Главная страница
сайта Алексея Дедова
РЕКОМЕНДАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО МОЛОДЕЖНОГО МЕДИА-ЦЕНТРА
Источник: http://media.dvpion.ru
Как написать
хороший текст – 1
Как написать
хороший текст – 2
- Не перегружайте своего читателя. Делайте предложения короткими. Пользуйтесь
простыми знакомыми словами.
- Говорите кратко - только то, что хотите сказать, не больше и не меньше.
- Придерживайтесь настоящего времени и активного залога - это звучит живее.
Прошедшее время и пассив должны использоваться лишь в исключительных случаях.
- Не бойтесь использовать личные местоимения. Помните, что вы обращаетесь лично
к каждому: представьте, что вы разговариваете с другом.
- Избегайте клише. Научитесь обходиться без них. Яркие, необычные слова и фразы
привлекают и удерживают внимание читателя.
- Не используйте слишком много придаточных предложений и вводных слов. Обилие
запятых утомляет. Не давайте своему читателю пересесть на другой корабль.
- По возможности пользуйтесь сокращениями. Они смотрятся естественно. При
разговоре люди постоянно пользуются сокращениями.
- Не хвастайтесь. Смотрите на все с читательской точки зрения. Избегайте слов
"мы", "нам", "наш".
- Придерживайтесь одного направления. Не пытайтесь сделать все сразу. За двумя
зайцем погонишься - ни одного не поймаешь.
- Будьте оптимистичны. Выражайте эмоции. Ваше воодушевление обязательно должно
быть передано в тексте.
- Думайте в отрицательной форме, пишите в отрицательной форме, и вы сможете
добиться отрицательной ответной реакции. Читатели обычно лучше реагируют на
положительную точку зрения. Подчеркивайте суть вещей и то, какими они могут
быть, а не то, какими они не являются.
Заголовок - "лицо" статьи
За считанные секунды читатель решает, прочесть ли ему ту или иную статью,
руководствуясь при этом именно заголовком.
Ежедневные газеты, если читать их полностью, отнимают от пяти до десяти часов
времени; читатель же готов потратить на них самое больше 15-20 минут.
Чтение 70-95% статей ограничивается лишь заголовками. Таким образом, именно
заголовки определяют выбор читателя. Журналисты тщательно собирают информацию,
но несколько слов, один лишь взгляд может уничтожить часы работы.
Непростительная ошибка
Сотни, тысячи читателей пропускают важную и интересную информацию. Каждая
статья должна доказать, что она стоит того, чтобы быть прочитанной. Однако
каждый день появляются тысячи статей, отталкивающих читателя.
Среди допускаемых ошибок, следует отметить следующие:
- употребление в заголовке одного или нескольких малоизвестных слов;
- употребление неизвестных аббревиатур;
- отсылки на события, неизвестные широкой публике.
Наряду с иллюстрациями, заголовки являются первыми сигналами к чтению/пропуску
статьи. 30-70%читателей ограничиваются чтением заголовков, поэтому в интересах
журналиста, заинтересовав читателя, не раскрыть всю информацию в названии
статьи.
Семь заповедей журналиста
Заголовок - важнейший элемент текста. Самое страшное - текст без названия. И в
наши дни встречаются еще такие "монстры".
Заголовок может как привлечь, так и оттолкнуть читателя.
При написании статьи я составляю по меньшей мере 16 различных заголовков, и при
их составлении я пользуюсь следующими правилами:
- заголовок - это афиша; пользуйтесь им, чтобы подвести ваших потенциальных
читателей к тексту; не включайте в заголовок элементы, которые могут сузить
круг целевую аудиторию. Например, если ваша статья адресована как мужчинам, так
и женщинам, не стоит в заголовке обращаться только к женщинам;
- каждый заголовок должен вызывать персональный интерес у читателя или его
любопытство;
- старайтесь, чтобы заголовок всегда был актуальным; читатели постоянно
интересуются новинками;
- не бойтесь использовать длинные заголовки (более шести слов); до сих пор не
замечено никакой разницы между количеством читателей статей с заголовками,
состоящими из двенадцати или трех слов. Заголовки длиной в 6-12 слов дают
больше информации;
- избегайте сложных для понимания заголовков; сложные игры слов, отсылки к
малоизвестным литературным произведениям, аббревиатуры - все это должно быть
исключено из заголовка. Заголовок должен быть в первую очередь понятным. В
одном издании в среднем около 350 заголовков, в том числе и ваш, борются за
привлечение внимания. Опросы показали, что читатель так быстро просматривает
страницы газет/журналов, что у него просто нет времени на разгадывание сложных
заголовков;
- избегайте заголовков, которые не дают никакой информации без прочтения текста
статьи; большинство читателей пропустят такую статью. Играйте с языком;
Перед тем как приступить к анализу различных типов заголовков и многочисленных
способов их составления, позволим себе остановиться на некоторых особенностях
языка. Это будет полезно для нашей дальнейшей работы.
Лингвист Роман Якобсон выделил шесть важнейших функций языка. Его анализ
позволяет лучше понять роль заголовка в его восприятии читателем.
Экспрессивная функция. Эта функция
определяется через передающего сообщение. Когда автор (т.е. передающий) выносит
на первый план свое мнение, анализ, свои суждения, он оперирует именно
экспрессивной функцией. Безусловно, велик соблазн - особенно для начинающих
журналистов - самовыразиться.
Напоминаю, однако, основополагающее правило - в первую очередь информация. Если
журналист непосредственно связан с информацией, которую передает, если он,
например, участник описываемых событий, он не только может, но и должен активно
участвовать в сюжете статьи. Таким образом, он даже привлечет читателей.
В некоторых жанрах журналистики, базирующихся на выражении точки зрения автора,
подчеркивается экспрессивная функция:
- жанр критической статьи;
- редакционная статья;
- полемическая статья;
- статьи в рубрике "свободная трибуна".
Активное участие автора составляет смысл вышеперечисленных типов статей.
Конативная функция. Эта функция, в
отличие от предыдущей, определяется через получателя сообщения.
