Главная страница сайта Алексея Дедова

Спецпроект «Журналистика»

Страница «Прорыв»

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЖУРНАЛИСТИКА?

Учебное пособие для старшеклассников

 

 

Глава I. Что такое журналистика

Глава II. В поисках нужного слова

Глава III. Работа над материалом

Глава IV. Композиция материала

Глава V. Состав редакции

Глава VI. Стилистические и логические ошибки

Глава VII. Узелки на память

 

Глава I. Что такое журналистика

 

Во-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности - газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации - газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

Сам термин «журналистика»произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком - «Journalistik» В России термин «журналистика» первоначально использовался только для обозначения журналов, где-то в середине XIX века его стали применять ко всем периодическим изданиям, в том числе и к газетам. Но было бы неправильно считать, что журналы появились на свет раньше газет.

В России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича готовились рукописные газеты - «Вестовые письма» и «Куранты». Основу их составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. Дьяки и подьячие Посольского приказа выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги. Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали и приближенные к царю бояре.

Первая печатная газета появилась, как правильно ты уже догадался, любознательный читатель, при Петре I. 17 декабря 1702 г. вышел в свет первый номер «Ведомостей». По замыслу Петра I в них должно сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1702 года третий номер «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия. В разные годы газета выходила с различной периодичностью и только через четверть века стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам.

Слово «журналистика», как вы уже поняли, связано с печатной, периодической формой распространения информации. А теперь проверим вашу сообразительность и умение анализировать известные факты. И так, что же необходимо было для того, чтобы появилась на свет журналистика? Верно, раз журналистика связана с печатной формой распространения информации, уже должны были существовать печатный станок и бумага. Так в XV веке И. Гутенберг совершил удивительное изобретение, определившее на несколько веков новую эру, которую так и окрестили «эрой Гутенберга». Он изобрел печатный станок.

Далее, журналистика связана с периодическим распространением информации, следовательно, для этого должна быть создана некая организация или служба, которая могла бы распространять газеты по различным территориям. В России почтовое ведомство появилось при поддержке немецких комиссионеров в 1664 году.

Но это были только технические предпосылки. Журналистика возникла тогда, когда появилась потребность в актуальной, регулярной экономической информации. Купцам, фабрикантам приходилось добывать сведения, где, в каких городах и странах можно купить, например, новые станки и за какую цену можно продать свои товары.

Кроме технических предпосылок и экономической потребности, возникновению журналистики способствовали государственные, политические процессы, происходившие в Европе. Становление национальных государств, борьба различных идеологических, религиозных, политических сил - все это требовало мощного средства управления государством, а также пропаганды тех или иных воззрений - вспомните «Ведомости» Петра I.

Естественно, что для возникновения журналистики был необходим определенный уровень культуры общества и, прежде всего, грамотность населения.

 

Возврат в начало

 

Глава II. В поисках нужного слова

 

Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжения творческих сил и неустанного труда. Этот труд отражен в черновых рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическими заменами слов, которые делал автор. Например, у А.С. Пушкина в черновиках повести «Дубровский» находим следующую правку: «Члены (суда) встретили его (Троекурова) с изъявлением глубокого уважения (глубокой преданности; глубокой подобострастности)» - последнее слово наиболее выразительно охарактеризовало поведение чиновников, подкупленных Троекуровым.

Стремление найти точные слова побуждает писателей по несколько раз править текст, сопоставляя возможные варианты. Например, Н.А. Некрасов сделал следующую правку в описании сцены «у парадного подъезда»: «- Делать нечего, (пошли, айда, направились, потянулись) завернули в кабак». Как ты сам наблюдаешь, дорогой читатель, автору не так легко подобрать глагол движения, передававший настроение обиженных крестьян.

Стилистическая правка писателей в рукописи отражает последний этап работы над текстом, а сколько черновиков было написано и потом уничтожено, сколько раз автор произносил «про себя» ту или иную фразу, прежде чем записать ее на бумаге, - об этом можно только догадываться.

Чем же схож труд писателя и труд журналиста? И тот и другой имеет дело со словом и с творчеством. Оба творят тексты, предназначенные читателю. Оба изучают жизнь, нравы, обычаи. Но ты же сам понимаешь, что труд писателя и труд журналиста отличаются друг от друга.

Писатель в отличие от журналиста имеет право и может писать тогда, когда хочется. Журналист пишет ежедневно. Он обязан писать в каждый номер. У журналиста есть задания и план: столько-то строк к такому-то сроку. И здесь его труд ничем не отличается от труда, например, плотника или водителя. Поэтому первая особенность журналистского труда заключается в его производственно-творческом характере.

Вторая особенность - индивидуально-коллективный характер труда журналиста. «Как это? - удивится дорогой читатель. - Ведь журналист сам пишет свой материал, добывает информацию». Но никакого противоречия в этом нет. С одной стороны, журналист сам отправляется на поиски темы, информации, мучается над первой фразой, разумеется, сам пишет текст. И в этом смысле он работает как писатель - индивидуально. С другой стороны, очень часто тему, задание корреспондент получает от заведующего отделом, ответственного секретаря или редактора. Далее. Как правило, в поисках источников информации для своего материала он обращается к коллегам, обсуждает проблему, поворот темы с ними. Когда материал уже готов, он проходит через многие руки и умы редакции. Его читает заведующий отделом. Если необходимо, то вносит правку. Его читает выпускающий редактор. С материалом работают в секретариате и, возможно, могут предложить что-то изменить. Таким образом, получается, что, с другой стороны, труд журналиста носит коллективный характер.

