Главная страница сайта Алексея Дедова

Спецпроект «Школа журналистики»

Страница «Прорыв»

 

 

 

ПРЕССА В ШКОЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

Ж. Гонне

 

Публикуется по: http://www.ynpress.ru/

 

 

 

Для чего нужна пресса в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего спросим себя: а зачем вообще нужна школа? Когда школьники задают вопросы учителям, а те все время отвечают: "Это не входит в программу", вспоминается изречение Ивана Иллича о том, что школа вообще ни для чего не годится. В настоящий момент необходимо, чтобы школа была в состоянии воспринимать вопросы подрастающего поколения. Основная масса таких вопросов появляется после просмотра, прослушивания, прочтения журналистских новостей. У ребят возникают вопросы, потому что они слушают и видят сообщения о событиях, ежедневно происходящих в своей стране и во всем мире.

И это совсем не просто, будучи учителем, обсуждать те или иные события общественной жизни, так как при этом необходимо иметь свою четко выраженную позицию. К тому же по отношению к новостям учителя находятся в той же ситуации, что и сами школьники: и те, и другие узнают о происходящем через средства массовой информации, и это обязывает педагога учитывать самый широкий спектр проблем и вопросов, которые ставит современность. Узнавая о событиях в мире одновременно со своими учениками, учитель не имеет времени тщательно подготовиться и интерпретировать новости на уроке, но это не означает, что нельзя выработать методику работы в такой ситуации. Будучи на месте учителя, я поступил бы следующим образом: прежде всего, я бы попытался определить, где и когда происходит или происходило данное событие, а затем обратился бы к первоисточникам. Таким образом; была бы вскрыта предыстория этого события, эти поиски были бы предприняты для того, чтобы осмыслить его, разобраться в нем. Это удобный методический прием, который, кстати, касается не только работы с прессой. Отличие обнаруживается в том. Что основное время затрачивается на работу с документами, представляющими часто прямо противоположные авторские позиции по отношению к одному и тоже же событию. Но в условиях демократии существуют позиции разных социальных слоев и политических группировок, своего рода "идейных семейств", о существовании которых необходимо знать и к которым необходимо знать и к которым необходимо относиться с должным уважением.

Чтобы работа действительно была интересной, в любой педагогической ситуации следует принимать во внимание ту манеру, в которой каждый такой слой, каждая такая группировка выражает свой подход к рассматриваемой проблеме, и учитывать. Что существует значительное число вариантов в трактовки информации. Это направление для нас наиболее важно: оно идет от взрослого к ребенку. Но информация может двигаться и в противоположном направлении. И оба эти аспекта неразделимы. Например, в городе Сарла один учитель вывесил в классе специальную доску, куда его ученики - возраста 6-7 лет - каждое утро должны были записывать информацию, которая на их взгляд является самой важной. И вот однажды на доске появились рядом две заметки, первая: "Сегодня во Францию приезжает Папа Римский", а под ней: "У четырех ребят нашего класса выпали зубы." Для нас, взрослых, вторая заметка абсолютно не неинформативна, а для детей - разве она не имеет значения?

Слишком глубокая в школе привычка отстраняться от всего богатства тех происшествий, событий, которыми живут и которые приносят в школу дети. И вызывает большую обеспокоенность то общество, которое отстраняется от детей, как впрочем, и от своих более старших сограждан - оно становится катастрофически редуцированным! Ведь любая информация - это богатство, это то, что обуславливает прогресс. Побочным следствием работы с информацией может быть изменение, эволюция школьных дисциплин.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Однако любая и тем более школьная газета, может иногда и раздражать. Представьте себе, что подростки критикуют школьную столовую. Первая реакция директора школы - занять оборонительную позицию. Но ведь подростки могут не просто критиковать, но и внести свои предложения для решения проблемы. Подобный случай произошел в одном из лицеев Ниццы, где ребята задались вопросом, почему в июне им дают апельсины, которые с февраля хранились в холодильнике, в то время как в это время года в их местности они могли бы получать прекрасные свежие фрукты. Вот уже самом деле достойный вопрос!

Следовательно, пресса в школе играет ту же роль обмена мнениями, дебатов, что и пресса в обществе. Но кроме того, она выполняет также и образовательную функцию, так как заставляет соревноваться между собой два разных "средства информации": учителей и прессу. Ее цель - дать в руки подрастающего поколения средства, позволяющие определить свое место в окружаю0ем мире, познать самих себя, выработать необходимые навыки - например, определить, кем подписана статья, как она написана, как интерпретирована информация, кому принадлежит газета и т.п. Эти действия позволят составить собственное мнение, они же обеспечивают и разнообразие мнений. Отсюда происходит убежденность, что и в самом деле можно принимать полноценное участие как в жизни общества, так и в жизни школы.