В центре статей, сосредоточенных на читателе, наиболее ожидаемая информация:
"Расскажите мне обо мне!" Отсюда заголовки во втором лице
единственного или множественного лица: здоровье: "Учитесь управлять
стрессом!"; экономика: "Экономьте до 30% на отправке почтовых
сообщений"; повседневная жизнь: "То, о чем ты должен знать в первую
очередь"; путешествия: "Вы приземлились на Лагосе? Путешествуйте с
удовольствием, а главное избегайте такси".
Однако, чтобы привлечь читателя, необязательно использовать повелительное
наклонение. Например, заголовок "Методы работы: как найти ваш" более
эффективен (т.к. менее авторитарен), чем "Найдите ваш метод работы".
Конативная функция очень важна: читатели хотят получать из газет полезную
информацию.
Референтивная функция сосредоточена
на объекте сообщения, т.е. на передаваемой информации
Когда заголовок состоит из нескольких строк, деление фразы должно
согласовываться с ее грамматической структурой и логическим смыслом.
Увы! Достаточно пролистать несколько газет, чтобы в изобилии найти заголовки,
заканчивающиеся при разбивке на "который", "для",
"с" и др. Встречаются даже случаи разделения имени и фамилии,
числительного и существительного:
НЕПРАВИЛЬНО
"Сегодня вечером танцуем с 60
музыкантами городского духового оркестра"
"Эпопея братьев Гастона и Рене
Кодрон вошла в историю нашего города"
ПРАВИЛЬНО
"Сегодня вечером танцуем
с 60 музыкантами
городского духового оркестра"
"Эпопея братьев
Гастона и Рене Кодрон
вошла в историю нашего города"
И в конце разбивка заголовка, бьющая все рекорды:
"АССОЦИАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ детей нуждаются в наиболее полной информации"
Кроме того, что нарушен логический смысл фразы (двояко понимается
словосочетание умственно отсталые), непонятна также смена прописных букв
строчными. Суть данной функции – как можно быстрее и точнее передать
информацию. А неправильное членение многострочных заголовков лишь усложняют
данную задачу.
Фатическая функция. Эта функция
относится к сообщению как таковому, к контакту между посылающим и получающим
это сообщение.
Лучший пример банальное "Алло!", которое произносят, чтобы убедиться
в том, что вязь установлена. В заголовках, и это очевидно, данная функция не
используется.
Металингвистическая функция
направлена на раскодирование сообщения, с целью донести информацию до
получателя. Все заголовки, за редким исключением, сразу же должны быть
раскодированы. Функцией раскодирования наделяются надзаголовки, подзаголовки и
иллюстрации.
Поэтическая функция – последняя,
выделенная Якобсоном. Это функция привлечения внимания, сконцентрированная в
самом тексте сообщения.
Сюда входят игра слов, интересные, яркие обороты и структуры.
Исследователи настаивают на том, что все функции
могут (а иногда и должны) комбинироваться для создания максимально эффективного
заголовка.
Заголовок должен быть обоснован
Заголовок как неотъемлемая часть статьи выполняет несколько важных функций.
Чтобы понять, хороший ли заголовок вы подобрали, нужно последовательно
обратиться к этим функциям. Все (или почти все) они задействованы? Заголовок
заслуживает по крайней мере признания читателя. Цель составления заголовка
состоит вовсе не в том, чтобы понравиться автору. Поиск может быть долгим и
даже мучительным, но не в этом цель игры.
Первая функция. Привлечь внимание читателей.
Это может показаться очевидным, но до сих пор встречаются заголовки, не отличающиеся
от промежуточных.
Начало статьи должно быть четким. Нет необходимости заставлять читателя
"лезть через окно" (пробегать по всей статье), т.к. дверь должна быть
открыта.
Вторая функция. Дать возможность выбора.
Одержимые идеей отбросить 70-95% предложенных статей (в ежедневных/еженедельных
изданиях, несколько меньше в ежемесячных), читатели полагаются на заголовки,
задавая себе важнейший вопрос: "Интересен ли мне этот сюжет или сразу
пропустить статью?"
Безусловно, существует "промежуточное" решение: шапка или первый
абзац статьи (второй уровень чтения) могут заинтересовать читателя. Однако,
большинство из них не рискуют тратить драгоценное время, чтобы убедиться в том,
что та или иная статья может оказаться полезной, или касается их.
Таким образом, заголовок должен использовать все козыри, т.е. быть достаточно
информативным для большинства читателей. Как иллюстрации (фото, таблицы) и
рубрики, заголовок является гидом для читателя. Если засчитанные секунды
читатель не получает информации, которая могла бы его заинтересовать, статья
отбрасывается в сторону.
Если цель статьи - передача информации (а такова цель большинства ежедневных
изданий), в заглавие должны быть вынесены одна и две основные идеи. Речь в этом
случае идет об информативных заголовках.
Если, напротив, информация, дающаяся в статье, давно известна, но дополнена,
проанализирована, добавлены комментарии, заголовок должен обязательно указать
на этот факт. Такого типа заголовки называют рекламными.
Третья функция. Заставить прочитать.
На каждый заголовок приходится своя целевая аудитория, однако в интересах
журналиста привлечь наибольшее количество читателей. Согласитесь, все мы начнем
читать статью, далекую по сюжету от наших интересов, если заголовок привлек
внимание, удивил, шокировал. Играя словами, интригуя, скрывая или приукрашивая
информацию, рекламные заголовки направлены на привлечение нашего внимания.
Это ни в коем случае не касается информативных заголовков. Даже если при этом
они теряют незаинтересованных в сюжете читателей.
Четвертая функция. Соответствовать стилю
издания.
Вид статьи зависит от нескольких факторов: формат, расположение на странице,
шрифт, тип иллюстраций и пр. Заголовок, соответственно, должен также отвечать
всем этим требованиям.
Пятая функция. Структурировать страницу.
Читатели перепрыгивают со страницы на страницу, с рубрики на рубрику, со статьи
на статью... заголовки при этом являются "позвоночником" газеты.
Поэтому они должны структурировать страницу, придавать ей некую системность, в
некоторых случаях иерархичность.
Задавайте себе вопросы.
Прежде чем дать статье название, автору необходимо самому ответить на несколько
вопросов; ответить, читая статью, какую информацию вынести в заголовок.