Оперативный и непрерывный характер - третья особенность журналистского труда. Оперативность характерна для журналистики в целом, а более всего проявляется в репортерской деятельности. Журналисты, работающие в отделе новостей, должны узнавать о событиях одними из первых и тотчас написать, рассказать об этом событии читателям, зрителям, слушателям.

И еще одна важная особенность журналистской работы - ее универсально-специализированный характер. В чем же это проявляется? Сегодня ты пишешь о пожаре, завтра о научной конференции, а послезавтра о космическом полете. И все-таки каждый журналист стремится выбрать для себя «главную тему», а иногда эта тема становится единственной на всю журналистскую жизнь.

 

Возврат в начало

 

Глава III. Работа над материалом

 

Двери в замок журналистики открываются двумя волшебными ключами. Первый - информация, второй - коммуникация. Необходимо научиться находить первый и пользоваться вторым.

Как же журналисты добывают информацию? Традиционно используются три основные метода сбора информации:
• опросы, главным образом интервьюирование;
• наблюдение;
• изучение документов.

Каждый метод имеет свои возможности и ограничения. Например, у опроса очень большие возможности, свобода - можно получить ответ на любой вопрос. При использовании документов журналист получает информацию, ограниченную только содержанием данного документа. Интервьюирование - самый субъективный метод, так как у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия. Наверное, ты, дорогой читатель, замечал, что очевидцы одного и того же события по-разному рассказывают о нем.

Получение информации - это всегда взаимодействие журналиста с объектом, поэтому, выбирая метод сбора информации, необходимо учитывать следующее.
• Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист).
Доступность источников информации (если журналист не может получить доступ к документам, то ему придется искать собеседников, которые бы располагали необходимой информацией. Вряд ли, дорогой читатель, ты сможешь взять интервью у Аллы Пугачевой. Значит, придется посидеть в библиотеке, порыться в подшивках, найти опубликованные с ней интервью или публикации, связанные с ее творчеством и профессиональной деятельностью).
Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней, и он может понаблюдать за внешними действиями своего объекта, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортер готовит заметку в номер в течение нескольких часов. В этом случае иногда он вынужден ограничиться телефонными разговорами со своими источниками информации).
• Степень надежности информации (если журналист сомневается в степени надежности информации, полученной одним методом, ему придется проверить ее с помощью других).

Работа журналиста над материалом проходит осуществляется в несколько этапов:
1. Выбор темы.
2. Сбор материала.
3. Составление плана заметки.
4. Написание заметки.
5. Редактирование.
6. Подбор заголовка.
7. Подписаться под материалом.
8. Сдача материала в редакцию.


Тема материала

П
ри выборе темы для своего материала журналист, прежде всего, должен исходить из следующего: интересна ли она читателю или нет, актуальна ли на сегодняшний день. Что же такое тема?

Тема - это то, о чем пишется материал. Она может быть сформулирована в одном предложении.

В дни трагической гибели Пушкина Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе. Это был двадцатидвухлетний корнет квартировавшего в Царском Селе лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные, гневные, обличительные.

Не только презренного иностранца, чья рука не дрогнула выстрелить в Пушкина, обличил он в своих стихах. Он обвинял злобных клеветников, которые преследовали Пушкина и направляли руку Дантеса. Он указал на них: это великосветская знать, потомки придворных холопов, прославившихся своей подлостью.

В этом стихотворении Лермонтов говорил то, что чувствовал в те дни каждый, кому дорога была честь и слава России, кому дорого русское слово и великое имя поэта.

И. Андроников.

Тема данного материала - появление в русской литературе великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Темы можно разделить:

1) по глубине:
• поверхностные - о ком, о чем написан материал;
Разговор на классном собрании.
глубокие - почему произошел тот или иной факт, к чему это может привести.
Почему необходимо обсуждать этот вопрос на классном собрании? За что я считаю его своим лучшим другом?

2) по широте:
широкие - о нескольких фактах;
Жизнь класса. Друзья.
узкие - об одном конкретном факте;
Классное собрание в 9 «б». Дима Скворцов - мой лучший друг.

Необходимо помнить, что писать на очень широкую тему невозможно, зато, чем тема уже и глубже, тем она интересней для читателя, но и писать по такой теме труднее.

Тема должна быть фактом, то есть то, что было, есть или будет на самом деле.

Например, фактом является: ты ученик шестого класса, ты любишь смотреть приключенческие фильмы, ты пойдешь с друзьями в поход и т.д. Но если ты собираешься написать о полете в созвездие Центуриона, то это уже не будет фактом, так как является выдумкой. Ведь ты прекрасно знаешь, что в ближайшие сто лет такие полеты просто невозможны. Журналист всегда должен писать только правду.

Не о каждом факте можно написать. Чтобы факт стал темой он должен быть, во-первых, понятен автору и читателю; во-вторых, интересным; в-третьих, недавно прошедший и неизвестный читателю.

Идея материала

И
так, тему для заметки ты уже выбрал. Дальше необходимо определить, с какой целью, зачем будет написан материал, то есть определить идею материала.

Какой может быть идея для заметки

• С
ообщить новость.

Всех школьников проверят на наркотики

В
2002 году российским школьникам предстоит пройти особый профилактический осмотр. Совещание по вопросам борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков решило, что осмотры с целью выявления наркоманов следует провести во всех школах страны. Кроме того, в следующем году будет проведен мониторинг наркологической ситуации в стране для получения точных данных о количестве граждан, употребляющих наркотики.

«Ступени вологодские» от 21 сентября 2001 года, №179.

