Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
10.
Общение. Межличностные отношения
1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц
для взаимного познания, установления (развития) отношений, взаимовлияния,
регуляции совместной деятельности.
В процессе общения происходит:
- обмен информацией,
- ее интерпретация,
- взаимопонимание,
- взаимооценка,
- сопереживание,
- психологическое воздействие.
В общении выделяются:
- содержание (передаваемая информация),
- цель,
- средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки
голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические
средства).
2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение
шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Структура общения по Г. М. Андреевой:
- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен
информацией,
- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание
людьми друг друга.
Виды коммуникации (и коммуникативные средства):
а) вербальная,
б) невербальная:
- кинетика (мимика, пантомимика),
- паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
- проксемика (организация пространства и времени в общении),
- визуальное общение (контакт глаз).
Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным,
намеренным и ненамеренным.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от
которых зависит его успешность.
Коммуникативные барьеры – обстоятельства, препятствующие
эффективной передаче информации.
3. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами
общественных отношений и, таким образом, с социализацией.
Общественные отношения – официальные, формально закрепленные,
объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех
видов отношений.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в
разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Элементы межличностных отношений:
- когнитивный (гностический, информационный) – понимание
информации, задействованной в межличностных отношениях,
- аффективный – эмоциональные переживания: от дизъюнктивных
(негативных, разделяющих) через индифферентные до конъюнктивных (позитивных,
сближающих), обусловливается социокультурными нормами групп,
- суггестивный – связанный со внушением,
- поведенческий, регулятивный: симпатия определяет
доброжелательность.
4. Построение отношений по вертикали и по горизонтали.
Развитие межличностных отношений обусловливается
особенностями общающихся:
- полом (у мужчин контакты шире, важнее совместная
деятельность, большая эмоциональная сдержанность, стремление к показу достижений
и притязаний),
- возрастом (сужение контактов при создании семьи и рождении
детей и расширение впоследствии),
- национальностью,
- темпераментом,
- состоянием здоровья (влияние физических недостатков на
Я-концепцию),
- опытом общения,
- профессией.
5. Межличностная совместимость – оптимальное сочетание
психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и
деятельности.
Показатели межличностной совместимости:
- удовлетворенность взаимодействием,
- взаимная симпатия.
Принципы сходства и взаимодополнительности – «формула
дружбы».
Межличностная привлекательность. Обаяние. Зависит от
физического и социального облика, способность к пониманию и сопереживанию.
Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.
Уровни:
- когнитивная – понимание,
- эмоциональная – сочувствие,
- высшая форма = когнитивная + эмоциональная + поведенческая.
Одна из основных форм проявления эмпатии – симпатия. Она
обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей
общающихся. Симпатия и антипатия могут быть как однонаправленными (без
взаимности) так и разнонаправленными.
Эпатийность как свойство личности.
6. Влияние условий на формирование межличностных отношений:
-
экстремальные,
- жизнь в большом городе и селе,
- отдых или работа.
Стремление быть в обществе выше в приятных условиях (радость)
и в угрожающих обстоятельствах.
Стремление к одиночеству выше в неприятных обстоятельствах
(нервное напряжение) и в ситуации, требующей сосредоточенности.
Предположение: люди стремятся быть в обществе себе подобных
по четырем причинам:
- чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от
неуверенности,
- чтобы получить положительную стимуляцию посредством живого
общения,
- чтобы добиться внимания и похвалы,
- чтобы получить эмоциональную поддержку.
В ситуации дистресса стремление человека к общению определяют
три компонента:
-
социальное сравнение – сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить,
насколько она уместна),
- редукция (уменьшение, ослабление) тревоги – тяга к более спокойным людям,
- поиск информации.
Дистресс может снижать аффилиативные тенденции:
- если он связан с переживанием неловкости, стыда,
- если переживается мощное эмоциональное потрясение.
Возможно, в этом случае человек избегает усиления своих
эмоций в процессе их обсуждения.
7. Аффилиация
(англ.
affiiation – соединения,
связь) – потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в
проявлениях любви и дружбы.
Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд,
прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие, выражение поддержки
Формой
детского социального поведения, близкой к аффилиации, является привязанность.
8.
Дружба.
Динамичность развития межличностных отношений – от знакомства
до дружбы. (Число «поглаживаний» по Эрику Берну.)
Мощный фактор, питающий аттракцию и дружбу, – сходство.
Понимание дружбы:
- общее предметное содержание (общность интересов, целей),
- различие в темпераменте (?).
Чувство влюбленности переживается иначе, чем дружба: вначале
чувство сексуального влечения приводит к возникновению любви-страсти. Партнер
идеализируется.