Рассмотрим пример небольшой статьи, опубликованной в ежедневной газете:
"Драма в городе Турнан-ан-Бри
(Сэн-э-Марн). В пятницу вечером девочка шести с половиной лет утонула в
бассейне, глубиной в 50 см, находящемся в саду за домом. По словам жандармов,
девочку из воды вытащила мать. Но малышка была уже без сознания. Она была срочно
доставлена в отделение скорой помощи. Увы, спасти маленькую Летисию не удалось.
Как можно было утонуть в таком количестве воды? Среди разрабатываемых версий,
следствием рассматривается возможный обморок девочки. Родители, находящиеся в
шоковом состоянии, пока не выдвигают никаких версий."
Какова главная идея заголовка к данной статье? Очевидно, передать наиболее
важную, существенную информацию. Каждый раз, когда речь идет о заголовке к
статье, представляющей собой набор фактов, необходимо исключительно
информативное название.
Ясно, что читатели всегда хотят узнать, "что новенького и
интересного", поэтому информативный заголовок вполне удовлетворит их
любопытство.
Автор статьи, в первую очередь, должен задать себе вопрос: "Что читатели
должны узнать из этой статьи?" Основная информация содержится в первом
абзаце статьи.
Чтобы убедиться в этом, используем правило шести вопросов: Кто? Где? Как? Как?
Что? Когда? Почему?
Итак:
Кто? Девочка шести с половиной лет.
Что? Утонула.
Где? В бассейне за домом в городе
Турнан-ан-Бри, Сэн-э-Марн.
Когда? В пятницу вечером.
Как? Захлебнулась в бассейне, глубиной 50
см.
Почему? Пока ответа на этот вопрос нет.
Среди полученных шести ответов нужно выбрать наиболее важные. Остальная информация
пойдет в шапку статьи.
В нашей статье основной информацией мы считаем: Кто? Девочка шести с половиной
лет; Что? Утонула; Где? В бассейне за домом в городе Турнан-ан-Бри, Сэн-э-Марн
Ответ на вопрос "когда?" не существенен, т.к. статья опубликована в
ежедневном издании, в котором, как правило, дается последняя информация.
Упоминание о городе также не столь важно, достаточно назвать департамент
(Сэн-э-Марн).
Таким образом, мы выделили самое важнее. Остается составить заголовок, выбирая
элементы, которые привлекут внимание читателя, т.е. вынести в название
"сердце" статьи. Остальная информация будет дана в над/подзаголовке.
Получаем следующий заголовок: " В Сэн-э-Марне девочка шести с половиной
лет утонула в бассейне глубиной 50 см"
Эллен Барри (The Los Angeles Times)
Журналистика во многом опирается на жанр новостей. Без новостей, возможно, не
было бы нашей профессии как таковой. Однако недостаточно просто сообщить о
новом событии или явлении. Надо еще и проанализировать его, показать в
многообразии взаимосвязей, рассмотреть с разных точек зрения и показать
читателям различные перспективы его развития.
Для того чтобы сделать это, нужно писать уже не короткие новостные сообщения, а
объемные «длинные» статьи. Это может быть анализ ситуации, рассказ о необычном
(или самом обыкновенном, но все же чем-то интересном) человеке, повествование о
том, как живут люди в странных местах… Да, собственно, мы пишем обо всем на
свете, и этим хороша наша профессия.
Российская школа теории журналистики выделяет ряд жанров, которые требуют
написания объемных материалов. Не все, но большинство из почти двух дюжин
аналитических и дюжины художественно-публицистических жанров подразумевает, что
для раскрытия темы нужно писать «длинные» статьи.
В западной системе жанров журналистики, однако, все эти типы статей объединены
в одном синтетическом жанре под названием features, не имеющем прямой аналогии
в русскоязычной журналистике. В features обычно включают:
а) репортажи;
б) портреты;
в) статьи-анализы;
г) статьи-мнения - редакционные, колонки, раздумья, дневники и так далее.
Иногда в features включают и статьи, написанные в результате журналистского
расследования.
Существование такого синтетического жанра подчеркивает, что границы между
разными типами статей размыты, а автор имеет достаточно свободы для творческого
под-хода к материалу. Собственно, большое количество жанров, которые выделяются
в российской традиции, говорит о том же.
Для этого пособия важно, однако, что, так или иначе, написание всех объемных
статей подчиняется общим законам. Поэтому мы не будем следовать всем тонкостям
жанровых различий, а просто попробуем разобраться в том, какие существуют
правила и как лучше их применять.
• Новости обычно бывают небольшого объема - 100-300 слов. В редких случаях их
объем может доходить до 500 слов.
• Аналитические статьи - 800-1200 слов.
• Портреты - 800-1200.
• Репортажи - 1000-1500.
• Журналистские расследования - 1500-2000.
• Интервью не имеют определенного объема. Они могут быть и в 200-300 слов, и в
2000.
Техника письма
При всем разнообразии журналистских жанров существует достаточно универсальная
техника написания объемистых, «длинных» статей. Техника письма является тем
самым фундаментом, на котором строится статья.
Техника письма нужна, в частности, для того, чтобы сделать результат журналистской
работы интереснее и доступнее. Чтобы статья увлекала, притягивала читателя.
Без определенных технических навыков это почти невозможно.
Для больших по объему статей техника письма очень важна, так как помогает дисциплинировать
мысль, разобраться в ворохе событий, интервью и отделить главное от
второстепенного. Но что самое важное - статья получается лучше, качественнее.
Техника, конечно, лишь помогает таланту - она не в состоянии заменить его. Но
талант, помноженный на технику, может во много раз повысить качество вашей
работы.
Рекомендации, которые даются в этой главе, более или менее касаются всех «длинных»
статей. Они должны помочь при написании не только репортажей, о которых мы еще
будем говорить, но и статей иных жанров. Будем помнить, однако, что в первую
очередь сказанное относится к репортажам, портретам и статьям, где излагается
ваше мнение.
Прежде чем начать писать
Как и многое в журналистике, техника начинается до того, как вы взяли ручку.
До того как писать, подумайте - а стоит ли вообще писать данную статью? Может
быть, тема недостойна статьи? А если достойна, то будет ли она интересна для
читателя? А если да, то что именно в ней будет наиболее интересным? Почему?
