Страница для юных тележурналистов

 

 

 

Простейшие советы телеоператорам

 

Институт прикладных видеотехнологий компании «Сони»

 

 

 

Хорошие кадры, как правило, не получаются случайно. Чувство композиции, знание принципов визуализации образа, тщательно проработанный сценарий съемки и крепкие операторские навыки – это всего лишь несколько элементов, которые помогут вам снимать более эффективно. Вот 16 советов, которые вы должны взять себе на заметку.

 

1. Перед началом работы осмотрите место съемки

Перед тем, как вы начнете устанавливать камеру, обойдите и осмотрите место съемки. Постарайтесь найти возможные кадры для визуальной последовательности. Если вы потратите несколько минут на то, чтобы выбрать место для камеры, определиться с углом съемки и с фоном, это поможет вам снять наиболее удачные планы из всех возможных.

 

2. Объект должен быть хорошо освещен

Выберите угол съемки, который сводил бы к минимуму воздействие яркого фона. При невозможности хорошо осветить место установите линзы в положение, которое поможет вам «сократить пространство». Убедитесь, что предмет, который вы снимаете, - самый яркий в кадре.

 

3. Выбирайте наилучшее положение для съемки человека.

Поместите человека, которого вы снимаете, в кадр так, чтобы его тело и плечи были видны под углом ¾, а лицо было развернуто на камеру. В этом случае человек выглядит более стройным, есть контакт человека в кадре со зрителем. Такой кадр ни в коей мере не будет похож на фото задержанных в отделении милиции.

 

4. Выбирайте эффективную, доступную композицию.

При съемке объекта старайтесь показать все его стороны. С помощью угла съемки постарайтесь создать композиционные линии, которые усилили бы ваш кадр. Эти линии заставят зрителя сосредоточить свое внимание на выбранном вами объекте.

 

5. Координируйте движение в кадре.

Движение в кадре всегда вызывает интерес. Следите за тем, чтобы не пересекать ось съемки (правило «восьмерки»). Любое движение должно быть оправданным. Если движение слишком долгое, постарайтесь снять кадры, которые помогли бы его сократить.

 

6. Не старайтесь показать слишком много.

Телеэкран не столь велик, поэтому на общих и дальних планах детали не всегда заметны. Сведите число важных деталей до минимума и избегайте «перебора» объектов в кадре.

 

7. Пользуйтесь штативом.

Когда у вас нет движения внутри кадра, камера должна быть устойчива. Штатив также поможет вам сделать все ваши движения более ровными, без тряски в начале, в середине или в конце кадра.

 

8. Меняйте крупность съемки

Старайтесь делать как общие, так и крупные планы. В этом случае ваш кадр будет выглядеть более выразительно и естественно.

 

9. Начинайте и заканчивайте все движения статичным, хорошо поставленным кадром.

Очень сложно смонтировать кадры, заканчивающиеся на движении, особенно если скорость движения в этих кадрах разная. Если вы будете заканчивать все движения статичным планом, последующий монтаж будет более легким и гибким.

 

10. Репетируйте перед съемкой

Прорепетируйте все движения камеры до начала съемки. Ставьте метки, чтобы вам легче было повторить панораму, отъезд или наезд. Репетиция поможет вам не допускать резких движений.

 

11. Не злоупотребляйте трансфокатором.

Одним из признаков любительской съемки является чрезмерное использование трансфокатора. Трансфокатор должен использоваться для привлечения внимания к объекту, для «раскрытия» новой, неожиданной информации либо для установки угла до начала съемки кадра.

 

12. Страхуйте себя – делайте съемки с разной скоростью.

При съемке с движением камеры повторите одно и то же с разной скоростью. Если вы на монтаже захотите использовать быстрый наезд вместо медленного, вы сможете легко это сделать. Кроме наездов, отъездов и панорам снимайте также статичные кадры этих же объектов.

 

13. Снимайте одно и то же действие с разных точек.

При перерыве в действии изменяйте размер кара, а также угол съемки на 30-45 градусов. Повторите съемку предыдущего действия с другого угла, затем продолжайте снимать новое действие. Набирайте достаточно материала таким способом, с тем чтобы принимать окончательное решение в монтажной комнате, а не на месте съемки.

 

14. Снимайте человеческие реакции, перебивки.

Убедитесь, что у вас есть обратные планы (желательно средние и крупные) людей, принимающих участие в разговоре и реагирующих на слова собеседника.

 

15. Установите осевую линию съемки.

Проведите воображаемую линию через место съемки и старайтесь снимать только с одной стороны этой линии. Это поможет вам сохранить направленность действия. Подстраховывайте себя: снимайте дополнительные направленные планы.

 

16. Будьте изобретательными.

Самые лучшие и искусные кадры получаются в результате эксперимента. Попробуйте изменять фокус, панораму на реакции людей, держать объект в расфокусе либо другие приемы, которые помогли бы вам показать, что вы хотите. Будьте, однако, осторожны, чтобы ваши эксперименты не шли во вред содержанию.

 

 

К началу