• Исправить недостаток.

Бить или не бить?

И снова риторический вопрос встает передо мной. Все потому, что факты нашей повседневной жизни оказываются порой столь неоднозначными, столь противоречивыми по своей сути, что заставляют задумываться, размышлять над событиями и анализировать тенденции.

Вот если к примеру не хочу смотреть передачу «Наши любимые животные», потому что категорически не люблю животных, - что мне делать? Правильно просто переключить канал и посмотреть какой-нибудь боевик. А если я прихожу на фестиваль молодежной музыки, а выступает команда, которая до подростковой еще не доросла? Ответ не заставляет себя ждать: пойду пудрить носик и ждать чего-нибудь более впечатляющего. Но ни при каких обстоятельствах не позволю оскорблять музыкантов. Уверена, ни один наш читатель так бы не поступил. А я постоянно встречаю таких вот гамадрилов невоспитанных и в Вологде, и в Череповце.

Скажите: каждый имеет право на выражение своей безумной точки зрения. Или: неприятие иногородних естественно. А я отвечу на это так: существуют простейшие, элементарнейшие нормы приличия, которые должны соблюдаться в первую очередь по отношению к гостям. Обзови своего кореша, если тебе или ему это доставит удовольствие. А гость приехал в Вологду или в Череповец играть для тебя … а ты ему такое говоришь. Да еще так громко! За такие дела в Череповце (Вологде) бьют вообще-то.

И ведь бьют! Я с легкостью могу представить себе чувства музыканта, по щеке которого сочится кровь от брошенной банки. Но уважение к себе и другим должно оставаться. Поэтому бить не есть гуд. Даже в такой ситуации. В противном случае вместо расширения кругозора, культурного обмена, начнется открытое непонимание людей из разных городов. И между представителями различных альтернативных музыкальных стилей пропасть будет огромней, чем между Витасом и С. Вишесом.

Глаша Подколодная
«Ступени вологодские» от 26 октября 2001 года, №206.

• Обсудить проблему - сложный вопрос, на который не может быть однозначного ответа.

Элита

Они есть практически в каждой школе. Девушки в дорогой одежде, с умело наложенным, неброским макияжем и юноши, без устали сорящие деньгами. Они - элита. Другие, непохожие на нас. Более самостоятельные, независимые - ведь деньги дают и самостоятельность, и независимость. У них - другая система ценностей, другие заботы. Заботы? Чего же им еще желать в жизни, о чем волноваться? Со стороны их жизнь кажется раем…

Инна Коробова
«Ступени вологодские» от 30 ноября 2001 года, №235.

• Расширить кругозор.

Шрам

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию штрихи к истории Вологодчины - но не как наукообразные скучные статьи, а в виде занятных легенд и былей, подкрепленных нашими исследованиями. Темы - самые разные. Вот, к примеру, в селе Толстиково бытовала легенда о боевом генерале, который основал церковь Кирики и Улиты, что под Вологдой

В
селе Толстиково когда-то церкви не было. А появилась она по именному распоряжению Синода вот по какому случаю. У царя Петра Великого был любимый генерал из знатной фамилии. Он бросался в самую ожесточенную битву и всегда выходил из боя без единой царапины. Однажды, когда полк их несколько часов сражался со шведами, наши стали отступать. Генерал упал, тяжело раненый. Солдаты вынесли любимого командира, царь послал к нему своего врача. Несколько месяцев генерал находился между жизнью и смертью. И только искусство врачей да крепкий организм позволили ему выжить. Но когда генерал увидел свое лицо в зеркале, он ужаснулся. Шрам от сабельного удара перекосил все лицо, изуродовав при этом глаз, нос и рот. Генерал даже хотел наложить на себя руки, но затем приказал отвести в самую дальнюю деревню. Но и в деревне он не хотел показываться на глаза соседям и даже не мог посещать церковь. И тогда обратился к царю с просьбой о постройке в своей деревне храма. И получил на это разрешение. После чего была построена небольшая деревянная церковь. Назвали ее в честь святых Кирика и Улиты, а находилась она невдалеке от небольшой речки Шограш

Отделим
вымысел от правды. Владельцем села Толстиково во время царствования Петра Великого был граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. О нем в книге «Тысячелетнее древо Пушкина» записано: «Мусин-Пушкин Иван Алексеевич - боярин, начальник монастырского приказа. Действительный тайный советник, президент статс-конторы. В 1710 году возведен Петром I в «Графское Российского царство достоинство». В 1711 году, при учреждении Сената, был первым сенатором».

Из данного описания видно, что граф И.А. Мусин-Пушкин не был генералом. Возможно, что здесь произошло наложение одного факта истории на другой, то есть был какой-то воин, который жил после ранения в деревне, а может, это вымысел сменившихся владельцев…

Александр Мухин
«Ступени вологодские» от 20 июля 2001 года №137

• П
овлиять на настроение, чувства людей.

Из какой же вы сказки?!

Сидя в зале, забывшись о том, что все эти милые создания, порхающие или кувыркающиеся по сцене, борются за звание «Мисс Очарование». Такое чувство, будто действительно пришел на день рождения к хорошей знакомой. Вот только имя у нее забавное - Карамелька
Ж
ивет Карамелька не в Вологде, а в куклограде, а в остальном всем - и умна, и красива. А гости какие у нее собрались! Дюймовочка, Белоснежка, дочь самурая, обезьянка, маленькая ведьмочка. Все-то они умеют: и подать себя с шиком, и букет прекрасный сделать, и рекламный ролик соорудить… Каждая из участниц конкурса сумела создать яркий, запоминающийся образ. А помогали девочкам группы поддержки из городского Дворца культуры, спортивной секции каратэ, других творческих объединений города. Помогали азартно и весело. Одним словом, сценарист и режиссер праздника Нина Воеводина может быть довольна своими подопечными. И только она да работники городского Дворца культуры и рекламного агентства «Успех» знают, сколько труда пришлось приложить, чтобы девочки вошли в роль.