Если поставить эти вопросы более профессионально, по-журналистски, то они будут
выглядеть следующим образом:
Действительно ли в том, о чем я хочу
написать, есть нечто необычное, новое и интересное?
Действительно ли я могу сказать что-то новое по этому поводу?
Для того чтобы смочь ответить на эти вопросы, нужно попробовать представить
себе читателя. Ведь то, о чем вы хотите написать, должно заинтересовать вашего
читателя. А кто он? Журналисты, постоянно работающие в газете, часто не
задумываются об этом, оставляя эти мысли редактору. Однако если вам хочется попробовать
свои силы в другом издании, особенно если это издание иностранное, то без
определения, для кого вы будете писать, не обойтись.
Прежде чем вы начнете писать:
• Подумайте, стоит ли писать эту статью?
• Определите, для кого вы пишете, кто ваш читатель?
• В каком жанре вы собираетесь писать?
• Составьте план статьи.
Итак, кто этот гипотетический читатель, где он живет: в столице, в других
городах страны или, может быть, в деревне? Какого он возраста? Каков его
образовательный ценз? Наконец, если вы пишете для международной аудитории,
нужно представить, в какой стране живет ваш читатель и насколько он знаком с
ситуацией в вашей стране.
Это нужно для того, чтобы определиться со стилем письма. Ведь для молодежи
нужно писать иначе, чем для зрелых людей, а иностранцам нужно объяснять все то,
что для жителей вашей страны очевидно. После того как это выяснено, нужно
подумать, в каком жанре будет ваша статья. Будет ли это жесткий политический
анализ? Или, возможно, лучше было бы написать редакционную статью? Не будет ли
интервью интереснее (это ключевое слово, не забывайте его), или, может, дать
репортаж? Разумеется, всегда лучше выбирать тот жанр, которым вы владеете.
Следующий шаг тоже делается до того, как вы начнете писать статью. Нужно составить
план статьи. Однако план просто необходим для того, чтобы дисциплинировать
собственные мысли и эмоции, представить всю статью, построить логику, по
которой будет развиваться текст.
О плане приходится говорить, так как обычно в постсоветской журналистике действует
принцип «главное начать, а уж дальше как получится». И в результате появляются
рыхлые многословные статьи, где мысль автора перелетает с одного события на
другое, а читателю остается следовать за причудливыми перелетами авторской
мысли. Обычно такие статьи не читают.
Практически все «длинные» статьи состоят из трех основных частей: это введение,
собственно текст, заключение. Этим «длинные» статьи отличаются от новостей. В
жанре новостей в западной журналистике статья заканчивается в тот момент, когда
сказать больше нечего, - в этом весь смысл построения текста в виде пирамиды.
Итак, после того как план составлен, после того как мы определили, что и в
какой последовательности будет изложено, можно начинать собственно написание
статьи.
Введение
Начало статьи - один из важнейших компонентов текста. Именно оно является
своеобразной визитной карточкой всей статьи. И если начало получилось
интересным, то читатель будет с вами. Если же нет, то считайте, что весь ваш
труд по сбору материала и написанию статьи пропал, ибо статью не прочитали.
В главе «Пишем новость » описано несколько видов лидов. Они хороши для коротких
материалов, хотя, в общем-то, их можно применять и при написании объемных статей.
Однако большой объем увеличивает возможности, чем можно - и нужно - воспользоваться.
Поэтому, говоря о «длинных» статьях, будем употреблять термин введение. Оно
больше, чем лид, может состоять из нескольких предложений, да и строится по
иным принципам.
Начальная часть репортажа должна передавать настроение и создавать образ. Она
показывает - именно показывает, что будет в статье, переносит читателя в мир,
описываемый в статье.
Как начинать? От общего?
При написании введения в постсоветской журналистике используют подход «от
общего к частному». То есть сначала формулируется проблема, представляется
общая ситуация, а потом приводятся примеры, подтверждающие первое утверждение.
Однако этот метод легко может поставить журналиста в затруднительное положение.
Это легко, когда ему нечего сказать, когда он либо не видит проблемы, либо
проблема слишком велика, чтобы ее можно было охарактеризовать парой предложений
в начале статьи, либо когда ее просто нет. И в этих случаях начало статьи
получается обезличенным, не связанным с текстом, неинтересным. Такое начало
можно назвать «басенным». Оно похоже на басенную мораль (ее не всегда помещают
в конце - бывает и в начале), которая не связана с самим текстом басни и,
собственно, ничего не сообщает читателю. Например:
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
---
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…
Первые четыре строки никак не сигнализируют о том, что именно будет дальше.
История с волком и ягненком начинается с пятой строки. Такое начало статьи
может быть приложено к самым разным публикациям и ничего не говорит о теме
статьи. Например:
Сегодня, когда экономика страны с большим
трудом переползла из состояния коллапса в состояние затяжного кризиса, очень
важно сделать все возможное для того, чтобы расчистить ей пути, заваленные
накопившимся за год независимости «строительным» мусором.
Так может начинаться статья на любую тему, опубликованная в любой газете одной
из постсоветских стран за 1995-2005 годы. Вот еще пример:
Центральная Азия, по оценкам
международных экспертов, является одной из самых взрывоопасных зон мира.
Это предложение ничего не сообщает читателю. Оно не говорит, о чем будет статья
(кроме как о Центральной Азии). Сама статья может быть о наркотиках, национальной
политике в независимых странах Центральной Азии, о пограничных проблемах или
гражданской войне в Таджикистане.
(Заметим в скобках, что выражения «по оценкам международных экспертов», или
«независимых», или «местных экспертов», или «аналитиков» вообще по
журналистским меркам слабые. Их обычно употребляют, когда хотят скрыть
собственную неспособность найти настоящих экспертов и процитировать реальные
слова реальных людей. Читателю приходится гадать: «эксперты» и «аналитики» не
названы потому, что их много и все они согласны с тем, что написано, или
потому, что автор статьи не может их назвать?)
Тут есть еще одна слабость. Нельзя ссылаться на кого-либо в первом предложении
статьи. Это как бы подчеркивает неспособность журналиста ответственно сказать
даже первую фразу. Неправильно было бы полагать, что подход от общего к
частному свойственен лишь постсоветской прессе. Вот пример из газеты «Гардиан»:
Все знают, что мир несправедлив.
