпеснуть агрессию в спорте,
творчестве (в театральных образах), в танцах и т.п.,
- специальные
суггестивные (от лат.
suggestio – внушаю)
методы («огоньки», «орлятские круги» и т.п.).
Главное: снижение агрессивности
в группе – целенаправленный процесс, основанный на проверенных технологиях.
8. Принципы психологической самозащиты от агрессии:
- каждый день начинать с позитивной установкой: все будет
хорошо,
- быть собранным, готовым в любой момент к любым
обстоятельствам,
- думать о деле, которым занимаешься в данный момент,
- в любых обстоятельствах оставаться корректным и вежливым:
агрессивный человек больше открыт для чужой агрессии;
- не допускать самобичевания и нытья; если допустил ошибку и
заслуженно наказан, надо признать ее и попытаться исправить положение делом,
- внимательно относиться к окружающим людям, изучать их,
чтобы знать, какого поведения ждать в той или иной ситуации,
- уметь взглянуть на любую проблему с юмором, изменить
отношение к ней,
- не паниковать, не поддаваться эмоциям и не впадать в
размышления, а действовать (наглядно-действенный – древнейший и самый надёжный
вид мышления: «глаза боятся, а руки делают»),
- лучший способ осадить того, кто проявляет в отношении вас
агрессию, – совершить неожиданный, непредсказуемый поступок: от вас ждут
повеления жертвы, а вы действуете как сильная личность,
- вечером с иронией анализировать прошедший день, чтобы
избавиться от обид и сомнений.
Главное: противостоять агрессии
в силах практически каждый.