Главная страница
сайта Алексея Дедова
Спецпроект «Школа журналистики»
РАБОТА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК
ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
(КОНСПЕКТ)
А. Дедов
1. Занятия
журналистикой как инструмент развития личности подростка
Журналистика
- один из видов деятельности, который подталкивает человека к осознанию своей
гражданской позиции.
Свобода
слова, которую порой приходится отстаивать.
Поиск ответа
на вопрос «зачем»: цель деятельности журналиста. Ответственность, сопереживание
и готовность помочь человеку. Многие воспринимают журналистику как способ
изменить мир к лучшему.
Журналистика
- средство самоутверждения. Это возможность заявить всему миру о себе и своем
мнении по тому или иному вопросу, проявить индивидуальность.
Развивающий
потенциал журналистики – от владения языком до коммуникативных качеств.
Журналистика
– ворота в мир взрослых: профессия, общение со
взрослыми и т.п.
2. Роль СМИ
в большинстве общественных объединений
Элемент
корпоративной культуры с соответствующими функциями:
- функция
презентации (объединения заявляет о себе обществу);
- функция идентификации
(СМИ как отличительный признак данного объединения);
- функция
ассоциации (сплочение участников объединения, которые обсуждают общие новости,
встречают свою и знакомые фамилии и т.п.).
Способ связи
с общественностью:
- инструмент
продвижения идей объединения, представлений о мире и обществе;
- инструмент
формирования положительного образа объединения (пиар).
Намеренно не
ведется речь об информировании общества о своей деятельности, потому что сразу
возникает вопрос «зачем».
Направление
деятельности участников объединения:
- творческая
самореализация,
- освоение
навыков,
- развитие
личности.
3. СМИ как
основа создания общественного объединения
Обычно: МДОО
– СМИ.
Бывает: СМИ
– СДОО, то есть творческое объединение перерастает в
общественное.
Профильный
пионерский отряд, затем дружина «Пламя» (г. Пятигорск, с 1977, Евгений
Филиппов) – из юнкоровского клуба.
Пионерский
пресс-центр «Всадники» (г. Свердловск, с 1978) – по сути
общественное объединение (устав, законы, поручения, символика и атрибутика и
т.п.).
Суперобъединения:
Союз юных
журналистов Пермской области (есть Интернет-рассылка).
Лига юных
журналистов РФ и творческое объединение ЮНПРЕСС (есть методическая библиотека)
Различия
между творческим и общественным (в привычном понимании)
объединениями достаточно тонкие.
В отличие от
творческого объединения (кружка, клуба, студии) в общественном
есть:
- идеология,
с помощью которой объединении осмысливает свою общественную позицию;
- задача воспитания
участников объединения в соответствии с некоей моделью, нравственным образцом
(закреплена в законах – писаных и неписаных);
- широкое
применение самоуправление;
- появление
иных направлений деятельности.
4.
Технология формирования общественного объединения на базе СМИ
-
Формирование команды. Жак Гонне утверждает, что 5-6
человек в состоянии выполнить весь объем работ в школьной газете.
- Разработка
концепции газеты.
- Выпуск
газеты.
-
Формирование корпоративной культуры: символика, традиции, ритуалы.
- Развитие
самоуправления, системы поручений.
- Создание
среды обитания.
-
Формирование нравственной модели и ориентация на нее в воспитательной работе.
(«Юнкор должен…»)
- Осознание
гражданской позиции.
- Появление
новых направлений деятельности.
5. Газета
как основа МДОО
По науке,
жизнеспособным является общественное объединение, «открытое» в социум.
Перерастание
газеты школы в газету села, микрорайона.
Ели не
перешагнуть собственный пиар, постепенно теряется
смысл деятельности. Обязательно нужна общественно-полезная направленность
(мусор, благоустройство, конкурсы улиц, урожай овощей, сосед-орденоносец и
т.п.).
6. Радио и
ТВ как основа МДОО
Идея
объединения заложена в самой технологии электронных
СМИ – общественном характере производства информационного продукта.
Проекты
«малого» ТВ:
-
производство программ и сюжетов по заказу (к событиям, учебные
и т.п.);
- местная
сеть ??
-
Интернет-ТВ,
- выход на
муниципальные каналы.