Неравенство является частью человеческого существования. Так было всегда, так
будет всегда. Но чего никогда не знали, так это насколько неравен мир. (The
Guardian. 21.01.2001).
Конечно, фраза «Все знают, что мир несправедлив» в качестве начала статьи нехороша.
Это все равно что написать: «Волга впадает в Каспийское море». Всем это
известно, ничего нового и ничего интересного она не сообщает.
Таким образом, начиная от общего к частному, авторы стоят перед весьма сложной
задачей. Она может быть оправдана при написании аналитических статей или
колонок (о них мы поговорим ниже), но в других жанрах задача настолько сложна,
что, наверное, лучше подумать о другом подходе.
Начинать от частного?
Введения, построенные от частного, получаются более интересными. Они бывают
изобразительными, более живыми и привлекательными. Такие введения если и не
сразу сообщают о главной теме статьи, то, во всяком случае, подводят к ней.
Есть пять основных видов введений от частного. Рассмотрим их.
Описание
Казалось бы, самый простой способ. Действительно, вся журналистика и вся литература
состоят из описаний. Но именно поэтому для описаний требуется мастерство, умение
увлечь читателя, показать ему то, что видели вы. Например:
Посмотрите вниз, на невероятных размеров
дыру, и представьте: в этом гигантском раскопе в плоской монгольской степи,
менее чем в 25 милях от места, где сходятся границы России, Китая и Монголии,
добывали уран, которым начиняли большинство боеголовок термоядерных ракет
Советского Союза. Тех, которые были направлены на Соединенные Штаты во время
холодной войны. И кажется, что эта огромная дыра, около мили в длину, три
четверти мили в ширину и триста метров глубины, является предвестником тех дыр,
которые взрывающиеся водородные бомбы могли бы наделать в центре Вашингтона. Но
это лишь сон. В действительности эта дыра, гигантский прыщ в степи, является
лишь свидетельством того, что в этом далеком углу Сибири находился один из
самых больших в мире урановых рудников и перерабатывающих заводов. Горы шлака,
разбросанные по степи, - еще одно свидетельство этого. Город Краснокаменск, построенный
на пустом месте для 65 000 людей, - вот третье свидетельство. (Washington
Times. 08.08.2001).
Как видим, статья начинается с того, что автор описывает, можно сказать, даже
рисует картину, связанную с основной темой статьи. Он именно рисует ее, стараясь
представить эту огромную дыру так, как ее увидел бы рядовой читатель, если бы
ему удалось туда попасть. Такое описание помогает включить воображение
читателя, втягивает его.
Рассказ
Этот тип введения близок к описанию. Разница в том, что здесь журналист рассказывает
некий эпизод, привлекающий внимание читателя, способный его увлечь.
По-английски такой короткий рассказ-эпизод называется «анекдот». Поэтому в
англоязычных учебниках это введение называется «anecdotal». Ничего общего с
нашим пониманием анекдота, конечно, это не имеет. Хотя еще двести лет назад в
русском языке слово «анекдот» имело это значение. Вспомним Евгения Онегина: «Но
дней минувших анекдоты // От Ромула до наших дней // Хранил он в памяти своей».
Двадцативосьмилетняя Вера Сысоева много
месяцев билась, чтобы накормить своих четырех сыновей. Поняв, что свести концы
с концами ей не удастся, мать из городка Березки, расположенного в 80
километрах к юго-востоку от Москвы, стала просить подаяние у станции метро
«Арбатская». (Moscow Times. 26.06.2001).
Этот прием, когда статья начинается с имени и
фамилии одного из персонажей, весьма продуктивен. Такое начало сразу
индивидуализирует материал, сближает его с читателем. В западной журналистике
обязательно указывается возраст персонажа. Все это помогает читателю ярче
представить человека, о котором говорится в статье.
Интригующее утверждение
Собственно говоря, прогулка по минному полю - не лучший способ пройти от пункта
А в пункт Б.
Но для делегации, состоящей из
американских, российских и французских миротворцев, пытающихся положить конец
тринадцатилетнему конфликту между Азербайджаном и Арменией, четырехкилометровый
марш через напичканную минами «ничейную землю», разделяющую две воюющие
стороны, стал чем-то большим, чем простое упражнение, чтобы достичь
противоположной стороны. (Washington Post. 17.07.2001).
После такого начала хочется читать дальше. Цель достигнута. Кстати, этот словесный
оборот - «Забудьте о…» так часто применяется в англоязычной журналистике, что,
пожалуй, можно уже говорить о штампе. Для нас, однако, он еще внове.
Вопрос
Это еще один способ увлечь читателя. Начиная статью с вопроса, журналист показывает,
что есть проблема. Заинтригованный читатель ищет ответа в тексте, что, собственно,
и нужно журналисту. Например:
Нанесет ли Владимир Путин превентивный
удар? По Москве ходят слухи, что возможно нападение на Грузию. (Newsweek.
October 14, 2002).
Введение, начинающееся с цитаты
В главе «Пишем новость» мы не рекомендовали начинать информационный материал с
цитаты. Однако для статей, которые больше по объему, это допустимо. Конечно,
часто трудно устоять перед соблазном начать статью с цитаты, особенно если один
из тех, у кого взято интервью, говорил «вкусно», использовал яркие образы,
приводил примеры.
Поэтому хотелось бы рекомендовать, чтобы при выборе введения для статьи возможность
цитатного начала рассматривалась в последнюю очередь. Вот пример цитатного
начала.
«О мастер Есаи, помяни меня в своих
молитвах».
Это мольба армянского монаха и художника XIV века Тороса из Тарона, обращенная
к аббату его монастыря Есаи из Нича. Поданная в то время, когда армянская
цер-ковь стремилась к сохранению своей уникальной идентичности, пытаясь
противостоять римской католической иерархии и политическим коалициям соседних стран,
просьба То-роса слышна спустя 700 лет благодаря манускрипту - прекрасно
иллюстрированному Евангелию из Гладзора, в котором ее и читают. (Los Angeles
Times. 09.09.2001).
Что важнее - факт или комментарий?