Александр Марюков
«Ступени вологодские» от 28 декабря 2001 года, №258.

• Рассказать о положительном опыте.

К юбилею поэта

В
Харовской специальной школе-интернате произошло радостное событие - открытие актового зала. Светлые обои, цветы, картины В.П. Новикова - все создавало уют и наполняло теплотой этот небольшой зал. А приурочено открытие было к 180-летию со дня рождения русского великого русского поэта Н.А. Некрасова. В этот день в школе проходил литературный праздник по творчеству поэта. Звучали стихи Некрасова, дети делились впечатлениями о летней поездке по некрасовским местам, о посещении Дома-музея Николая Алексеевича в Корабихе, путешествовали по Стране некрасовских героев, выполняя задания деда Мазая. заВершился праздник игрой-викториной по творчеству поэта.

О.Ф. Кочкова
«Ступени вологодские» от 28 декабря 2001 года, №145.

Сбор материала

Ты уже решил, о чем будешь писать, сформулировал тему будущей заметки. Но бывает и так, что сведений, которыми ты располагаешь, недостаточно. Вполне обычная ситуация. В этом случае журналист начинает сбор материала. Он подбирает для своей заметки интересные факты и новости, подробней знакомится с темой. Сбор информации можно производить тремя способами.

• Наблюдение. Ты сам участвуешь в каком-нибудь мероприятии или становишься очевидцем интересного события. Преимущество этого метода состоит в том, что ты сам все видишь и слышишь. Материал получается живым, интересным, эмоциональным. Необходимо помнить, что на результат наблюдения может повлиять мнение того человека, который его проводит. Например, ты плохо относишься к шумным и большим компаниям, поэтому всегда будешь чувствовать себя среди них очень неуютно. Такое отношение может наложить негативный отпечаток на весь материал. Ты должен стараться быть всегда объективным, отметить положительное и отрицательное.

• Беседа. Ты идешь к очевидцам, участникам или организаторам какого-либо мероприятия, подробно обо всем расспрашиваешь, записываешь ответы. Преимущества: оперативность, быстрота. Но в тоже время невозможно поделиться личными впечатлениями, потому что их просто нет; большая вероятность написать нелепость; упустить что-нибудь из вида.

• Работа с документами и письменными источниками. Документы - это и видеозаписи, и аудиозаписи, и кинохроника, и фотографии, и текстовые источники. Официальный документ претендует на достоверность, на него всегда можно сослаться как на источник информации, в том случае, если факты, подтверждаемые документами, оказались не совсем точными, то отвечал за это не журналист, а автор документов.

 

Возврат в начало

 

Глава IV. Композиция материала

 

Ты завершил сбор материала. Можно приступать к написанию самого текста. Любой текст состоит из трех основных частей:

1. Лид - необычное, интересное вступление.
2. Основная часть - подробный рассказ о факте.
3. Заключение - вывод, в котором автор высказывает свое отношение к факту. Вывод необходимо зашифровать, не употреблять оценочных слов: «плохо», «хорошо», «красиво», «интересно». Этих слов вообще не должно быть в материале.

Виды лидов

Мы уже говорили о том, что заметка должна начинаться с интересного, необычного вступления - лида. Поговорим об этом подробней.

Лид - начало заметки, которое призвано привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Лиды различаются по объему. Это может быть одно слово или предложение, если материал небольшой, а может быть и целый абзац, если материал достаточно содержательный и если позволяет жанр газетной заметки. Основное требование - необычность, оригипальность лида.

Также лиды различаются по своей форме и способу изложения. Мы предлагаем следующую классификацию лидов:

• Перевернутая пирамида.

В самом начале вы сообщаете читателю суть события, а далее идет лишь описание подробностей, объяснение первоначального высказывания. Этот вид лида применяется в основном в тревожных сообщениях, предупреждающих об опасности, какой-либо угрозе.

«По улице Горького ходить в вечернее время стало небезопасно» или «Уже несколько случаев заболевания холерой зафиксировано в этом году в Краснодарском крае».

• Нагнетание напряжения.

Вы начинаете как бы издалека, постепенно, каждым новым предложением подводя читателя к самому захватывающему моменту, постоянно подогревая его интерес. При этом вы рискуете разочаровать часть аудитории, если будете использовать этот прием при описании какого-либо заурядного факта. Поэтому этот вид лида применяется в материалах, посвященных неординарным, интересным, иногда и трагичным событиям.

Вечер великолепен. У Саши с Лерой первое свидание. Лера, конечно же, надела свое самое красивое платье и изящные туфельки на каблучках. Гуляя по вечернему городу, они скоро устали и решили присесть в сквере на скамейке. Время пролетело незаметно, и пора было расставаться. Саша встал и подал руку Лере. Но произошло непредвиденное.

• Зарисовка.

Вы можете начать материал с описания места события, обстановки, самих людей - героев материала, собеседника. Подробность описания зависит от фантазии автора, величины и жанра материала.

Дед Мороз сидел под елкой. Правда, спрятавшись от солнца в тени разноцветных зонтиков. Дед был в шортах, футболке, с удочкой вместо посоха. Только рукавицы и борода выдавали в нем знакомого Дедушку. Он приходил на открытие смены к ребятам, а потом, говорят скрылся в холодильнике.

