Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
16. Группа и личность
1. Группа влияет на личность человека и изменяет его поведение: под влиянием
группы человек часто поступает не так, как поступил бы в одиночку.
Социальная ингибиция
(от (лат. inhibere – останавливать,
сдерживать)
– подавление психических функций под влиянием группы (снижение чувствительности,
объема и концентрации внимания, генерирования оригинальных идей – характеристик
точности (качества) психической деятельности: человек «тормозится»).
Социальная фасилитация
( от лат.
facilitare – облегчать, помогать)
– усиление психических функций под влиянием группы (увеличение силы мышечного
напряжения, продуктивности внимания, долговременной памяти – скоростных
(временные) характеристики психической деятельности: растёт возбуждение
человека, он активизируется).
Вывод: под влиянием группы у человека усиливаются
тенденции к конвергенции (от лат.
converge
– сближаю), согласованности мнений и оценок.
Объяснения этих эффектов могут быть разными. Ряд психологов считает, что
усиление общего возбуждения в присутствии других людей прежде всего влияет на
доминирующую реакцию человека. Если этой реакцией является активизация, то
наблюдается социальная фасилитация, если торможение – ингибиция.
Важно: фасилитация и ингибиция усиливаются в ситуации оценки действий индивида
окружающими.
Вывод: с помощью групповой
оценки, общественного мнения можно корректировать активность человека:
негативная оценка тормозит, позитивная – вдохновляет и активизирует.
2. Для членов группы характерна коллективизация мышления. Она состоит в том, что
члены группы, стремясь добиться группового согласия и сохранить групповую
сплоченность, выбирают мнения, которых придерживается большинство членов данной
группы.
Важно: люди не обращают внимания на правильность мышления, так как главная цель
– быстрее достичь группового согласия.
Симптомы коллективизации мышления:
- иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм,
- безусловная вера в моральную справедливость принимаемых решений (линчевание),
- групповая психологическая защита - регулятивная система психической
стабилизации, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта,
вызванного каким-либо психотравмирующим воздействием. Механизмы - подавление,
отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация,
конверсия и т.д.,
- рационализация (от лат. rationalis – разумный) – обоснование абсурдного,
иррационального (от лат.
irrationalis
– неразумный) импульса рациональными причинами (по Фрейду, это одн из видов
психологической защиты),
- стереотипизация (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) –
классификация и характеристика социального объекта путем распространения на него
характеристик некоего схематичного стандартизированного образа или представления
о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенного и обладающего высокой
устойчивостью (политическая пропаганда, межнациональные отношения, реклама,
«образ врага»), предрассудок – социальная установка, которая выражается в
необоснованном отрицательном отношении,
- конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – стремление
соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном
смысле как «бездумное, некритичное подчинение распространенным взглядам, часто
по соображениям личной выгоды». Однако с точки зрения признания и подчинения
нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально
желательное явление (обратное явление – несогласие с мнением группы – называется
нонконформизм),
- самоцензура - умышленное устранение автором из своего произведения частей,
которые он полагает, по тем или иным причинам, недопустимым публично
демонстрировать. Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе
существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать
свои опасения,
- иллюзия единомыслия,
- давление со стороны большинства.
Вывод: под влиянием
коллективизации мышления группа может принимать решения, которые не имеют под
собой логического, рационального обоснования, но воспринимаются всеми членами
группы как логичные и правильные.
При коллективизации мышления значительную роль играют эмоции. Тот, кто управляет
эмоциями группы, способен влиять на принятие решений.
Коллективизация мышления опасна тем, что приводит к принятию и реализации
ущербных решений: снижается общий (групповой интеллект). Наиболее ярко
проявляется в авторитарных системах.
«Лекарство» от ошибок, связанных с коллективизацией мышления:
- обязательно рассматривать все альтернативные решения,
- принимать во внимание все возражения членов группы,
- анализировать решения с точки зрения их недостатков и т.д.
В этом важная роль принадлежит лидерам группы.
3.
Групповая поляризация (лат.
polarisatia
– сдвиг к краю, смещение к полюсу) – явление, в соответствии с которым групповая
дискуссия приводит не к сближению членов группы и принятию единого решения, а,
напротив, к разделению группы на противостоящие половины. В чем-то
противоположна коллективизации мышления, но объединяет их иррациональная основа.