В двадцатые годы Януш Корчак написал работу, озаглавленную "О школьной газете". В отличие от Френе, который придавал большое значение типографии и распространению идей, Корчак объясняет свою страсть к школьной газете самим процессом ее создания: прежде всего его интересует, кто отбирает статьи для публикации и почему, на каком основании. Возможно, статьи дополняют друг друга своими подходами. Разнообразие статей помогает организовать деятельность в демократической форме, даже если это и не так уж просто. Главное - каждый участвует в достижении поставленных целей. Успех будет заключаться в том. Что выработается активная гражданская позиция.
Настоящая проблема возникает тогда, когда наблюдается реакция типа: "Во всех газетах говорят одно и то же" или "Мне незачем идти голосовать", и как следствие, возникает уход от реальности, потеря интереса к общественной жизни.

Понимать информацию и участвовать в процессе создания информации - два взаимодополняющих аспекта. И то, и другое требует умения интерпретировать событие, сообщение, то есть освоения процесса обработки информации. Содержание и форма здесь взаимосвязаны.

Учителя должны осознать ту ответственность, которую они несут, имея дело с информацией - все нюансы. Все тонкости должны быть учтены. Рассмотрим пример: какие-то события происходят в Зимбабве. Задаются вопросы, можно собрать специальное досье по материалам прессы - оно составляются из сообщений, полученных из разных источников информации (печатная пресса, радио, телевидение, телекс, информационные агентства). С помощью такой подборки можно рассмотреть разные грани информации. Через некоторое время, скажем, через неделю можно обнаружить новые нюансы в подаче информации. Интересно следить за развитием событий, соблюдая, однако, некоторую дистанцию и по возможности удерживая во внимании все разнообразие подходов. В случае с Зимбабве можно уверенно сказать, что информация о событии будет носить менее полемичный характер, чем если бы обсуждались какие-нибудь социальные явления в своей стране.

Таким образом, мы быстро пришли к вопросу о том, до какой степени стоит внедряться в обсуждение отечественной деятельности. Это может быть воспринято как вызов: может ли школа позволить себе обсуждать социально-политические новости? Да, но осторожно, особыми методами и с определенными гарантиями. Мне кажется, принципиально невозможно не касаться событий, происходящих в своей стране. Иначе вообще отрицается жизнь. Тем, кто утверждает, что основная задача школы - преподавать классику, я бы ответил: читать классическую литературу - значит интересоваться сегодняшней жизнью, современностью. Разрыв с ней был бы искусственным. Учитель старается дать ученикам все. Что от может, прекрасно зная при этом, что у них всегда найдутся вопросы, над которыми они раньше никогда не задумывались. Такая игра способствует развитию не только ученика, но и самого учителя. Они - в равном положении, они партнеры.

Если я написал сочинение, показал учителю, а тот просто исправил мои ошибки и поставил отметку, то я кладу свою работу в портфель и с жалким видом ухожу. Но если я знаю, что написанное мою будет размножено в пятистах экземплярах и распространено, проблема поворачивается другой стороной: я попрошу учителя объяснить мне мои ошибки, посоветовать в плане выбора формулировок, синтаксиса. Это совершенно новый тип взаимоотношений. Обучение в условиях ответственности за опубликованное слово - аспект фундаментальный. Приведу такой пример. В пригороде Гренобля несколько лет тому назад один учитель начальных классов организовал выпуск небольшой школьной газеты, используя коллективный подход. Однажды один из учеников написал статью об одном бродяге этого городка, статью довольно злую, но в то же время не лишенную юмора. Но когда ее решили опубликовать в газете, один из ребят сказал: "Осторожно! Мы выпускаем 200 экземпляров, статью повсюду будут читать, и он, может быть, прочтет ее, а потом его мать тоже живет в нашем городе, она тоже может прочитать... Разве нет чего-нибудь другого, о чем можно было бы написать?" Дети решили ее не публиковать. И это совсем другое дело, нежели теоретические рассуждения по поводу консенсуса.

Но до каких пределов я могу брать на себя ответственность за свои мысли? В конце концов, существуют такие вещи, которые можно обсудить с кем-нибудь на пару, но стоит ли говорить об этих вещах публично? Если я говорю перед микрофоном, это означает, что я обязан отвечать за свои слова. И если сегодня вечером я осознаю опасность и риск последствий за сказанное, тем хуже будет для меня, я должен точно знать, до каких пор можно позволять себе откровенничать.
И именно по этой причине школьная самодеятельная пресса и работа со "взрослой" прессой полностью взаимосвязаны, в противном случае все это - не более чем обычная умственная работа, абстрактные знания без выхода в социальное измерение. Без воспитания гражданина. Часто сам факт знакомства и работы со взрослой прессой приводит ребят к мысли о создании собственной газеты, и наоборот, школьники, издающие свою газету, часто пытаются постичь взрослую прессу. Результат - осознание себя в активной позиции по отношению к прессе, гражданская активность в своем ближайшем социальном окружении.

 

 

Вверх             

Hosted by uCoz