Лариса Новолодская
«Ступени вологодские» от 3 августа 2001 года, №145.

• Вопрос.

Вы задаете вопрос в первом предложении, а весь последующий материал является ответом на него. Следует избегать риторических вопросов, ответ на которые очевиден или не требуется вовсе. Желательно, чтобы вопросы были неординарными, неожиданными, интригующими.

«Вы говорите, у детей нет проблем?» или «В экспедицию хотите?»

• Цитата.

Материал начинается со слов собеседника, если это интервью, или цитатой из песни, литературного произведения. Можно использовать в качестве лида известную пословицу, поговорку или крылатую фразу.

«Чудный месяц горит над рекою, над местами отроческих лет, и на родине, полной покоя, широко разгорается свет». Эти замечательные строки Николай Рубцов посвятил Никольской земле, скромной, но от этого не менее милой родине.

Точная цитата обязательно заключается в кавычки и, напротив, приблизительная цитата, передающая лишь смысл высказывания, в кавычки не берется.

• Анекдот, шутка.

Использовать анекдот или шутку в качестве лида необходимо обязательно «в тему». Например, его не следует использовать, если вы рассказываете о каком-либо трагическом или серьезном событии. И, наоборот, такой прием очень хорош, если вы пишете сатирический материал или описываете какой-нибудь забавный случай. При этом следует помнить, что сатира часто граничит с сарказмом, который читатель или герой материала может воспринять как обидный выпад в свой адрес.

Лучше всего, если материал, в котором использован анекдот или обыграна шутка будет иметь безличный характер:

- Купи слона!
- А зачем он мне?
- Все так говорят, а ты возьми да и купи слона!
- У меня уже есть один.
- У всех уже есть, а ты возьми да и купи слона!

Диалог примерно такого же содержания частенько приходится слышать на городском вещевом рынке, где то и дело со всех сторон вам предлагают «купить слона».

• Интересная подробность.

В самом начале вы словно бросаете читателю «наживку», то есть привлекаете его внимание с помощью интересной детали, как бы выхваченной из общего контекста материала. Однако сама суть описываемого события раскрывается лишь по ходу развития действия. Поэтому заинтересованный читатель должен прочитать весь материал, чтобы понять, о чем идет речь.

Вокруг огромного костра бесновались черти и сушили намокшие хвосты русалки. Таким веселым и завораживающим действом начался праздник Нептуна в лагере «Орленок»…

• Повествование (затяжной прыжок).

По ходу материала вы выстраиваете логическую цепочку, в которой каждое последующее предложение конкретизирует, обыгрывает предыдущее, т.е. является его логическим продолжением. Последнее предложение подводит черту под всем вышесказанным, но для того, чтобы такой лид был интересным вывод должен быть неожиданным.

Я вырос на палубе речного сухогруза и в первый рейс ушел, будучи десяти месяцев отроду. Отец был штурманом на «Ангаре», мама также плавала несколько навигаций поваром, ну и я вместе с ними. Но «Ангару» я, откровенно говоря, совершенно не помню. Зато в мельщайших деталях помню следующий корабль, на котором плавал, - «Лену».

…Отца больше нет со мной. «Лена» медленно умирает, заваренная, в затоне, словно на больничной койке. Но для меня живы и отец, и «Лена». Иногда мне даже кажется, что все еще плыву по Сухоне на «Лене». Все еще 1970-й год… К тому мальчику не вернешься, но я хочу найти его и пригласить к себе, на грань столетий.

Сергей Катков
«Ступени вологодские» от 3 августа 2001 года, №145.

Несколько практических советов при подборе лида к вашей заметке:

• вы должны придумать такое начало вашей заметки, которое бы мешало читателю отложить газету после прочтения нескольких строк, оно должно увлечь, заинтересовать его;
• никогда не начинайте заметку с полного наименования учреждения, официальных титулов, дат и цифр.

Заголовок

В
каждом материале должен быть заголовок. Заголовки бывают:

• информационные - связаны с темой материала;
• образные - намекают на тему и идею заметки, привлекают внимание читателя.

Типы заголовков

• Заголовок - тема.
Ярмарка-выставка. Отличники в нашем классе.

• Заголовок - идея.
Сделаем наш город лучше.

• Заголовок - противопоставление.
Не смех, а слезы. Любовь или ненависть.

• Заголовок - перечисление.
Про кота и кошку, про дедку и бабку.

• Заголовок - парадокс (сочетание несочетаемого).
В Бонне ходят с голубыми волосами и мечтают о сарае для кошек.

• Заголовок - цитата из текста.

• Фразеологизм, крылатая фраза, пословица, слова из песни.
Нить Ариадны. Платон мне друг, но истина дороже.
«Расцветали яблони и груши…»

• Заголовок - двусмысленность.
Слоны в метро.

После того, как материал написан ты придумываешь заголовок.

Несколько практических советов, как написать хороший материал.

• Тема должна соответствовать идее.
• Избегать очень мелких тем.
• Мысли должны быть ясно и четко сформулированы.
• Стараться не употреблять очень длинных предложений.
• Писать языком близким к разговорному.
• Не употреблять лишних слов.
• Не повторяться в лиде и в заключении.
• У читателя не должно оставаться вопросов к автору материала.
• Материал не должен быть похожа на рекламу.
• В доказательство своих высказываний приводить конкретные примеры.

 

Возврат в начало

 

Глава V. Состав редакции

 

Все журналисты, выпускающие одну газету, от главного редактора до фотокорреспондента, составляют редакцию.