В том, как мы начинаем статью, есть еще один аспект. В постсоветской журналистике
все чаще встречается первое предложение, являющееся оценкой события. О самом
событии рассказывается дальше. Это значит, что журналист свою оценку
происшедшего ставит выше факта. Часто это бывает неосознанным, иногда может
восприниматься и как требование жанра, но это не оправдывает автора, который,
не рассказав о том, что случилось, спешит дать оценку, показав этим, как надо
думать о том или ином факте. Например:
Необычное преступление раскрыли
сотрудники ГУВД Краснодарского края. Они задержали вымогателя, который требовал
деньги от руководителя одной из коммерческих фирм, надев на ее директора
ошейник со взрывчаткой. (Известия. 25.11.2005).
Или:
Информация о строительстве еще одной
российской военной базы в Киргизии не может не огорчать. Более того, такое
решение идет вразрез с провозглашенной политикой равноудаленности России от
постсоветского пространства. (Российские вести. 1-8 июня 2005).
Конечно, логичнее начинать статью с изложения факта.
И помните: начинать текст с обстоятельства времени («сегодня», или «вчера», или
«через три дня») - значит терять первое предложение. Такое начало может быть
оправдано лишь когда время является главным в повествовании. Об этом я уже
писал в главе о лиде в новостях, но это настолько распространенное явление в
современной журналистике, что, видимо, стоит сказать об этом еще раз.
Однако кроме факта или комментария есть еще третий способ начала статей - с
картинки, изображения, коротенькой истории, которая потом разовьется в статью.
Но та-кое начало относится к статьям совершенно особых жанров - репортажу,
очерку, портрету. В западной традиции они объединены одним названием features.
Я не могу перевести это по аналогии, поэтому и буду применять здесь термин
фичерз. Тем более что он постепенно становится известен нашим журналистам. О
нем мы поговорим позже.
Собственно текст
Вот несколько правил, которых следует придерживаться при написании текстов.
• Текст должен быть выстроен логично.
• Использование цитат является важным аспектом техники письма.
• Использование прилагательных и причастий создает ритм текста. Чем больше
прилагательных, тем медленнее развитие текста.
• Избегайте употребления штампов (или клише) - они обедняют статью.
• Проще, проще, проще
Текст должен быть выстроен логично
Для того чтобы логика сохранялась, следуйте заранее написанному плану. Каждый
последующий абзац должен логически вытекать из предыдущего, и за этим нужно
специально следить. Конечно, в процессе письма всегда вспоминаются детали,
косвенно связанные с основной идеей статьи, и иногда трудно противостоять
искушению вставить их в текст. Но - что поделать? При подготовке статьи всегда остается
много интересного материала, который в статью не входит.
Использование цитат
Это один из важных аспектов техники письма.
Нужно помнить: цитаты не должны быть объемными. Каждая цитата должна состоять
всего из одной мысли. И здесь есть проблема. Неопытный журналист полагает, что
если в тексте используется цитата, то она должна быть идентичным
воспроизведением сказанного источником. Однако устная речь не идентична
письменной. Во время разговора интервьюируемый может перескакивать с одной
мысли на другую, повторяться, его речь может не быть абсолютно точной. Опытный
журналист действует иначе. Он, конечно, запишет сказанное, а затем попробует
понять мысль источника. Поняв, хороший журналист сможет в тексте статьи
передать саму мысль. Конечно, он постарается изложить сказанное источником,
используя, по возможности, его лексику. И если мысль передана правильно и емко,
то источник никогда не будет жаловаться на то, что журналист искажает его
слова.
Впрочем, даже самые лучшие журналисты не стесняются позвонить источнику, когда
текст статьи уже почти готов, и еще раз уточнить цитату. Это всегда оставляет
хорошее впечатление и повышает уровень доверия. Естественно, если речь идет о
цитате обличающей, показывающей, что данный человек сказал именно эти слова, то
изменения не нужны.
Иногда создается хорошее впечатление, если начало статьи строится таким образом:
дается введение, а потом сразу вслед за введением - цитата, подтверждающая,
демонстрирующая, подчеркивающая сказанное во введении. Например:
Лидер политической партии «ЭрК» («Свободный
Кыргызстан»), депутат парламента Турсунбай Бакир уулу на минувшей неделе открыто
выступил против дальнейшего присутствия военной базы антитеррористической
коалиции на территории столичного аэропорта «Манас». На сегодняшний день Бакир
уулу - самый известный политик Кыргызстана, высказавшийся против иностранного
военного присутствия в стране. «Ряд высказываний президента Буша относительно намерений
США осуществить военные кампании против Ирака, Ливии, Сирии и других стран
вызывает протест у моих избирателей. Мы, как мусульманское государство, не
вправе допускать проведение военной операции против мусульманских стран со
своей территории», - заявил Бакир уулу. (IWPR, Reporting Central Asia. 21.08.2002).
Разумеется, это не универсальное правило, а лишь технический прием, который
может помочь при написании сложных объемных статей.
Не бойтесь перефразировать слова источника. Главное, чтобы это было сделано
корректно и не искажало сказанного. Прямая цитата превращается в косвенную, но
текст становится энергичнее и яснее.
Как использовать прилагательные и
причастия
Кажется, что использование прилагательных и причастий украшает текст. Однако в
действительности это не так.
Жизнь наша в последнее десятилетие
изменилась неузнаваемо. И те, кто 50, 30 или 10 лет назад планировал наше
будущее и продуманно вел нас к нему, могут с удовлетворением констатировать: мы
уже живем в другом мире, который принято называть «свободным». Общество, 70 лет
томившееся за «железным занавесом» и мечтавшее избавиться от тоталитарной
идеологической удавки, идиотских сусловских запретов, еще только осознает
глобальные последствия дарованной нам свободы. (Голос Армении. 28.06.2001).
Из приведенного примера видно, как утяжеляют текст прилагательные. Многие можно
просто убрать из текста, и он от этого не пострадает, если не улучшится.
Прилагательные и причастия создают ритм текста. Чем энергичнее текст, тем
меньше в нем прилагательных и причастий. Текст, насыщенный существительными и
глаголами, развивается быстро и ясно, ведь существительные и глаголы показывают
собственно действия, события, факты. А прилагательные и причастия привносят в
текст оценочность, насыщают его и замедляют его течение.
