Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
14. Групповая динамика. Ролевое поведение
1. Почему люди притягиваются друг к другу и объединяются?
Механизмы взаимного влияния людей, способствующие объединению людей и
формированию психологической общности:
- подражание,
- внушение,
- эмпатия,
- идентификация (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый
психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.
2. Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее
эти процессы научное направление (Курт Левин).
Групповая динамика рассматривает развитие отношений в группе, изменения, которые
наступают в результате действующих в группе сил.
Элементы групповой динамики:
- общие цели;
- групповые нормы (принуждение при достижении целей и сохранении стабильности
состава группы),
- структура группы и проблема лидерства,
- сплоченность группы,
- фазы развития группы.
По Льву Ильичу Уманскому при смене стадий в ходе развития группы изменяются
такие показатели, как
- сплоченность,
- эмоциональный микроклимат,
- референтность,
- интрагрупповая и интергрупповая активность.
Стадии развития малой группы по степени сплоченности (по Льву Ильичу Уманскому и
Артуру Владимировичу Петровскому):
- диффузная группа (случайное собрание людей, не связанных совместной
деятельностью), или
- номинальная группа (внешнее формальное объединение вокруг предписанных задач)
– «сыпучий песок» по Анатолия Николаевичу Лутошкину,
- группа-ассоциация (начальная межличностная интеграция) – «мягкая глина»,
- группа-кооперация (взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях) –
«мерцаюший маяк»,
- группа-автономия (высокое внутреннее единство по всем параметрам) – «алый
парус»,
- группа-коллектив (интеграция с другими группами на основе направленности на
более общие социально значимые цели) – «горящий факел».
Стадии развития малой группы по общественной значимости деятельности:
антисоциальная, асоциальная и просоциальная.
3. Групповая сплоченность – один из основных параметров развития малой группы.
Понимается как уровень психологической общности. Под сплоченностью группы мы
понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и
насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для
участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором
сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы,
не находя ее привлекательной (карьерные соображения и т.п.). Такого рода
мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности
сплоченность начинает утрачиваться.
По Леону Фестингеру, групповая сплоченность – результат влияния всех сил,
действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней:
- эмоциональная привлекательность группы,
- полезность группы для индивида,
- удовлетворенность индивида членством в группе.
Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости
существующих в ней коммуникативных связей.
Факторы сплоченности группы:
- условия формирования группы – чем более важной для каждого члена группы
является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии
при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность;
- сложность вступления в группу – чем сложнее вступить в группу, тем желанней
становится цель проникновения в нее;
- напряженность совместной деятельности – в процессе необходимо устанавливать и
закреплять связи внутри группы;
- справедливость поощрений и наказаний;
- совместное реагирование – сообща выражаемые одинаковые эмоции;
- успех группы, когда члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость
за проделанную работу;
- стабильность состава помогает поддерживать сплоченность на одном уровне, новые
участники несколько подрывают это чувство;
- продолжительность совместного времяпрепровождения;
- внешняя угроза;
- размеры группы – малые группы характеризуются большей степенью сплоченности,
нежели большие; у больших групп зачастую возникают проблемы организационного
характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы;
- состав группы – сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем
сплоченность мужчин (почему?).
(О методах повышения сплочения малой группы.)
4. Особенности включенности личности в малую группу
Двусторонний процесс – групповое давление и влияние индивида на групповые
психологические явления (лидерство).
5. Ролевая теория личности – теория, в которой личность описывается посредством
усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и
образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в
обществе или группе.
Социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого
социальные интересы детерминируют (определяют) поведение личности. Она является
устойчивым регулятором взаимодействий личности в социальной общности.
Любая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется:
- устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица,
- совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной»
(внутренне принятой) ролью,
- существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматривается
субъектом как идеальное воплощение роли и служит образцом для подражания.
Стиль ролевого поведения – «личностная окраска» исполнения роли, которая зависит
от темперамента, характера, мотивации, а также от обстоятельств (стиль
лидерства).
«Ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоречивости
ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он
является (по Леону Фестингеру – «когнитивный диссонанс»).