У каждого сотрудника редакции есть свои четкие обязанности.

Главный редактор - действительно, самый главный человек. Его основная обязанность - любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя, и ее интересно было читать. Редактор за все и за всех отвечает.

Ответственный секретарь (отсек, ответсек) - тот, без кого газета вообще не выйдет. Ведь этот человек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместятся рисунок или фотография, влезет ли это интервью в номер, или его лучше сократить? - эти и другие вопросы решает ответсек, составляя макет (графический план) номера на специальных бланка и подсчитывая строчки в материалах.

Корреспондент - это тот, кто пишет в газету, ищет интересную информацию, берет интервью.

Разумеется, у каждого человека свои вкусы и пристрастия, все мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй - об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.

Фотокорреспондент. Ему авторы заказывают иллюстрации к своим материалам.

Корректор исправляет опечатки и ошибки в оригинал-макете.

Такой состав редакции может быть в вашем школьном пресс-центре.

Летучка

Летучкой называется общий сбор редакции. Ведет летучку редактор. На ней решаются следующие вопросы:

1. Обсуждение предыдущего номера:
- что удалось в газете, какие материалы лучшие и почему, кто больше всех работал над газетой и заслуживает поощрения;
- что не удалось в газете, какие материалы самые слабые и почему, кто работал над газетой плохо и заслуживает наказания;
- что надо делать, чтобы в следующих номерах хорошего было больше, а плохого было меньше.

2. Планирование очередного номера:
- кто, о чем, в каком жанре, на сколько строк, к какому сроку напишет материал, какая требуется помощь от других сотрудников редакции.

3. Другие вопросы, связанные с выпуском газеты.

Редакторская оценка материала

П
режде чем поместить материал в газете, его необходимо прочитать и, может быть, отредактировать.

Вы сразу узнаете «гвоздь» - что-то суперинтересное и сногсшибательное, например, репортаж корреспондента, случайно попавшего на карнавал в Рио-де-Жанейро; или жуткую халтуру, читая которую, вся редакция либо уснет, либо схватится за животики с криками: «И откуда только берутся такие безграмотные авторы?!». А если материал не относится ни к той, ни к другой группе? Как вообще определить, хорош он или плох, и насколько, и стоит ли его печатать?

Сначала нужно разобраться с тем, что же именно оценивают в материале, из чего он состоит?

Это три вещи:
1) тема - то, о чем рассказывается в заметке;
2) идея - то, зачем написана заметка, что этим хотел сказать автор;
3) текст.

Оценка темы:
• факт ли это;
• интересна ли она;
• понятна ли автору и читателю;
• новость ли;
• раскрыта ли тема;
• подходит ли она этой газете (например, в школьную газету принесли материал о том, как хорошо вступать в партию пенсионеров).

Чтобы оценить тему нужно ответить на все эти вопросы. Это очень важно, потому что от ее правильного выбора зависит качество материала. Поэтому, если она обнаруживает хотя бы одно несоответствие тем требованиям, о которых сказано выше, материал не стоит печатать. Кроме тех случаев, когда тема просто не раскрыта. Тогда материал отдают автору на доработку.

Оценка идеи
• С
оответствует ли главной идее журналистики - сделать жизнь людей лучше, интереснее?
• Соответствует ли одному из шести направлений: сообщить новость, поделиться положительным опытом, исправить недостаток, обсудить проблему, повлиять на чувства, настроение читателя, расширить его кругозор?
• В чем заключается идея конкретно этого материала, то есть, как именно он изменит что-то в окружающем мире и изменит ли?
• Соответствует ли идеям газеты?

Идея - самый серьезный критерий. Если с ней что-то не в порядке, материал ни в коем случае не публикуется.

Анализ текста:
• понятен ли текст;
• производит ли впечатление целостного и связного;
• логично ли в нем расположены части;
• выдержан ли он в одном стиле;
• интересным ли языком написан;
• есть ли лид, необычное, интересное вступление;
• удачна ли концовка;
• не забыл ли автор придумывать интересный заголовок, привлекающий внимание читателя;
• нет ли грамматических, стилистических, логических ошибок.


Если с темой и идеей все в порядке, а текст «подкачал», ничего страшного, его можно исправить, отредактировать, сделать лучше.

Теперь вы поняли, что и в каком случае делают с материалами, но на всякий случай подведем итоги.

Редактор принимает одно из трех решений, касающихся материала:
• его публикуют без правки;
• опубликуют после правки;
• не опубликуют.

Поправить материал может редактор или сотрудник, у которого все в порядке со стилем. Кроме тех случаев, когда не раскрыта тема, подробнее о факте может рассказать только сам автор. Да и если вы чувствуете, что корреспондент может писать лучше, стоит предложить ему самому попрактиковаться в правке, в совершенствовании своего стиля.

Правда, не стоит забывать, что есть тексты, абсолютно не подлежащие правке, например, стихи. Если они с изъянами, лучше просто не печатать.

Виды правки

Вычитка. Заключается в исправлении описок, опечаток, орфографических ошибок. Вычитка проводится в несколько этапов:
• в редакции, когда материал сдается, редактором вместе с автором; выясняются все непонятные места, оценивается тема, идея, стиль, устраняются ошибки;
• материал снова читается, при этом сверяются все географические названия, точность и источники цитат;
• после набора на компьютере, чтобы выявить возможные опечатки; без вывода на печать - текст просматривается или включается специальная программа проверки орфографии;

• то же самое, но в распечатанном виде;
• в оригинал-макете, перед подписанием в печать, это называется корректурой.