Журналистский текст на английском языке обычно бывает более энергичным и быстрым,
чем на русском или армянском, и поэтому требования к прилагательным и причастиям
в английском языке жестче. Ритм развития текста сильно связан и с традицией. В
русскоязычной и армяноязычной журналистике традиционно используются приемы публицистической
речи и риторические фигуры. Эта традиция склонна к более эмоциональной подаче и
восприятию текста.
Однако использование прилагательных и наречий требует хорошего владения языком
как инструментом письма. А поскольку начинающие журналисты пока еще не владеют
этим инструментом в полной мере, можно посоветовать им учиться писать,
используя как можно меньше прилагательных и наречий. Умение пользоваться этими
частями речи со временем, конечно, придет. Вот пример того, как в описательном
тексте используются оценочные слова:
Водителя-афганца зовут Манон. По-русски
он знает всего два слова: цензурное «хорошо» и матерное - скажем так, «плохо».
Но пользуется этим словарным запасом виртуозно. «Тойота» бодро бежит по шоссе.
Строили наши лет 30 назад, а дорога до сих пор ничего. Только горячая пыль
забивает нос, глаза, уши, рот. Мой давний и надежный спутник по афганским
путешествиям обмотал голову загодя припасенным моджахедским платком, а мне
приходилось давиться пылюкой.
Ритм текста здесь не быстрый, но и не особенно медленный: из 65 слов 15 - прилагательные
и наречия. Это составляет 4,33 от общего количества слов, то есть на каждые
4,33 слова приходится прилагательное или наречие. Ритм здесь как бы заставляет
читателя почувствовать не только скорость передвижения, но и неподвижность
пассажира машины.
Дальше текст становится еще медленнее. В следующем отрывке уже каждое из 3,87
слов прилагательное или наречие. Здесь мы видим неспешную смену ландшафта.
Слева и справа - голая пустошь, поросшая
низкорослой, уже выгоревшей травой. Иногда вдали видны черные палатки
кочевников. Их козы и овцы пасутся поблизости. Так здесь жили и сто лет назад,
и тысячу…
Но вот через два абзаца текст становится энергичным, быстрым, события сменяют
друг друга, и количество прилагательных и наречий уменьшается - они уже
появляются один раз на 14 слов.
Сильно бомбили! Потом талибы сказали: мы
сдаемся. Но кто-то сдавался, а кто-то нет. Арабы, пакистанцы, чеченцы дрались.
Но и афганцев северяне тоже не всех в плен брали. Люди озверели от войны.
Талибы прежде пленных сарбозов (солдат) Масуда убивали долго и страшно. Как они
кричали перед смертью, как кричали… Теперь северяне стали резать глотки
талибам, как баранам. (Известия. 02.07.2002).
Избегайте употребления клише - они
обедняют текст
Есть ряд устоявшихся сочетаний, которые кочуют из одной статьи в другую. Например:
время летит; с удивлением обнаружили; остается лишь недоумевать; при этом нелишне
отметить, что; так называемый; что-то имело место; ярый сторонник; долгие годы;
оборудован по последнему слову техники; десятилетие ознаменовалось бурным
развитием событий и т.д.
Эти словосочетания просто запомнить, они напрашиваются, их так и хочется написать.
Их употребление создает иллюзию умения быстро и хорошо писать. Однако хороший
текст - это текст без клише. Чем их меньше, тем качественнее работа журналиста.
В одном из эпизодов книги «Претендент на престол» автор - Владимир Войнович -
блестяще иронизирует по поводу редактора газеты «Большевистские темпы»,
потерявшего способность чувствовать слово и мыслящего газетными клише.
Борис Евгеньевич Ермолкин был
замечательный в своем роде человек. Это был старый газетный волк, как он сам
себя с гордостью называл. [...]
Нацелив на верстку острый свой карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в
напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно
живое. Все обыкновенные слова казались ему недостойными нашей необыкновенной
эпохи, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение», «красноармеец»
на «красный воин». Нe было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни
верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни. Люди,
упомянутые в газете, не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой
вопрос. Немецких летчиков Ермолкин называл фашистскими стервятниками, советских
летчиков - сталинскими соколами, а небо - воздушным бассейном или пятым
океаном. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом
называлось все, что возможно. Уголь и нефть - черное золото. Хлопок - белое
золото. Газ - голубое золото. Говорят, однажды ему попала заметка о старателях,
добытчиках золота, он вернул заметку ответственному секретарю с вопросом, какое
именно золото имеется в виду. Тот ответил: обыкновенное. Так потом и было написано
в газете: добытчики золота обыкновенного.
Проще, проще, проще
Кажется, что сложно написанный текст, употребление малопонятных слов, нагромождение
оборотов подчеркивают ум автора и глубину написанного текста. Так ли это?
Посмотрим:
С точки зрения технологии управления, всю
иерархию современных областей человеческой деятельности можно отнести к трем
уровням, к трем несовместимым, специфическим, однотипным по типу
функционирования слоям.
Этот текст опубликован в газете. От него клонит ко сну. Возможно, он хорош в научном
сборнике. Но мы же занимаемся журналистикой, и не все наши читатели научные
работники!
Следующий текст также сложен, и можно сомневаться, что рядовой читатель
дочи-тает этот абзац до конца.
Итак, чего хотят сторонники отделения
СУАР (Синцзянь-Уйгурский автономный район. - М.Г.) от Китая? Вполне логично
предположить, что они хотят создать на отделившейся территории государственное
образование Уйгуристан. Хотя историческим компактным районом проживания уйгуров
является Кашгария, многие сепаратистские круги считают, что независимое
уйгурское государство должно географически охваты-вать территорию СУАР, Чиликский
район Алматинской области Казахстана и ряд восточных районов Киргизии.
Интересен тот факт, что эта территория государства Уйгуристан была определена
еще в 1996 г. на Всемирном уйгурском курултае в Стамбуле. При этом было
высказано мнение, что за создание Уйгуристана необходимо вести борьбу всеми
доступными способами, вплоть до вооруженного.
Для того чтобы понять, что этот текст значит (а значит он не так уж и много),
нужно прочитать его несколько раз. Или один раз, но очень медленно и внимательно.
