Страница "Психология" сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
18. Большие группы. Массовидные явления
1. Большая
социальная группа – большое по количеству социальное объединение,
образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола,
возраста, национальности, профессии, социального и экономического положения,
убеждений и т.п.
В
истории общества большие социальные группы проходят ряд уровней развития:
-
типологический: объективное сходство членов группы по каким-то признакам,
которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но
не служат основанием для создания психологической общности; совокупность, но не
единство индивидов,
-
идентификация: члены осознают принадлежность к данной группе,
-
солидарность, или интеграция: готовность членов группы к совместным действиям во
имя общих целей, осознается общность интересов.
Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом»
виде не существует. То есть, чтобы осознать свое единство, группа должна
сопоставить себя с другими группами.
2.
Факторы, определяющие социально-психологическую общность:
-
очевидность признаков, которые позволяют членам отделить свою группу от «чужих»,
-
характер внутри- и межгрупповых коммуникаций: общее информационное поле (с
помощью СМИ),
- наличие идеологии как
организующего начала, стимула к объединенным действиям.
Идеология
(от греч.
idea
– идея,
logos
–
учение) – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы
социальной группы, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к
действительности, друг к другу, к другим социальным группам, изображается
желанное для данной социальной группы общественное состояние (социальный идеал),
а также путь, ведущий к нему (тезис о химеричности идеологии).
Вывод: идеология –
способ объединять большие массы людей и управлять ими.
3.
Типологии и классификация больших социально-психологических общностей.
Выделяют два вида социальных общностей людей:
- по
наличию объективных биологических и социально-экономических связей
(типологические группы, в том числе молодежь),
- по
наличию сознательного стремления к объединению на основе общих целей и ценностей
(религиозные, политические и другие общественные объединения).
Основания классификации:
-
продолжительность существования,
-
степень организованности,
-
стихийность возникновения,
-
степень контактности (условные и реальные).
4.
Психические явления в больших группах могут быть отнесены к традиционным для
психологии сферам:
- когнитивной: коллективные представления, общественное
мнение, общественное сознание,
менталитет (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) -
устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые
передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют
поступками людей; совокупность особенностей восприятия и оценки людьми
окружающего мира,
-
мотивационно-потребностной: социальные потребности, интересы, установки, идеалы;
рассматриваются:
а) потребности группы как
системы, нуждающейся в определенных условиях функционирования,
б)
потребности большинства личностей, входящих в эту группу; общественные идеалы –
обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся
частью общественной идеологии,
- аффективной: чувства,
эмоции, настроения; рассматриваются:
а) чувства, выражающие
эмоциональное отношение к фактам социальной действительности,
б)
общее чувство объединения людей (проблема социального пессимизма у русских),
-
деятельностной: коллективная деятельность и групповое поведение.
5. Психический
склад – комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности.
Он включает:
-
социальный характер группы (народа), который определяется культурой, историей,
условиями жизнедеятельности,
-
традиции – исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы
воспроизведения социальных правил, норм, отношений людей,
-
обычаи – прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события,
выполнение некоторых общественно одобряемых действий,
-
предрассудки – укоренившееся в обществе мнение, как правило
предостерегательного, суеверного характера, не имеющее разумного доказательства.
Целостной, обобщающей характеристикой психологических
особенностей социальной группы является
образ ее жизни – совокупность устоявшихся, типичных для группы форм
жизнедеятельности, в
которых выражается отношение к обществу, труду, другим общностям и себе.
6.
Групповая мораль (от лат.
moralis – касающийся
нравов) - принятые в группе представления о хорошем и плохом, правильном и
неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из
этих представлений.
Принято считать, что в разных социальных группах мораль
отличается, а иногда противоположна.
Однако существуют некие общечеловеческие ценности, которые
основаны на понимании условий выживания большой группы.
Нравственность
(от «нрав») – моральное качество человека, некие правила, которыми
руководствуется человек в своём выборе.
Этика (от греч. ethos -
обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, предметом исследования которой
являются мораль и этика.
7.
Другие примеры массовидных явлений:
-
мода,
-
слухи,
-
вера (религия),
-
массовые реакции на рекламу,
-
паника.
8.
Основной закон слуха (закон Олпорта - Постмэна): содержание слуха должно иметь
хоть какое-то существенное значение для людей, но при этом должна сохраняться
неопределенность, дающая возможность для гипотез и домыслов. Появлению и
распространению слухов способствуют:
-
высокий уровень неопределенности в обществе (люди не знают, чего ждать в
дальнейшем),
-
высокая тревожность в обществе.
Бывают:
-
слух-желание,
-
слух-пугало,
-
агрессивный слух.
Слухи управляют людьми, вызывая сильные эмоции. Эти эмоции, в
свою очередь, могут породить такие массовидные явления, как паника или массовая
активность. Они, в свою очередь, иногда могут создать эффект «замкнутого круга»,
когда результаты массовых действий создают условия для расширения их масштабов.
(История с ценами на соль.)
Вывод: при борьбе со
слухом следует не только его опровергнуть, но и снять тревогу, которую он
породил.
9.
Мода (от лат. modus
– мера, образ действий) – совокупность вкусов и взглядов, господствующих в
обществе в определённое время.
Мода, как и другие массовидные явления, обладает способность.
«заражать». Особенно можно она воздействует на некоторые социальные группы, в
частности, на подростков, для которых общение со сверстниками и принадлежность к
группе являются одними из ключевых потребностей.
Функции моды:
- явление культуры,
- облегчение поиска себе подобных,
- повышение уровня самооценки, удовлетворенности собой.
Особенность моды
– цикличность.
Может существовать мода не
только на предметы, но и на определённые образы, виды и стиль поведения.
(Можно ли сделать модным
здоровый образ жизни?)
Формирование моды:
-
использование референтных
лиц,
-
пропаганда (лат.
propaganda
– подлежащее распространению) – распространение среди населения определённых
воззрений, идей и т.п. с целью формирования общественного мнения, а также
реклама.
Вывод: при
целенаправленном формировании мода может быть одним из способов управления
большими группами.