На каждом этапе, желательно, чтобы материал читал сам автор и еще два независимых человека - меньше будет ошибок. После каждой правки распечатанного текста необходимо сверять его с тем, что имеется в памяти компьютера. Ошибки отмечаются при помощи специальных знаков правки.

Обработка. Заключается в исправлении стилистических и логических ошибок. При этом претерпевают изменения только отдельные предложения или абзацы, а не весь текст в целом.

Сокращение. Необходимо в двух случаях. Во-первых, если в материале «много воды», то есть лишних слов, предложений, общих рассуждений ни о чем. Во-вторых, по техническим причинам, если материал не влезает в газету. В этом случае возможна одна из трех разновидностей сокращения.
• Рубка хвоста - не влезает относительно большое количество строчек, например, 30-40. Если в конце материала не говорится ничего особенно важного или интересного, просто выбрасывается нужное количество строчек. Далее, если сокращение пришлось на середину предложения, оно тоже выкидывается до предыдущей точки.
Выщипывание - применяется, если нужно совсем немного сократить материал, строк на 5-10. В материале обязательно бывают «висячие» строки - хвостики из одного слова, трех, пяти букв. Их нужно «подтянуть», то есть найти в абзаце лишнее, ничего не говорящее слово, состоящее из такого же количества букв, и убрать его.
• Сокращение абзацами - применяется, если текст требуется значительно урезать. Выкидываются целые абзацы, в которых есть отступление от темы. В интервью - это текст лишнего вопроса или неинтересного ответа, в представительном опросе - не самый интересный ответ.

Также сокращение или растяжка текста может производиться на компьютере без изменения текста. Это происходит за счет изменения расстояния между буквами и строчками, ширины самих букв. Без ущерба для зрения читателя это можно сделать, если нужно сократить не более 5-10% от материала.

Переделка. Переделка - самый жесткий вид правки. Применяется в том случае, если тема и идея представляют интерес для газеты, но текст вообще никуда не годится: плохо, неграмотно, некрасиво, неинтересно написан или не соответствует жанру материала.

Например, интервью, которое приводится ниже, не подлежит опубликованию в таком виде:

- Здравствуйте!
- Добрый день!
- Как поживаете?
- Ничего поживаю, а Вы?
- Я тоже ничего. А как Вас представить нашему читателю?
- Иван Петрович я.
- А фамилия, как, простите, не расслышал?
- Петров.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- И что Вы, Иван Петрович, здесь делаете?
- Я тут работаю.
- А кем?
- Главным врачом.
- А чего?
- А детской поликлиники.
- Расскажите, пожалуйста, нашим читателям что-нибудь интересное о Вашей работе.
- Даже не знаю что Вам такого рассказать… А, вспомнил! На будущей неделе ожидается эпидемия гриппа, передайте ребятам через газету, чтобы до конца каникул поменьше ходили на дискотеки и ели побольше чеснока.
- Спасибо за интересное интервью, но мне уже пора в редакцию.
- На здоровье.
- До свидания.
- Всего хорошего.

Идея данного материала - сообщить новость, лучше всего сделать из него информацию:
Ешьте побольше чеснока, ребята, прежде чем отправиться на дискотеку: грядет новая волна гриппа.

Текст при правке-переделке полностью переписывается, причем, не автором, а либо редактором, либо корреспондентом, который умеет хорошо писать. Остаются лишь тема и идея автора.

В этом случае под материалом ставится две подписи: того, кто принес материал, и того, кто его переписал заново. Например: Маша Александрова, перевела на русский язык с человеческого Катя Андреева.

 

Возврат в начало

 

Глава VI. Стилистические и логические ошибки

 

Стилистические ошибки

Р
аботая над своей заметкой, ты не должен забывать о русском языке. Очень часто получается так, что начинающие авторы не задумываются о тщательном подборе каждого слова, о правильном употреблении слова, не пытаются избегать неоправданного повтора одного и того же слова. Сейчас мы и поговорим о стилистических ошибках и способах их исправления.

Стилистические ошибки - это ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, построением предложений, смешением стилей.

• Смешение стилей
Смешение стилей - неоправданное употребление в одном тексте слов, синтаксических конструкций, характерных для разных стилей русского языка. Например, смешение научного и разговорного стилей.

• Неправильное построение предложения
Н
а чемпионате мира по хоккею наша команда провела встречу с командой США без голов. (Не забили не одной шайбы или не имели головы на плечах). Не смотря на свою молодость, он хороший человек.

Существует несколько способов исправления данных ошибок.

Во-первых, изменить порядок слов в предложении: Город с 200-тысячным населением полностью обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.- Новый завод в Житомире полностью обеспечит молочными продуктами город с 200-тысячным населением.

Во-вторых, переделать предложение: Из других спортивных событий поговорим о штанге. - Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге. Задача защиты среды является первоочередной в наше время. - Защита среды представляется одной из самых важных задач в наше время.

• Неправильное употребление паронимов
Паронимы - это близкие по написанию и звучанию слова, но разные по лексическому значению.
Освятить - осветить, вести - везти, одеть - надеть, преемник - приемник, заглавный - главный.
Освятить место (сделать его святым) - осветить помещение (провести свет), преемник президента - приемник (радиоприемник).
Заглавную роль в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова. Но этого просто не может быть, так как в фильмах есть только главные роли.

