Александр
Скворцов
Размышления о непостроенном храме
Полный
текст - «Субботняя газета», 15.09.1996
В районе несколько севернее
современного магазина “Хлеб”, на углу улиц К.Мяготина и Пролетарской, было старообрядческое кладбище. Было оно ограждено
от “суеты мира” глухим забором, в котором с трудом можно было обнаружить
щелочку. Никаких памятников, по словам очевидцев, здесь не было. Аккуратные
покрытые травой холмики. А в наше время, во дворах построенных здесь домов, в
детских песочницах попадались вместо игрушек
человеческие кости. Несколько восточнее старообрядческого кладбища, было
большое православное кладбище Троицкого
прихода города. Вот что можно прочитать про это место в воспоминаниях старейшей
учительницы Евдокии Марковны Делининой, 1872 г.р., долгое время проживавшей в
Тихоновском предместье города:
“С запада было кладбище и шла
роща, на которой устраивались гулянья. По воскресеньям играла музыка и на
открытой террасе шли танцы. В торжественные дни устраивали фейерверк, пускали ракеты,
шутихи и другие фигуры.
Роща была окружена глубоким рвом и
попасть можно было только через мостики. Помню ещё, что у этих мостиков
продавали так называемый “баварский” квас пленные турки в своих костюмах, а на
голове шапочка с кисточкой. Потом их не стало, куда их отправили неизвестно”.
Роща эта, в которой курганцы ещё в
начале нашего века собирали ягоды и грибы хорошо просматривается на планах
1900, 1903 и 1906 г.г. Располагалась она между современными улицами
Пролетарской и Кравченко, а с юга в
одном месте доходила почти до улицы Гоголя.
А традиция танцевать и веселиться
вблизи кладбищ, оказывается, не навеяна революцией. Скорее наоборот. Революции
Безвременья происходят в силу определенных традиций.
Но вернемся на Троицкое кладбище по
бывшей Вокзальной улице. Похоронные процессии шли по Компанейскому переулку
(сейчас улица Заводская). Старожилы помнят многочисленные богатые памятники и
склепы этого кладбища.
В 1914 году на Троицком кладбище был
похоронен почетный гражданин города Иван Иванович Меншиков, владелец
Боровлянского стекольного завода. На могиле Меншикова, за кружевной чугунной
оградкой, рядом с простым памятником- пирамидой, были установлены две искусственные вишни с
вечнозеленой листвой и красными ягодами.
Долгое время вынашивалась мысль о
постройке на кладбище однопрестольного храма Во имя Нерукотворного Образа
Всемилостивого Спаса. Инициатором постройки храма был протоиерей
Дмитрий Кузнецов. Однако, из имеющихся
документов видно, что уже в то время курганцев больше занимали дела о
“хлебе насущном”. Увы, таким наш город был всегда. Очевидно, поэтому и “хлеб
насущный” все еще остается проблемой. “ Единственным инициатором постройки храма
являюсь я,”- с огорчением пишет Кузнецов в своем рапорте 2 марта 1906 года
в Тобольск. Впрочем, протоиерей был по-видимому человеком энергичным. С большим
трудом, в течении двух лет “пробивается” план храма. Дмитрий Кузнецов после
долгих уговоров сам чертит план, приносит его сначала известному архитектору
Юшкову, и, ничего не добившись, забирает и передает технику Новикову. 26 апреля
1905 года план, наконец, отправляется а Духовную Консисторию на утверждение.
Создается церковно-строительный комитет, выбирается и апробируется место для
строительства. ”Сентября 1905 года, 10
дня, - пишет в отчете Курганский городской архитектор Юшков, - я произвел осмотр места избранного для
постройки каменной церкви на Курганском Троицком кладбище и исследование
грунта. Оказалось: место для постройки церкви избрано сухое, довольно
возвышенное, грунт - сухой, плотный,
глинистый с незначительной примесью песка”. И это все, чего смог добиться не в меру энергичный
протоиерей. Идет время. Средств на строительство катастрофически не хватает. К
тому же появляется серьезный конкурент в лице общины Архистратиго -
Михайловского женского монастыря.
Архистратиго-Михайловский женский
общежительный третьеклассный монастырь, известный на рубеже веков более
как Казинский, был основан в 1896 году в
семи верстах от поселка Пресногорьковского вблизи живописных озер Кобаньего и
Бандурино на территории Петропавловского уезда Акмолинской области (современный
Казахстан). Территория была под управлением Омской епархии. Монастырь имел два
подворья в Омске и в Кургане. Омская община без видимых усилий создает себе
храм. Но Курган - ближайший к монастырю город, почти в три раза ближе, чем
Петропавловск. Город имеет важное значение в жизни монастыря и Община просит
места в Кургане под храм на улице Дворянской. Городская Дума выделяет это место в 111 квартале
города, напротив Троицкого кладбища.