Информационная теория групповой поляризации: во время дискуссии из разнообразной
информации выбирается лишь та, что соответствует убеждениям, в результате
убеждения усиливаются.
Нормативная теория групповой поляризации: члены группы стараются соответствовать
тем, с кем они себя в данный момент идентифицируют, - стремление «понравиться
своим».
Выводы:
- в споре не всегда рождается
истина,
- нужно стремиться к
интеллектуальной и эмоциональной автономности, независимости, а это
обеспечивается при адекватной самооценке.
4. Конформизм
Склонность к конформному поведению зависит от:
- сложности задачи,
- компетентности индивида,
- значимости группы,
- наличием поддержки в группе,
- статуса в группе,
- сплоченности группы,
- индивидуальных особенностей,
- культуры сообщества.
Конформизм удобен для управления группами, для их консолидации (от лат.
con
– вместе,
solido
– укрепляю), то есть укрепления единства. Конформизм мешает выработке
оригинальных идей, требующих прорыва вперёд.
Вывод: конформизм объединяет
сообщество, но может препятствовать его развитию.
5. Социальные стереотипы
Стереотип
(от греч. stereos твердый + typos отпечаток) здесь
понимается как устойчивый схематизированный, упрощенный, обычно ярко
эмоционально окрашенный образ социального объекта (группы, человека), а также
явления, процесса, складывающийся в условиях дефицита информации как результат
обобщения личного опыта индивида и предвзятых представлений, принятых в
обществе.
«Встречают по одежке...»
В основе – категоризация, то есть склонность мышления людей к обобщениям и
подведениям многих вещей под единое понятие (категорию).
Существование стереотипов – это проявление экономии ресурсов психики.
Чаще всего стереотипизация происходит в ситуациях «сужения сознания»:
- при дефиците времени для познания,
- при усталости или болезни,
- при эмоциональном возбуждении,
- при информационных перегрузках.
Все это характерно для современной жизни.
Вывод: социальные стереотипы
ускоряют ориентировку индивида в той или иной социальной ситуации, но
препятствуют всестороннему анализу пониманию сущности объектов и явлений. Быстро
– не всегда качественно.
6.
Каузальная атрибуция
(от лат.
causa
–
причина,
attributio
– приписывание) – стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними
и вокруг них:
- чтобы иметь возможность управлять происходящим,
- чтобы избавиться от чувства тревоги,
- чтобы выбрать разумный, рациональный способ действий.
«Локус контроля» (от лат.
locus
–
место, фр.
control
– проверка) – как проявление каузальной атрибуции: интернальная – внутренний
«локус контроля»: приписывание причин поведения собственным психологическим
свойствам, экстернальная – внешний «локус контроля»: приписывание причин
поведения внешним, не зависящим от человека обстоятельствам.
Ошибки атрибуции:
- хороший поступок, совершенный им самим, человек склонен объяснять собственными
достоинствами,
- хороший поступок несимпатичного человека объясняется внешними обстоятельствами
и наоборот во всех вариантах (идентификация – отражение себя в симпатичном
человеке),
- объяснение причин происходящего зависит от настроя, установки (находим причины
там, где ищем).
(История «ангелочка» из Петрозаводска.)
Вывод:
каузальная атрибуция способна препятствовать объективности решений, что бывает
социально опасно (принимается иррациональная позиция «обвинителя» или
«защитника»).
7.
Сопротивление социальному давлению
Всё же большинство людей ценят чувство свободы и
самостоятельности. Поэтому, когда социальное давление становится настолько
сильным, что начинает ущемлять их чувство свободы, они могут восстать. Вспомним
о Ромео и Джульетте, чья любовь только усиливалась из-за противодействия их
семей. Или о тех детях, которые отстаивают свою свободу и независимость, делая
прямо противоположное тому, что говорят их родители.
Мы не любим
слишком выделяться на фоне окружающих, при этом, однако, все мы сходимся в
желании чувствовать себя неповторимыми и подчеркивать то, в чем заключается наша
индивидуальность.
8.
Положительное
влияние группы на личность:
- освоение языка,
- формируются позитивные социальные нормы и ценностные ориентации,
- источник культуры,
- положительные эмоциональные подкрепления, необходимые для развития личности,
- передача знаний и жизненного опыта.