• Неоправданный повтор одного и того же слова
Петя Иванов очень любит ходить в лес за грибами и ягодами. Петя Иванов ходит в лес вместе со своим дедом. Петя Иванов и его дед прекрасно знают лес, поэтому всегда возвращаются с полными корзинами.
Слова, которые повторяются, необходимо заменять синонимами, существительные можно заменить местоимениями, вообще убрать повторяющееся слово, если это возможно.
Петя Иванов очень любит ходить в лес за грибами и ягодами. Петя Иванов ходит в лес вместе со своим дедом. Петя Иванов и его дед прекрасно знают лес, поэтому всегда возвращаются с полными корзинами. - Петя Иванов очень любит ходить в лес за грибами и ягодами. С собой он всегда берет деда Петра Васильевича. Внук и дед прекрасно знают эти места, поэтому всегда возвращаются с полными корзинами.

• Тавтология
Тавтология - употребление однокоренных слов в границах одного предложения.
Рассказать рассказ. Спросить вопрос. Необычный феномен. Впервые дебютировал.

Способы исправления

- Замена одного из слов синонимом.
Проливной ливень не прекращался целый день. - Сильный ливень не прекращался целый день или Проливной дождь не прекращался целый день.
- Убрать одно из слов.
Проливной ливень не прекращался целый день. - Ливень не прекращался целый день.

• Употребление канцеляризмов
Канцеляризмы - слова и словосочетания, характерные для официально-делового стиля.
По мере увеличения доходной части своего бюджета я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль.- Я стал получать много денег, поэтому решил купить новую машину.

• Плеоназм
Плеоназм - излишество, употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов.
Главная суть, ценные сокровища, темный мрак.

Как можно исправить:
- одно слово можно заменить однокоренным - монументальный памятник - монумент
- убрать одно слово из словосочетания - главная суть - суть, ценные сокровища - сокровища, темный мрак - мрак.


Ляпалиссиады.

Ляпалиссиады - речевая избыточность.
Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши спортсмены, но и зарубежные.

• Нарушение лексической сочетаемости.
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости. Например, долгий, длинный, длительный, долговременный, продолжительный по-разному «притягиваются к существительному». Можно написать: длительный период, продолжительный период (но не долгий, долговременный), долгий путь, длинный путь, продолжительные сборы, долговременный кредит.

• Подмена понятия.
Это происходит в результате пропуска слова.
Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в амбулаторию).
Речевая недостаточность, возникшая как следствие стилистической небрежности автора, легко поддается правке: необходимо вставить случайно пропущенное слово или словосочетание:
Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве. - Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в хозяйстве.

• Стилистически не оправданное употребление тропов.
Употребление тропов может стать причиной разнообразных речевых ошибок. Неудачная образность речи - довольно распространенный недостаток стиля авторов, которые плохо владеют пером.
Степь цвела: словно факелы стояли красные и желтые тюльпаны, голубые колокольчики, степные маки. Автор этих строк не заметил, что сравнил с факелами не похожие на них голубые колокольчики.
Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет. Она была так же мила и еще милее, чем ее белое платье в синий горошек.


Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением законов логики, мышления во время изложения материала.

• Отступление от темы.
Отступление от темы - это ошибка, когда журналист неоправданно отклоняется от выбранной темы. Особенно часто такие ошибки встречаются в интервью.
- Екатерина Петровна, почему ребята очень часто прогуливают уроки по физике?
- У нас прекрасная школа, высокая успеваемость, крепкая дисциплина. В школе великолепно организована внеклассная работа: спортивные секции, хор, кружок по живописи и др. Конечно, иногда ребята позволяют себе «расслабиться» и прогулять урок.

• Противоречие.
Противоречие - это утверждение взаимоисключающих понятий, первое утверждение противоречит следующему в рамках одного текста.
Океан был спокойным. Он и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность.

• Неправильный вывод.
Неправильный вывод - это вывод без достаточного основания.
Несмотря на свою молодость, он хороший человек. Прошу оставить меня на продовольственном складе, так как я очень полюбил море.

• Вывод не соответствует основной идея текста.
Минеральные и витаминные добавки необходимы каждому человеку, потому что они очень калорийны.

 

Возврат в начало

 

Глава VII. Узелки на память

 

Искусство интервьюировать - составная часть мастерства журналиста. Поэтому те советы, которыми мы предлагаем воспользоваться при работе над материалом, тебе дорогой читатель, будут интересны и полезны.

• Собеседник сам должен быть заинтересован в беседе с тобой, тогда она получится плодотворной.
• Ваши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить.
• Журналист как личность должен привлекать собеседника.
• Не задавай злых и провокационных вопросов. Вы получите более ценную информацию, если ваши вопросы будут более спокойными и конкретными.
• Используйте молчание в свою пользу. Молчание - само по себе весьма эффективное средство вынудить собеседника дать ответ.

Преднамеренная пауза иногда побуждает интервьюируемого дать ответ на нежелательный для него вопрос. Иногда человеку необходимо время для того, чтобы сосредоточиться. В таких случаях пауза - это лишняя возможность получить ответ.

• Необходимо давать интервьюируемому высказаться. Не перебивай его, внимательно слушай все, о чем он говорит.
• Повторяй свои вопросы, если на свой вопрос ты не получил ответ, задай его снова, но в несколько измененной форме.
• Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они были понятны собеседнику. Поэтому при подготовке вопросов ты должен учитывать уровень культуры, образования собеседника, его образ жизни и так далее.
• Не задавай несколько вопросов одновременно.
• Не допускайте односложных ответов. Не задавайте вопросы подсказки либо вопросы, на которые человек может ответить только «да» или «нет». Поэтому формулируйте свои вопросы, чтобы в них содержались слова «почему», «как», «что это значит».

 

 

Возврат в начало

 

Hosted by uCoz