В этом районе, в доме с современным
адресом ул. К.Мяготина, 160 находилось монашеское подворье. В начале века это
был одинокий двухэтажный дом с высоким забором. И сейчас окна первого этажа
смотрят только во двор. Монашкин дом -
так называют его старожилы. Автор пока не располагает документами доказывающими
это. Но не задолго до смерти Людмилы Афанасьевны Кунгурцевой, в девичестве Долгополовой, дочери известного курганского
мастера и друга священника Богословского, я услышал ее рассказ об этом доме.
Людмила Афанасьевна первая назвала “координаты” этого места. В этот дом она
неоднократно приходила и в детстве, и в юности. Здесь была своеобразная
мастерская. Сестры зарабатывали на жизнь рукоделием. Впрочем, одновременно, c
посетителями велись всегда беседы об устройстве мира. Известно, что монастырь
существовал какое- то время и после Гражданской войны.
Но вернемся в начало века. 7 сентября
1909 года в Тобольск прибывает письмо следующего содержания:
“Архистратиго-Михайловского
общежительного женского монастыря Игуменья Евпраксия.
Нижайшее прошение.
Припадая к стопам Вашего
Преосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца почтительнейше осмелюсь просить
утвердить план на церковь в городе Кургане Тобольской Епархии и благоволите
разрешить производить постройку. При сем прилагаю проект плана, смету и
разрешение городской думы.
Вашего Преосвященства Милостивого
Архипастыря и Отца нижайшая послушница настоятельница монастыря Игуменья Епраксинья.
Августа 31 дня 1909 года”.
Однако своих средств у монастыря нет.
Сестры ведут сбор денег в городе, который и так не очень многим располагает. И
9 октября 1909 года в Духовную Консисторию уходит рапорт Благочинного
священника Николая Богословского с предложением отказать общине в строительстве
храма. Предложение принимается Консисторией, сестрам “чужой” епархии указывают
их место не всегда желанных гостей, но это совершенно не может помочь
строительству храма на Троицком кладбище. Денег не хватает, а цены растут. Кирпичи стоят уже не 14 рублей за
тысячу, а 18. Меняется и само время. “Красный смех чужих знамен” слышен уже и в
Кургане состарившемуся протоиерею. На закрытом кладбище (территории
современного городского сада), на могилах декабристов - всегда полевые цветы.
Кто тогда мог подумать о грядущей судьбе этих могил? Ждали “кораблей свободы”.
Строительство же храма решено было отложить до “лучших времен”, которые,
впрочем, так и не наступили. Видимо нельзя построить свой храм на развалинах
чужого.
Троицкое кладбище, как
действующее, просуществовало до конца 20-х
годов. ”За весну Курган в направлении к Троицкому кладбищу вырос , -
писала газета “Красный Курган”.- Образовалась целая улица небольших
деревянных домиков. Горсовет постановил закрыть Троицком кладбище, т.к. дома подходят к нему почти сплошь. С 1 апреля 1927 года место для погребения
будет отведено за линией железной дороги”. Имелось в виду кладбище на современной улице Гагарина, напротив
Дома торговли, просуществовавшее, как действующее до 1 ноября 1951 года.
Троицкое же кладбище действовало скорее всего ещё до 1928 года. Затем могилы
стали уничтожать, чтобы мясокомбинат разбил здесь свой сад. Впрочем, по
рассказам очевидцев, курганцы в этом саду вели себя как на кладбище. После 16
часов сад быстро пустел.
В 30-е годы площадь восточной части бывшего кладбища используется для ремонта артиллерийских
орудий, а во время Великой отечественной войны курсанты авиационной школы
изучают здесь матчасть самолётов.
Кладбище имеется на многих планах
города. До недавних пор здесь, теперь во дворах жилых домов, в родительские дни можно было увидеть людей с венками, пришедших
помянуть своих близких. Позади выстроенных на рубеже 40-50 годов домов по улице
К.Мяготина , 181 и 185 растут и сейчас чудом уцелевшие тополя, оставшиеся от кладбища. Долгие
годы в религиозные праздники к ним
возлагались цветы, а на ветвях тополей висели венки.
При подготовке
материала были использованы материалы Государственного архива Курганской
области:
И 235, опись 1, дело 72
(Архистратиго Михайловский женский монастырь);
И 235, опись 1, дело
128 (О постройке церкви на кладбище при Троицкой церкви);
использовались
монографии о монастырях России, опрос старожилов города (в частности Людмилы
Афанасьевны Кунгурцевой, 1901 г.р. , Анны Анфимовны Ложковой, 1923 г.р. и
многих других), консультации со ст. научным сотрудником областного
краеведческого музея А.М. Васильевой, писателем Б.Н. Карсоновым.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психология |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Дедов Алексей
Николаевич +7 908 832 06 77 |