Утяжеленные предложения (20-31 слово в каждом), большое количество ненужных,
лишних слов; псевдонаучность, не свойственная языку журналистики, - все это
делает его скучным. Слова и выражения «вполне логично предположить», «интересен
тот факт, что…», «при этом…» делают текст неповоротливым. Слово «итак» не
должно находиться в начале абзаца. И так далее.
Этот текст не льется, как вода, а катится, как тяжелый камень. Это неправильно.
Начинающие специалисты (это касается и ученых, и журналистов, особенно тех, кто
занимается аналитической журналистикой) думают, что чем сложнее написано, тем
лучше. Наоборот, - лучшие статьи те, которые написаны просто. Старайтесь
использовать простые слова, не перегружайте предложения придаточными. Лучше
разделить сложное предложение на два или несколько - текст от этого станет
динамичнее, быстрее.
А вот пример канцелярита - еще одной профессиональной болезни журналистов:
Все началось с недавнего инцидента на
территории Узбекистана. Как уже сообщалось, поздно ночью четвертого сентября
казахстанские граждане переходили границу в неустановленном месте. Против них
было применено огнестрельное оружие, в результате чего один из казахстанцев
получил ранение. Пограничные власти Узбекистана оправдывают действия своих
военнослужащих. Применение оружия признано обоснованным, поскольку, утверждают
пограничники, на их требования наши граждане отреагировали попыткой нападения,
к тому же оказали сопротивление при задержании. По информации узбекской
стороны, оружие применялось в предупредительных целях, а ранение - не что иное,
как результат случайного попадания. («Экспресс-К (Казахстан). 24.09.2003).
Заключение
Пора подводить итоги и заканчивать статью. А это значит, что новой информации
больше не должно быть.
Неплохо было бы в концовке вернуться к ее началу, к той картинке, которая была
изображена в начале текста. Это подчеркнет существенность сказанного, напомнит
о том, что мы считаем важным. Так строятся джазовые композиции: в конце
обязательно должна прозвучать тема, та, которая была обозначена в начале. Но
звучит она иначе - какие-то ноты более подчеркнуты, что-то изменено. Главное,
что когда композиция кончается, в памяти слушателя остается тема. А это то, что
нам нужно.
Заключение - последняя возможность оставить впечатление у читателя. И она
должна быть использована. Пусть, когда он закончит чтение, у него останется
главная мысль, основное впечатление, которое вы хотите оставить. Неплохо
закончить статью цитатой - яркой, запоминающейся, «вкусной». Еще одним хорошим
способом закончить статью является вопрос, который «повисает» в воздухе и заставляет
читателя думать над темой статьи еще долго после того, как она прочитана.
Однако этот прием нужно применять крайне осторожно, поскольку здесь очень легко
сбиться на банальность.
Старайтесь не заканчивать статью сентенцией «время покажет». Это, видимо, самая
банальная из всех возможных формул. Ведь время все равно все покажет (или
расставит все по своим местам), о чем бы ни было написано в статье.
Варианты компоновки статьи
При написании «длинных» статей, как и при новостных информациях, возможна
компоновка в виде пирамиды. Эта структура весьма продуктивна. Но есть и ряд
других способов. Один из них представлен ниже. При внимательном рассмотрении
станет ясно, что он мало чем отличается от пирамиды.
Другие формы компоновки материала могут быть следующими:
A. Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили
события.
Б. Сериал или эпизод. После лида разделите материал на подтемы и рассматривайте
каждую из них по очереди. Концовка должна связать их в одно целое. В данном построении
материала появляется третий элемент статьи - концовка, который мы рассмотрим
позднее.
B. Напряжение. Обратный поворот пирамиды - концовка «с сюрпризом». Вы рассказываете
о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант
используется редко, но он хорош для событий, ход которых замысловат.
При компоновке материала полезно задать себе следующие вопросы:
• Какова главная тема повествования, от которой вы не должны отходить далеко?
Иначе говоря, о чем ваша статья?
• Если какие-то элементы не укладываются в рамки этой темы, должны ли вы
- так или иначе вплести их в ткань материала;
- построить на них отдельных материал; отбросить их?
• Какие цитаты лучше всего впишутся в изложение материала, насколько удачно
вплетутся они в канву повествования?
• Где и как использовать сбалансированные абзацы: обвинение и опровержение,
одна точка зрения и противоположная ей, то-то в противовес тому-то.
• Можно ли представить ваш материал графически? Если материал сложен, попробуйте
снабдить его диаграммами. Часто структурирование материала сильно облегчается
применением рисунков, таблиц и диаграмм.
Принцип зигзага
О компоновке статьи можно думать и с точки зрения того, как в ней чередуются
факты и «краски». Иными словами, как фактографическая информация дополняется и
обогащается эмоциями, картинками из реальной жизни, рассуждениями автора или
отклонениями от темы. Ясно, что этот принцип неприменим в информационной или аналитической
журналистике. Он больше подходит для фичерз, то есть статей, написанных в
стиле, скажем, путевых заметок или описывающих жизнь где-либо: в деревне, в
провинциальном городе, в отдаленном поселении. Принципом зигзага можно
пользоваться при написании портретов (о которых будет сказано ниже), статей
«один день из жизни…» и других «длинных статей», которые не являются
аналитическими.
Пример 1
«Жизнь в опасной близости от Чернобыля»
Наталья Леоненко едет на велосипеде на работу, рядом бежит ее собака. Дорога
пуста. Наталья не ожидает никого встретить по дороге в Савичи и Двор Савичи -
две деревни в южной части Беларуси, где она работает почтальоном.
Знак на обочине дороги говорит о том, что место, известное как «Зона», -
запретная территория радиусом в 30 километров вокруг реакторов печально
известной на весь мир Чернобыльской атомной электростанции - находится всего в
15-ти километрах отсюда.
Когда-то Савичи были большой красивой деревней на 200 дворов. Сейчас две трети
домов пустует. Они полуразрушены, с разбитыми окнами и обвалившимися крышами.
Вокруг необычно тихо. Чистый белый снег покрыл деревянные дома, улицы и верхушки
высоких сосен окрестного леса. Свежий деревенский воздух так и манит сделать
глубокий вздох. Но один взгляд на заброшенные дома инстинктивно заставляет
дышать с большей осторожностью.